Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:11, реферат
Совершенно очевидно, что закономерности научения изучались задолго до появления современной науки. Необходимость успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла эмпирически совершенствовать процедуру обучения. Именно поэтому к моменту начала экспериментальных исследований этой проблемы в психологии уже существовали определенные обыденные представления о том, как и чему, следует учить. Эти представления оказали сильное влияние на исходные теоретические подходы к научению. В настоящее время теории научения посвящено множество работ отечественных психологов, таких как П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Знакова и многих других.
Совершенно очевидно, что закономерности научения изучались задолго до появления современной науки. Необходимость успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла эмпирически совершенствовать процедуру обучения. Именно поэтому к моменту начала экспериментальных исследований этой проблемы в психологии уже существовали определенные обыденные представления о том, как и чему, следует учить. Эти представления оказали сильное влияние на исходные теоретические подходы к научению. В настоящее время теории научения посвящено множество работ отечественных психологов, таких как П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Знакова и многих других.
Понятие
«научение»
Прежде чем перейти к теории научения, рассмотрим понятие «научение». Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это – учение, научение, обучение.
Наиболее
общим понятием является научение.
Интуитивно каждый из нас представляет,
что такое научение. О научении
говорят в том случае, когда
человек стал знать или уметь
то, чего не знал или не умел раньше. Эти
новые знания, умения, навыки могут быть
следствием деятельности направленной
на их приобретение, или выступать как
побочный эффект поведения реализующего
цели, не связанные с данными знаниями
и умениями. Научение – это приобретение
индивидуального опыта. Широкий класс
психических процессов, обеспечивающих
формирование новых, приспособительных
реакций. В зарубежной психологии понятие
научение часто употребляется как эквивалент
«учения». В отечественной психологии,
по крайне мере в советский период ее развития,
принято использовать его применительно
к животным. Однако в последнее время ряд
ученых И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов
и другие используют этот термин и применительно
к человеку.
Виды научения у человека:
Теория научения
До сегодняшнего дня нет единой теории научения, хотя многие общие законы научения широко признаны и эмпирически подтверждены различными исследователями. В рамках теории научения выделяют три основных направления: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм.
Термин «теория научения применяется преимущественно к психологии поведения. В отличии от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакции сенсорного различия и т.д. Исследование психики в плане избегания неблагоприятных воздействий наиболее детально приводились психологами поведенческого направления. Например, мотивацию бихевиоризма.
Бихевиоризм
– ведущее направление
Основой
теории научения является «закон эффекта»
Э. Торндайка. Согласно этому закону вероятность
воспроизведения формы поведения возрастает,
если ранее такое поведение приводило
к полезному результату.
Современные
концепции научения
В предыдущей главе были рассмотрены некоторые вопросы теории научения, которые являются общими и так или иначе затрагиваются всеми специалистами в данной области знаний. Предложенные ими ответы объединяют ученых, и не создают между ними каких – либо, серьезных противоречий во взглядах. Но в их позициях есть и существенные различия, которые следует представить и обсудить отдельно. Более всего эти различия обнаруживаются тогда, когда происходит переход от теории к практике и на основе теории строятся конкретные методы научения, обучения или учения, определяются оптимальные способы строения учебной деятельности. Рассмотрим ряд наиболее известных теорий, в которых по-разному объясняется, как происходит научение, и предлагаются психолого-педагогические принципы построения методики обучения, рассчитанной на развивающий эффект. Эти теории, в свою очередь, затрагивают следующие основные проблемы:
в процессе научения
Специальная
психолого-педагогическая теория, обосновывающая
такое построение учебной деятельности,
при котором за сравнительно короткий
срок на основе внешних, предметных действий,
организуемых по определенным правилам,
формируются знания и умения, была разработана
П.Я. Гальпериным. Она получила название
теория планомерного (поэтапного) формирования
знаний, умений и умственных действий.
Теория
планомерного (поэтапного)
формирования
знаний, умений и умственных
действий
Согласно этой теории предметное действие и выражающая его мысль составляют конечные, исходно различные, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризации, т.е. перехода извне внутрь. Действие функционально связанно с предметом, над которым оно осуществляется, включает в себя продукт – цель преобразования данного предмета и средства такого преобразованию. Все это вместе взятое составляет исполнительскую часть формируемого действия.
Кроме нее, в состав действия входит ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного ООД субъекту представляется картина обстоятельств, в которых должно быть совершено действие, намечается адекватный этим обстоятельствам и цели действия план его выполнения, определяются параметры и формы контроля действия, а так же способы коррекции допускаемых при его исполнении ошибок. На ориентировочную часть выполняемого действия в теории планомерного формирования умственных действия обращается особое внимание. Она считается главной, так как в первую очередь от ООД зависят уровень и качество исполнения формируемого действия.
Процесс преобразования действия с целью его совершенствования реализуется в виде операций по созданию новой или актуализации старой ООД (это в теории называется ориентировочными операциями), включает осуществление самого преобразования (исполнительные операции), контроль и коррекции исполнения (контрольные операции).
Ориентировочные
операции, входящие в состав ООД, могут
быть активными, когда действие находится
на этапе начальной ориентировки
в нем и строится во всей своей
изначальной полноте, и пассивными,
когда наступает черед
ООД может определяться по трем критериям:
Полная ООД предполагает наличие у учащегося точных и достаточных сведений о всех компонентов формируемого действия. Обобщенность ООД характеризуется широтой класса объектов, к которым применено данное действие на практике. Тип ООД создается сочетанием каждого из трех названных компонентов. Соответственно возможно восемь различных типов ООД.
Из этих восьми возможных можно выделить три основных типа ООД:
Процесс усвоения знаний и формирования действий по П.Я. Гальперину, проходит шесть этапов:
В данной теории выделяются три типа учения соответственно трем типам ООД.
Опыт применения в обучении положений теории планомерного формирования умственных действий показал, что вместе с такими действиями у учащихся формируются и другие психические процессы, такие, например, как восприятие, произвольное внимание и речь, а так же система понятий, связанных с выполняемым действием. Действие в результате его формирования на основе данной теории может быть перенесено в умственный план или целиком, или только в своей ориентировочной части (понимание действия). В этом случае исполнительная часть действия остается внешней, меняется вместе с внутренней ООД и в конечном счете превращается в сопровождающий умственное действие двигательный навык. Проанализировав итоги применения на практике теории планомерного формирования знаний и умственных действий, П.Я. Гальперин, исходя полученных результатов, подверг критике ряд положений об этапах и закономерностях умственного развития ребенка, выявленных Ж. Пиаже. Он в частности заметил, что методом срезов, которым пользовался Пиаже, полноценную картину умственного развития ребенка, отражающую его возможности, построить нельзя. Срезы способны только констатировать уже достигнутый уровень развития, но не позволяет судить о его дальнейших возможностях. «Выстраивая последовательный ряд полученных таким образом статистических показателей, мы намечаем траекторию пути, который проходит интеллектуальное развитие, но его движущие силы и сама необходимость такого, а не иного пути развития остаются скрытыми».
Если
на полноценной ООД формировать
у детей математические понятия,
то, как показал П.Я. Гальперин, они
обнаруживают в опытах Пиаже более
высокий уровень