Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности

2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая стимулирование познавательной деятельности.docx

— 103.66 Кб (Скачать)

Наконец, познавательный интерес  школьника может быть достаточно устойчивым. Тогда внутренняя мотивация  в учении будет преобладать, и  ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним  стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое  с потребностью в познании, когда  ученик не просто хочет учиться, а  не может учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества  путей (не только в учении, но и в  занятии любимым делом в свободное  время; не только учебная книга, но и  множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств  может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес  школьников.

В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание  мотива всегда сопряжено с более  сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.

Осознание познавательных интересов  учащихся позволяет им оказывать  предпочтение учебным задачам более  сложного характера, к чему они стремятся  при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

В свою очередь неосознанный интерес порождает всеястность  в выборе круга чтения, ТВ, занятий  в часы досуга, что мало содействует  укреплению доминирующих интересов  и определившихся склонностей школьника [15, c. 7].

Итак, познавательный интерес  нужно признать одним из самых  значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как  на создание светлой и радостной  атмосферы обучения, так и интенсивность  протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разобраться в  этом.

В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

  1. В нем выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
  2. В нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающегося обучения.
  3. Психологическая структура самого феномена «интерес».
  4. Под его влиянием активизируется процесс познавательной деятельности, в целом, и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

Таким образом, внутренняя сторона  учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более  благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

2 Пути и средства  стимулирования учебно-познавательная  деятельность учащихся в учебном  процессе средней школы

 

2.1 Цели и задачи  стимулирования  учебно-познавательной  деятельности учащихся

 

Все способности человека, как это было отмечено выше, развиваются  в процессе деятельности. Нет другого  пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном  познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Развитие познавательных творческих способностей учащихся –  цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации  является средством достижения цели. Понимание этого важно для  работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в  том, что являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими  имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования  их познавательных умений.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень  развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие  возможности ученика, предъявляющие  к нему требования, значительно опережающие  уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную  роль в обучении. Они подрывают  у ученика веру в свои силы и  способности.

Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного  достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащихся.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные  операции.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные  действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет  экспериментальные задания и  т.д. Каждое из указанных действий можно  разложить на отдельные психические  процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и  т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим  является мышление, Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и  связь между ними, чем глубже они  осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся – это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это, значит, формировать у них мотивов  учения. Учащиеся должны не только научиться  решать познавательные задачи, у них  нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время  является одной из главных задач  школы.

 

2.2 Приёмы стимулирования  познавательной активности

 

Каким же образом можно  предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала  и обеспечить активное восприятие и  осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют  два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном  отношении, живым и интересным по форме, во-вторых, в процессе устного  изложения знаний необходимо применять  особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит  в том, что при устном изложении  знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися  познавательные задачи и вопросы, которые  им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение  темы нового материала и выделение  тех основных вопросов, в которых  надлежит разобраться учащимся. В  такой ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием  и незнанием, у них возникает  потребность в разрешении этих противоречий, и они начинают проявлять познавательную активность.

В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к  осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к  выделению в ней главных и  наиболее существенных положений.

Хороший эффект в активизации  мыслительной деятельности учащихся при  устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые  факты, примеры и положения с  тем, что изучалось ранее. В частности, К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение [24, c. 204].

Психологический механизм воздействия  сравнения на мыслительную деятельность человека пытался в свое время  раскрыть еще Гельвеций. «Всякое  сравнение предметов между собой, – писал он, – предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие – побуждение, заставляющее сделать это».

В активном восприятии и  осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению  увлекательный характер, делать его  живым и интересным. Прежде всего, здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.

К ним относятся: новизна  научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся  представлений, глубокое проникновение  в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю необходимо постоянно  заботиться о том, чтобы не сводить  свое изложение к простому пересказу  учебника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами.

К.Д. Ушинский писал, что изучаемый «предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся» [24, c. 202].

Большой эффект в обучении дает, как уже отмечалось, применение принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так же опытов и т.д. Недаром К.Д. Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен, прежде всего, упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему.

Таковы наиболее важные общедидактические  приемы активизации познавательной деятельности учащихся при устном изложении  знаний учителем.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого  характера. Разновидности: программированные  задания, тесты.

Первый уровень – воспроизводящая  активность. Характеризуется стремлением  ученика понять, запомнить и воспроизвести  знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением  ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая  устойчивость волевых усилий, которая  проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и  стремлением не только проникнуть глубоко  в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый  способ.

Характерная особенность  – проявление высоких волевых  качеств ученика, упорство и настойчивость  в достижении цели, широкие и стойкие  познавательные интересы. Данный уровень  активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования  между тем, что ученик знал, что  уже встречалось в его опыте  и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с  жизнью, является содержательной основой  для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает  основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для  его теоретического толкования. В  то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано  с качественной познавательной деятельностью  школьников.

Принцип сознательности и  прочности усвоения знаний может  быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного  и абстрактного, теснейшим образом  связанный с сознательностью  усвоения знаний, реализуется при  активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного  к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального  подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого  ученика в процесс учения. При  этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников [24, c. 212].

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

2.3 Средства активизации учения школьников

 

В качестве средств активизации  учения школьников выступают: учебное  содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит  в том, чтобы обеспечить не общую  активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение  ведущими знаниями и способами деятельности.

Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения