Современные воспитательные концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:42, реферат

Описание работы

Караковский, Новикова, Селеванова.
Сущность воспитания – управление процессом развития личности.
Цель воспитания – гармоническое развитие личности

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.docx

— 25.03 Кб (Скачать)
  СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ. СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.
Караковский, Новикова, Селеванова.  

Сущность  воспитания – управление процессом развития личности.  

Цель  воспитания – гармоническое развитие личности.   
 

Основные  задачи:

    1)   Формирование целостной научно-обоснованной картины мира,

    2)   Формирование гражданского самосознания,

    3)   Приобщение детей к общечеловеческим ценностям,

    4)   Развитие подрастающего поколения к креативности (творчества),

    5)   Формирование самосознания и собственного «Я».  

Принципы  воспитания:

    1)   Личностный подход,

    2)   Гуманистический подход к построению взаимоотношений,

    3)   Средовой подход в развитии личности,

    4)   Дифференцированный подход к воспитанию,

    5)   Природосообразность воспитания,

    6)   Культуросообразность воспитания,

    7)   Эстетизация среды жизнедеятельности, развития ребенка.

  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание, в широком смысле, - целенаправленное создание условий для развития человека.   
 

Воспитание, в узком смысле, - целенаправленная деятельность, связанная с формированием системы качеств личности, взглядов и убеждений.  

Цель  воспитания носит конкретный исторический характер, т.к. цели специфичны для определенной эпохи, социальной системы, конкретного социального института, социально-философской позиции автора.  

Классификация воспитания с содержательной точки зрения:

    1.     по содержанию (напр. трудовое),

    2.     по институционному признаку (напр. школьное),

    3.     по стилю взаимоотношений (свободное, демократическое)  

Процесс воспитания:  

включение человека в  систему отношений института  воспитания

     

приобретение и  накопление знаний

     

их интореализация

     

эстореализация  

Воспитание – цепочка  этих воздействий, а не прямой процесс (воспитатель-актив). Воспитание осуществляется в течение всей жизни. Педагогика взрослых называется антрогогикой.  

Современное воспитание направлено на формирование устойчивости и гибкости личности

 
  ЗАКОНЫ  ВОСПИТАНИЯ И ЕГО  ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
Основной  закон воспитания – обязательное присвоение подрастающему поколению социального опыта предшествующих поколений.   
 

    1)     Закон обязательного соответствия содержания, форм, методов воспитания требованиям развития.  

    2)     Закон возникновения неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей детей с миром, социумом.  

    3)     Закон формирования сущности детской личности в результате ее деятельности.  

    4)     Закон гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями.  

Главная движущая сила воспитания – противоречия:

  • между требованиями жизни и уровнем готовности детей к участиям в этой жизни,
  • между активной деятельостью природы ребенка и недостатка знаний, умений,
  • между огромными возможностями человеческой природы и общественных отношений.
 
ПРИНЦИПЫ  ВОСПИтаНИЯ
1. Принцип природосообразности воспитания.  

Включает в себя учет в процессе воспитания природных  возможностей. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, учитывать  особенности развития человека и  природы, формирования человеческого  мышления, воспитывать стремление к  здоровому образу жизни, умение выживать в экстремальных ситуациях.     

2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк).   

Или принцип народности воспитания. Включает в себя учет потребностей, интереса народа, знания родного языка. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться с учетом региональных, этнических особенностей.    

3. Принцип центрации воспитания на развитие личности. Включает 3 подхода:   

1) воспитание –  всестороннее гармоничное развитие  личности.

2) воспитание –  это рост человека, удовлетворение  его интересов, потребностей.

3) гуманистическое психическое воспитание – создание возможностей, условий для самореализации личности.      

4. Принцип дополнительности воспитания 

Воспитание дополняет  другие факторы, природные социальные влияния на человека. Воспитание как  взаимодополняемые процессы семейного, религиозного, общественного воспитания.

 

  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Выделяется 4 этапа развития ВС:

1) становление,

2) организационное  оформление,

3) функционирование,

4) обновление перестройки.    
 

Развитие ВС – управляемый  процесс.  

К.И. Май  

Главная цель – подготовить  юношу к труду, полезному для  общества, воспитывать любовь к правде, уважение к себе и окружающим людям.   

Принципы гимназии Майя:

  • Конечная цель – преподавание,
  • Воспитание и образование,
  • Субъектное отношение к преподаванию,
  • Воспитание должно учитывать особенности каждого ученика,
  • Самое действенное средство – пример преподавателя.
  

В.С. Кащенко  

Основатель лечебно-воспитательного  учреждения для исключительных детей, имеющих отклонения от нормы.  

Разработал лечебную педагогику – синтез медико-терапевтических  и учебно-воспитательных приемов, которые  преследуют цель исправления характера  и личности в целом.  

  • Характерная особенность  его системы – индивидуализация.
  • Труд занимал главенствующее место.
  • Все условия для создания чувства защищенности.
  • Выработка интереса к предмету.
  • Междисциплинарные связи.
  

Современная школа  

Противоречия между  потребностями каждой личности  возможностями их удовлетворения, между необходимостью взаимодействия между школьниками, семьи, общественности и его отсутствием, между огромными возможностями воспитательной среды и неумением школ использовать эти возможности, между активностью школьника и действительностью положения.  

Школы-комплексы  

  • Школа раннего  развития (5-6 лет),
  • Начальная школа,
  • Общеобразовательная школа,
  • Школа искусств,
  • Спортивная школа,
  • Лечебно-восстановительный центр,
  • Производственный комплекс,
  • Агрошкола-интернат.
  

А.Н. Тубельский  

Школа личностного  самоопределения.

ВС – открытые системы, которые связаны с социальной этнической средой.

ВС – школы и  ее дидактическая система взаимосвязаны  и взаимообусловлены.  

Ядро ВС – школьные коллективы.

ВС создаются и  совершенствуются в целях личностного  развития школьников. Количество ВС постоянно  растет.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ. СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.
Караковский, Новикова, Селеванова.  

Сущность  воспитания – управление процессом развития личности.  

Цель  воспитания – гармоническое развитие личности.   
 

Основные  задачи:

    1)   Формирование целостной научно-обоснованной картины мира,

    2)   Формирование гражданского самосознания,

    3)   Приобщение детей к общечеловеческим ценностям,

    4)   Развитие подрастающего поколения к креативности (творчества),

    5)   Формирование самосознания и собственного «Я».  

Принципы  воспитания:

    1)   Личностный подход,

    2)   Гуманистический подход к построению взаимоотношений,

    3)   Средовой подход в развитии личности,

    4)   Дифференцированный подход к воспитанию,

    5)   Природосообразность воспитания,

    6)   Культуросообразность воспитания,

    7)   Эстетизация среды жизнедеятельности, развития ребенка.

Информация о работе Современные воспитательные концепции