Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности

2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая стимулирование познавательной деятельности.docx

— 103.66 Кб (Скачать)

Метод выстраивания вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе уроки игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Примером  может служить проведение на  уроке природоведения  игры- путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. А контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов  космических кораблей на звание «Лучшего штурмана».

Метод стимулирования  занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию  познавательного интереса.

Например задачи на сообразительность  по математике.

1)Лестница состоит  из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).

2) Валя и Миша  весят столько же, сколько Боря  и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя)

 Методы развития творческих способностей учащихся - это творческое задание, для решения которого учащимся необходимо придумать приемы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.

Частое применение таких  заданий приучает учащихся постоянно  думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.

Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового  элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К  примеру, после решения представленных в игровой форме заданий можно  предложить учащимся  изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

Важным моментом стимулирования познавательного интереса может  стать компьютер. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно ориентированный подход. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. На уроке, как правило, практикуются применение элементов ИКТ: компьютера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски,  интерактивных плакатов.  Например, на уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка, игровые оболочки на закрепление и контроль знаний.

Мультимедийный проектор, проецирующий изображение написания  букв, способен помочь решить  проблему отработки написания букв. Это  сэкономит время на уроке, повысит  эффективность работы, поможет избежать рассеивания внимания первоклассников.

Программа по русскому языку  уделяет большое внимание знаниям  и умениям учащихся в области  фонетики. Для повышения эффективности  работы со словарными словами можно  разработать демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова, словоформы, картинки, а также познавательные сведения, подборка элементов фольклора  и устного народного творчества.   

Данная работа позволяет  расширить словарный запас ребенка, кругозор, знакомит с фольклором, носит  познавательный характер, а также  повышает мотивацию. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс  позволяет учитывать  познавательные и игровые потребности учащихся  начальной школы.

Использование данных методов  стимулирования, помогло повысить интерес  учащихся к обучению, развивать  внимание детей. Данные виды работы не занимают много времени на уроке,  но позволяют достичь видимых  результатов. Методы наблюдения и анкетирования  показывают, что пассивные дети включились в работу, улучшилась дисциплина и  повысилась работоспособность.

 

Рисунок 1. Результаты использования методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что у учащихся 1 класса на конец года качество знаний повысилось на 7%. Следовательно, стимулирование познавательных интересов младших школьников вышеперечисленными методами является эффективным. 

Каждый из вышеперечисленных  методов организации учебно-познавательной деятельности в одно и то же время  обладает не только информативно-обучающим, но и стимулирующим, мотивационным  воздействием.

 

3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

 

В старших классах интересы школьников к школьным предметам  и внешкольной деятельности связаны  с вопросами личного самоопределения  в жизни. У юношей и девушек по сравнению с подростками углубляется интерес к внутреннему миру человека, к его ценностям, образу жизни. Исходя из цели самоопределения, старшеклассник оценивает мир, друзей, литературу и искусство. Проблема самоопределения обуславливает круг его интересов, знакомых, отношение к учебе и внешкольным занятиям.

В качестве примера использования  методов по стимуляции учебно-познавательной деятельности старших школьников, в  работе представлена разработка практикующих педагогов, а также система уроков и занятий, проведенных со школьниками (Приложение Б, В).

Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где  использовались методики, позволяющие  выявить особенности развития у  них познавательных интересов.

Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.

Пояснительная записка

Интерес! Вечный двигатель  всех человеческих исканий, неугасающий  огонь пытливой души.

Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям  потребности в самообразовании  — сложный процесс, связанный  с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе — главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной  школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем  русский язык и литература выполняют  и общепредметные задачи.

Задачи программы

1. Подобрать задания на развитие познавательных интересов старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

2. Повысить уровень развития познавательных интересов у старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

3. Воспитать учащихся средствами данных предметов, развить их логическое мышление, обучить школьников самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе, формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Деятельность педагога-психолога должна быть направлена на развитие познавательных интересов старших школьников. Для осуществления данной задачи нужно проводить с детьми различные уроки и занятия, внеклассные мероприятия. Приведенные в исследовании формы и методы работы должны способствовать развитию познавательных интересов старших школьников

 

 

Заключение

 

Итак, система влияния  школы на познавательные интересы учащихся во многом определяется психологическим  климатом в педагогических коллективах, способностью и готовностью работников школы к постоянному педагогическому  поиску. И в этом источник вдохновения  для решения тех современных  задач, которые поставлены перед  школой «Основными направлениями реформы  общеобразовательной и профессиональной школы».

Пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в  самообразовании — сложная проблема и важнейшая задача школы, с особенной  очевидностью встающая в настоящее  время. В процессе обучения важно  обеспечивать возникновение положительных  эмоций по отношению к учебной  деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Существуют признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов  учения:

1. Познавательный интерес  — наиболее предпочитаемый школьниками  мотив среди других мотивов  учения.

2. Познавательный интерес  как мотив учения “раньше и  более осознаётся школьниками”.

3. Познавательный интерес  как мотив носит “бескорыстный  характер”.

4. Познавательный интерес,  “создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания  и результат”.

5. Познавательный интерес,  развивается в кругу других  мотивов и взаимодействует с  ними.

Процесс формирования и развития глубоких познавательных и нравственных интересов и потребностей у учеников современной школы происходит при  использовании в работе педагога-психолога  таких форм и методов работы как:

- самостоятельная работа учащихся, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

- проблемное обучение; эвристическое обучение; обучение с компьютерной поддержкой;

- применение мультимедиа-систем;

- использование интерактивных компьютерных средств;

- взаимообучение (в парах, микрогруппах);

- тестирование знаний, умений;

- показ достижений обучаемых; создание ситуаций успеха;

- соревнование (с товарищами по классу, самим собой);

- создание положительного микроклимата в классе;

- доверие к обучаемому; отношение педагога к своему предмету, обучаемым.

- гуманизация школьных отношений уроков, внеклассных мероприятий, совместная работа школы и семьи.

Деятельность педагога-психолога должна быть направлена на развитие познавательных интересов старших школьников и должна включать разработки конкретных дидактических и методических материалов, познавательных бесед, вечеров, дискуссий, написание рефератов, докладов, сообщений научно-исследовательский творческая тематика докладов, рефератов, четкие требования к их подготовке, подбор научно-педагогической литературы, планы и программы творческих семинаров, задания для самостоятельной работы различной степени трудностей, организация дискуссий смотр-конкурс лучших работ учащихся по различным предметам, консультации сильных для учеников, отстающих в учении, приемы создания эмоционально-нравственной ситуации, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, учебные дискуссии, создание в учебном процессе ситуаций успеха.

 

Список использованной литературы

 

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - С. Пб.: Изд-во «Питер», 2001. - 272 с.
  2. Божович Л.И. Избранные педагогические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
  3. Грибальчик Е. К. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе / Е.К. Грибальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.В. Петрусев. – Минск: КрасикоПринт, 2001.
  4. Дружинин В. П. Психология общих способностей. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-368 с.
  5. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: «Дом педагогики», 1996. - 208 с.
  6. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. - 1997. - № 3. - С. 14-23.
  7. Жарова Л.В. Теоретические основы организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Межвуз. сб. научн. тр. - Л: ЛГПИ, 1985. - С. 78 - 84.
  8. Жук О. Л. Педагогика / О.Л.Жук. – Минск: БГУ, 2003.
  9. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск, 2003.
  10. Казимирская И. И. Организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащихся старших классов: учеб.метод. пособие для рук. и педагогов общеобразовательной  школы/ И.И. Казимирская. – Минск: РИВШ, 2007.
  11. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
  12. Коменский Я.А Избр. пед. соч. в 2 т. / Под ред. А.И.Пискунова  и др. - М.: Педагогика, 1982.- Т. 1. Великая дидактика. - 656 с.
  13. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.
  14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. - М; Педагогика, 1983. - 392 с.
  15. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.
  16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1.977.- 240 с.
  17. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
  18. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
  19. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуриковой; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
  20. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 239 с.
  21. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 81-88.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-712 с.
  23. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
  24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2-х т. Т. 2. - М.:: Педагогика, 1974. - 440 с.
  25. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Нар. Aсвета, 1975.-208 с.
  26. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.
  27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
  28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  29. Щукина Г.И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Межвуз. сб. научн. тр. -Л.: ЛГПИ, 1985. - С.т 3 - 14.
  30. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения