Современные концепции истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".

Содержание

Введение
1. Определение понятия «истина» и история изучения истины
2. Абсолютность и относительность истины
3. Анализ концепций истины
4. Основные критерии истины
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовый реферат по философии.docx

— 35.09 Кб (Скачать)

     Содержание: 

 
Введение 3
1. Определение  понятия «истина» и история изучения истины 4
2. Абсолютность  и относительность истины 8
3. Анализ  концепций истины 10
4. Основные  критерии истины 13
Заключение 16
Список  использованной литературы 17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  истины является ведущей в философии  познания. Все проблемы философской  теории познания касаются либо средств  и путей достижения истины (вопросы  чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".

     От  того, как трактуется истина, как  решается вопрос, достижима ли она, - очень часто зависит и жизненная  позиция человека, понимание им своего назначения. Это показывает драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.

     Поэтому определение истины является важнейшим  вопросом в ходе познания. Рассмотрим определение и основные проблемы, связанные с истиной. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Определение понятия «истина» и история изучения истины
 

     Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей  достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и  дискурсивного и др.), либо форм существования  истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры  познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и  дополняют ее. Понятие истины относится  к важнейшим в общей системе  мировоззренческих проблем.

     Словарь современной философии определяет понятие «истина» следующим образом: «Истина (греч. aletheia, букв. —  «нескрытность») — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не «голый результат»); единство абсолютного, устойчивого (т.е. «вечные истины») и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного («истина всегда конкретна»). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)».

     Существует  ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

     И так, истина конкретна, поскольку сохраняет  свое значение лишь для определенных условий времени и места, а  с их изменением может превратиться в свою противоположность.

     Существует  несколько направлений, изучающих  истину, в которых выражаются различные  точки зрения на исследуемую проблему. Во все периоды истории существовало направление скептицизма (или иначе, релятивизм). Скептики считают, что поиск единой для всех истины — дело безрезультатное и неблагодарное. Практически по любому вопросу можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы. Это ярко видно на философских утверждениях о мире в целом. Положения «мир конечен» — «мир бесконечен», «Бог есть» — «Бога нет», «свобода существует» — «свободы нет и все необходимо» — собирают равносильную аргументацию и для утверждения, и для отрицания. Поэтому, полагают скептики лучше всего воздерживаться от суждений об истине. Тот, кто считает, что владеет истиной, боится лишиться ее. Тот, кто не нашел истины, страдает от того, что не обладает ею.

     Второе  крупное направление в понимании  истины связано с учениями, которые  обычно называют объективным идеализмом. Его суть выражена в концепции древнегреческого философа Платона. Платон считал, что существует мир объективных идей (эйдосов), а наша повседневная жизнь — лишь его тень, неполное отображение. Идеи Красоты, Справедливости, Любви и т. д. составляют истинное бытие. Они есть истина, ядро, образец для всего остального.

     Еще одно направление в понимании  истины — это так называемый субъективный идеализм. Особенно ярко он проявился в работах Джорджа Беркли. Беркли полагал, что единственная истина, которую мы можем знать с достоверностью, это истина наших ощущений. Все остальное — это умственные построения. По Беркли мир — это мое ощущение, и никаких общих понятий, претендующих на общую истину, быть не должно. Все единично. Воззрения Беркли, приводящие к мнению, что «весь мир — создание моих чувств», были настолько абсурдны, что в конце жизни он сам отошел от них. Но в начале XX века они возродились снова в рамках современного позитивизма, философии науки.

     Большую ценность составляют представления немецкого философа XVII века Эммануила Канта. Кант развивал идею активности сознания и познания. Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими. Но материал, из которого познавательная способность создает этот образ, берется из внешнего мира — мира «самого по себе». Образы мира, существующие в нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человеческого взгляда, но все-таки познание было бы невозможно без опоры на объективность. Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания. Таким образом, истина оказывается субъективно-объективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия.

     На  этом положении, восходящем к Канту, сходятся сегодня самые разнообразные  философские школы. Знание — это наша модель мира. Субъективное и объективное создают здесь своеобразное единство. Объективным знанием, истиной называют поэтому хорошо проверенные опытом теоретические представления, разделяемые абсолютным большинством ученых-специалистов. Значит, «истинное знание» — это такая логическая модель, которая считается наиболее удачным на данный момент выражением объективного положения вещей, настолько, насколько это вообще возможно в рамках человеческого познания.

     Наконец, позиция прагматизма сводится к  тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс  мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

     Целесообразным  будет рассмотреть абсолютность и относительность понятия истины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Абсолютность и относительность истины 

     В истории можно выделить два противоположных  представления об истине. Один взгляд сводится к тому, что истина  объективна, не зависит ни от каких частных мнений и потому абсолютна. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

       а) результат познания отдельных  сторон изучаемых объектов (констатация  фактов, что не тождественно абсолютному  знанию всего содержания данных  фактов);

     б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

     в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

     г) полное, актуально никогда целиком  недостижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

     Абсолютность  истины — это знание в полном объеме, содержание которого полностью  соответствует действительности и  не может быть изменено в ходе дальнейшего  развития науки. Это означает, что эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута. Она все та же для всех времен и народов с момента ее открытия. И не только для людей, но и для любых разумных существ абсолютные истины остаются одними и теми же.

     Другая  точка зрения на истину, которой придерживаются скептиками,  гласит, что ничего абсолютного в наших знаниях нет: все релятивно, т.е. текуче, изменчиво. Под относительной истиной они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению. Каждая эпоха и каждый день несут свои новые взгляды, нередко прямо отметающие предыдущие.  Но относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

     В качестве вывода, можно заключить, что  истинное знание — это развивающаяся модель действительности, поэтому оно несет в себе как черты устойчивости, так и изменчивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Анализ концепций  истины 

     В современной философии особенно выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

     Согласно  концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.

     Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

     Представляется  весьма ценной мысль американского  философа Н. Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.

     Но  путь к постижению истины не легкий процесс,  в котором  познание постоянно развивается в противоречиях  и через противоречия между истиной  и заблуждением.

     Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. В качестве примеров можно привести положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем. Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвавшим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование. Он может лишь предполагать, что его конструкция или какая-то ее часть окажется неверной. Но чаще всего он убежден в истинности своих построений.  
Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих отправным пунктом для дальнейшего движения науки.

Информация о работе Современные концепции истины