Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:51, реферат
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
Введение
1. Определение понятия «истина» и история изучения истины
2. Абсолютность и относительность истины
3. Анализ концепций истины
4. Основные критерии истины
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение | 3 |
1. Определение понятия «истина» и история изучения истины | 4 |
2. Абсолютность и относительность истины | 8 |
3. Анализ концепций истины | 10 |
4. Основные критерии истины | 13 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы | 17 |
Введение
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
От
того, как трактуется истина, как
решается вопрос, достижима ли она,
- очень часто зависит и
Поэтому
определение истины является важнейшим
вопросом в ходе познания. Рассмотрим
определение и основные проблемы,
связанные с истиной.
Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.
Словарь
современной философии
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.
И так, истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.
Существует
несколько направлений, изучающих
истину, в которых выражаются различные
точки зрения на исследуемую проблему.
Во все периоды истории
Второе
крупное направление в
Еще одно направление в понимании истины — это так называемый субъективный идеализм. Особенно ярко он проявился в работах Джорджа Беркли. Беркли полагал, что единственная истина, которую мы можем знать с достоверностью, это истина наших ощущений. Все остальное — это умственные построения. По Беркли мир — это мое ощущение, и никаких общих понятий, претендующих на общую истину, быть не должно. Все единично. Воззрения Беркли, приводящие к мнению, что «весь мир — создание моих чувств», были настолько абсурдны, что в конце жизни он сам отошел от них. Но в начале XX века они возродились снова в рамках современного позитивизма, философии науки.
Большую ценность составляют представления немецкого философа XVII века Эммануила Канта. Кант развивал идею активности сознания и познания. Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими. Но материал, из которого познавательная способность создает этот образ, берется из внешнего мира — мира «самого по себе». Образы мира, существующие в нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человеческого взгляда, но все-таки познание было бы невозможно без опоры на объективность. Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания. Таким образом, истина оказывается субъективно-объективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия.
На этом положении, восходящем к Канту, сходятся сегодня самые разнообразные философские школы. Знание — это наша модель мира. Субъективное и объективное создают здесь своеобразное единство. Объективным знанием, истиной называют поэтому хорошо проверенные опытом теоретические представления, разделяемые абсолютным большинством ученых-специалистов. Значит, «истинное знание» — это такая логическая модель, которая считается наиболее удачным на данный момент выражением объективного положения вещей, настолько, насколько это вообще возможно в рамках человеческого познания.
Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.
Целесообразным
будет рассмотреть абсолютность
и относительность понятия
2.
Абсолютность и относительность
истины
В истории можно выделить два противоположных представления об истине. Один взгляд сводится к тому, что истина объективна, не зависит ни от каких частных мнений и потому абсолютна. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
а) результат познания
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком недостижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.
Абсолютность истины — это знание в полном объеме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Это означает, что эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута. Она все та же для всех времен и народов с момента ее открытия. И не только для людей, но и для любых разумных существ абсолютные истины остаются одними и теми же.
Другая точка зрения на истину, которой придерживаются скептиками, гласит, что ничего абсолютного в наших знаниях нет: все релятивно, т.е. текуче, изменчиво. Под относительной истиной они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению. Каждая эпоха и каждый день несут свои новые взгляды, нередко прямо отметающие предыдущие. Но относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
В
качестве вывода, можно заключить, что
истинное знание — это развивающаяся
модель действительности, поэтому оно
несет в себе как черты устойчивости, так
и изменчивости.
3.
Анализ концепций
истины
В современной философии особенно выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.
Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.
Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.
Представляется весьма ценной мысль американского философа Н. Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.
Но
путь к постижению истины не легкий
процесс, в котором познание
постоянно развивается в
Заблуждение,
- это такое содержание сознания,
которое не соответствует реальности,
но принимается за истинное.
В качестве примеров можно привести положение
о неделимости атома, надежды алхимиков
на открытие философского камня, с помощью
которого все легко может превращаться
в золото. Заблуждение - результат односторонности
в отражении мира, ограниченности знаний
в определенное время, а также сложности
решаемых проблем. Заблуждения неравнозначны
по отношению к факторам, их вызвавшим,
по степени достоверности информации,
в них содержащейся, по роли в развитии
знания и т.п. Роль заблуждений в развитии
науки неоднозначна. В принципе всякое
заблуждение как заблуждение уводит в
сторону от истины, мешает познанию. И
подлинный ученый никогда сознательно
не идет на его конструирование. Он может
лишь предполагать, что его конструкция
или какая-то ее часть окажется неверной.
Но чаще всего он убежден в истинности
своих построений.
Заблуждения могут способствовать созданию
проблемных ситуаций, служащих отправным
пунктом для дальнейшего движения науки.