Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.
Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........
Министерство Образования Российской Федерации.
Костромской Государственный Университет им Н.А.Некрасова.
Факультет Естествознания
Кафедра
Теории и Истории
Педагогики
Допустить к защите ГАК специальности
______________________________
Протокол №_______ от «________»2005
Заведующий кафедры теории и истории
Педагогики проф. Шилик А.Д.
Современные концепции воспитания
студентка 4 курса
естественного
факультета
Научный руководитель: к.п.н.,
доцент, Коршунова
О.С.
Кострома 2005 г.
Введение......................
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли..........
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции
воспитания в отечественной педагогической
науке (90-е годы XX – начало XXI века).........................
2.2.Реализация
концепций воспитания в современной
педагогической практике, в том числе
в г. Костроме......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
Введение:
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка.
Глубокие изменения, происходящие в обществе в начале 90-х годов, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.
В
настоящий момент существует такая
задача, как восстановление функций
воспитания. Возрождающаяся и развивающаяся
воспитательная система строится на
концепциях воспитания, которые в
последнее время
В психолого-педагогической науке ведется разработка новых концепций воспитания, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Это и определило тему нашего исследования: «Современные концепции воспитания».
Изучая литературу по данной теме и анализируя реальное состояния дел в нескольких школах города можно сделать вывод в том, что созданные концепции не применяются на практике в силу следующих причин:
В данной работе мы постараемся рассмотреть ситуацию, которая сложилась в настоящий момент в школах и раскроем пути восстановления функций воспитания.
Объектом исследования являются современные концепции воспитания.
Предмет исследования реализация современных концепций воспитания в педагогической практике.
Цель
исследования раскрыть пути реализации
современных концепций
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать
развитие концепций воспитания
в истории педагогической
2.Оценить
вклад психологических теорий
развития личности в процессе
становления концепций
3.Рассмотреть
современные концепции
Основные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в практике современных школ;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Каждое поколение людей решает три главные задачи:
Развитие педагогической науки позволяет реализовать эти задачи благодаря развитию теории воспитания, а в частности благодаря концепциям воспитания, которые разрабатывают педагоги в больших количествах.
В этой главе мы рассмотрим, что же такое
«концепция воспитания», определим её
структуру, покажем, как развивались концепций
воспитания в истории педагогической
мысли, а также их зависимость от психологических
теорий развития личности.
Сначала определимся с такими понятиями как «концепция» и «воспитание»
В философском словаре под ред. И.Т. Фролова, под концепцией понимается «система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея» [64, с.216].
Практически такое же определение дает Ожегов С. И. в словаре русского языка (1988г.) где концепция – это «система взглядов на что-нибудь, основная мысль» [30, с.237].
Авторы словаря иностранных слов. И.В. Лёхин и проф. Ф.Н. Петров (1954г.) предлагают под концепцией понимать «Систему взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения какого – либо явления; понимание чего–либо» [58, с.378].
В советских энциклопедических словарях (гл. ред. Прохоров А.М - 1987г.) и (гл. ред. Введенский Б.А. – 1967г.) «концепция» определяется как: «определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освящения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности» [55, с.194; 56, с.849].
Таким образом, под концепцией мы будем понимать систему взглядов на что-либо, определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.
Понятие «воспитание» многие педагоги трактуют по-своему, и нет единого мнения по вопросу, что же такое воспитание.
Ожегов С. И. в словаре русского языка (1988г.) определяет воспитания как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни » [30, с.81].
Давыдов
В.В. Российская педагогическая энциклопедия,
(1993г.) предлагает под воспитанием
понимать «целенаправленное и
В
советском энциклопедическом
Авторы книги «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» определяют эту категорию как «целенаправленное управление процессом развития личности». Это определение было дано Х.Й.Лийметсом и авторы приняли его за основу своей концепции воспитания [18, с.12].
И.А.Зимняя дает определение процессу воспитания, как «непосредственное или опосредованное, прямое (директное) или косвенное (индиректное) целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации» [17, c.23].
Итак, под воспитанием мы будем понимать поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности творческого и нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.
Теперь зная значения «концепции» и «воспитания» мы можем перейти к рассмотрению самого понятия «концепция воспитания.
итак «концепция воспитания» по Е.Н.Степанову и Л.М.Лузиной – «это система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности»[60, c.5].
Мы согласимся с этим определением, т.к. оно по нашему мнению достаточно полно отражает смысл данного понятия.
Во всех концепциях воспитания выделяется структура или порядок изложения тезисов. Это позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а также позволяет сравнить сами концепции. У каждого педагога своя структура концепций воспитания, мы будем проводить анализ по основанию общности таких характеристик, как:
Но
прежде чем начать анализ самих концепций,
рассмотрим развитие классических концептуальных
подходов, которые в той или
иной мере отражают развитие теорий воспитания
от древности до нашего времени.