Современные концепции воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.

Содержание

Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........

Работа содержит 1 файл

Диплом по педагогике.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования  Российской  Федерации.

Костромской  Государственный  Университет им Н.А.Некрасова.

Факультет Естествознания

Кафедра Теории и Истории  Педагогики 

Допустить к  защите ГАК специальности

__________________________________

Протокол №_______ от «________»2005

Заведующий  кафедры теории и истории 

Педагогики  проф.  Шилик А.Д.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

Современные концепции воспитания

Автор квалификационной работы:

Смирнова  Ольга Александровна

          студентка  4   курса     

естественного факультета   

                  Научный руководитель: к.п.н.,

доцент, Коршунова  О.С.  
 

Кострома 2005 г.

План:

Введение...........................3с. 

 ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

    1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».

        Структура концепции воспитания........6с.

    1.2. Развитие  концепций  воспитания  в истории

           педагогической мысли...............10с. 

    1.3.Психологические теории развития личности и  

      концепции воспитания..................20с.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ  КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.                        

    2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.

    2.2.Реализация концепций воспитания  в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.  

ЛИТЕРАТУРА...............................45-50с. 

 
 
 
 
 

Введение: 

    Формирование  человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка.

    Глубокие  изменения,  происходящие в обществе в начале 90-х годов, сказались  на всех сферах его жизни, в том  числе на системе образования, воспитания и социализации.

    В настоящий момент существует такая  задача, как восстановление функций  воспитания. Возрождающаяся и развивающаяся  воспитательная система строится на концепциях воспитания, которые в  последнее время разрабатываются  в большом количестве. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится   действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные  от данного  индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

    В психолого-педагогической науке ведется  разработка новых концепций воспитания, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Это и определило тему нашего исследования: «Современные концепции воспитания».

    Изучая  литературу по данной теме и  анализируя  реальное состояния дел в нескольких школах города можно сделать вывод  в том, что созданные концепции не применяются на практике в силу следующих причин:

  •   большинство учителей, работающих в образовательных учреждениях, имеют большой стаж работы, за который у них сложились свои взгляды на процесс воспитания, по этому ничего нового и мало проверенного на практике они вводить не желают.
  •   учителя очень часто не имеют доступа к публикациям новых концепций, т.к. для этого нужно прочитать немало книг и журналов, а на это нет ни времени, ни денег (часто эту литературу приходится покупать за свой счет).

 В данной работе мы постараемся рассмотреть  ситуацию, которая сложилась в  настоящий момент в школах и раскроем пути восстановления функций воспитания.  

 Объектом  исследования являются современные концепции воспитания.

 Предмет исследования реализация современных  концепций воспитания в педагогической практике.

 Цель  исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.

 Исходя  из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:

 1.Проанализировать  развитие концепций воспитания  в истории педагогической науки.

 2.Оценить  вклад психологических теорий  развития личности в процессе  становления концепций воспитания.

 3.Рассмотреть  современные концепции воспитания  и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в  Костроме.

 Основные  методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

      Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в практике современных школ;

     Работа состоит  из  введения, двух глав, заключения и списка  литературы.

ГЛАВА 1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ  ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И  ЗАРУБЕЖНОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

    Каждое  поколение людей решает три главные  задачи:

  • во-первых, освоить опыт предыдущих поколений;
  • во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт;
  • в-третьих, передать его следующему поколению.

    Развитие  педагогической науки позволяет  реализовать эти задачи благодаря развитию теории воспитания, а в частности благодаря концепциям воспитания, которые разрабатывают педагоги в больших количествах.

         В этой главе мы рассмотрим, что же такое «концепция воспитания», определим её структуру, покажем, как развивались концепций воспитания в истории педагогической мысли, а также их зависимость от психологических теорий развития личности. 

    1. Сущность  понятия «концепция воспитания». Структура  концепции воспитания.
 

        Сначала  определимся с такими  понятиями как «концепция» и «воспитание»

     В философском словаре под ред. И.Т. Фролова, под концепцией понимается «система взглядов  на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея» [64, с.216].

Практически такое же определение дает Ожегов С. И. в словаре русского языка (1988г.) где концепция – это «система взглядов на что-нибудь, основная мысль» [30, с.237].

Авторы  словаря иностранных слов. И.В. Лёхин  и проф. Ф.Н. Петров  (1954г.) предлагают под концепцией понимать «Систему взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения какого – либо явления; понимание      чего–либо» [58, с.378].

В советских  энциклопедических словарях (гл. ред. Прохоров А.М -  1987г.) и (гл. ред.  Введенский Б.А. – 1967г.) «концепция»  определяется как: «определенный способ понимания, трактовки  какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освящения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности» [55, с.194; 56, с.849].

Таким образом, под концепцией мы будем понимать  систему взглядов на что-либо, определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

Понятие «воспитание» многие педагоги трактуют по-своему, и нет единого мнения по вопросу, что же такое воспитание.

Ожегов  С. И. в словаре русского языка (1988г.) определяет  воспитания как  «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни » [30, с.81].

Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия, (1993г.) предлагает под воспитанием  понимать «целенаправленное и систематическое  воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей» [14].

   В советском энциклопедическом словаре  гл. ред.  Введенский Б.А. (1967.) предложено такое значение понятию воспитания. «Целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитывать - это, значит, направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка» [55, с.72].

   Авторы  книги «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» определяют эту категорию как «целенаправленное управление процессом развития личности». Это определение было дано Х.Й.Лийметсом и авторы приняли его за основу своей концепции воспитания [18, с.12].

   И.А.Зимняя  дает определение процессу воспитания, как «непосредственное или опосредованное, прямое (директное) или косвенное (индиректное) целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации» [17, c.23].

   Итак, под воспитанием мы будем понимать поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности творческого и нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

   Теперь  зная значения «концепции» и «воспитания» мы можем перейти к рассмотрению самого понятия «концепция воспитания.

   итак  «концепция воспитания» по Е.Н.Степанову и Л.М.Лузиной – «это система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный     процесс — его сущность, принципы, содержание и способы организации, критерии и  показатели его эффективности»[60, c.5].

 Мы  согласимся с этим определением, т.к. оно по нашему мнению достаточно полно  отражает смысл данного понятия.

   Во  всех концепциях воспитания выделяется структура или порядок изложения тезисов. Это позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а также позволяет сравнить сами концепции. У каждого педагога своя структура концепций воспитания, мы будем проводить анализ по основанию общности таких характеристик, как:

  • Определения объекта воспитания;
  • Определение понятия воспитания;
  • Цель воспитания;
  • Основной механизм воспитания;
  • Суть концепции воспитания;
  • Теоретическая основа концепции.

   Но  прежде чем начать анализ самих концепций, рассмотрим развитие классических концептуальных  подходов, которые  в той или  иной мере отражают развитие теорий воспитания от древности до нашего времени. 

Информация о работе Современные концепции воспитания