Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

Альбом имеет теоретическую  и практическую части, снабжён картинками, содержит подходы и приёмы, которые  позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет  не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься развивающей  деятельностью, а задача педагога - подобрать соответствующую литературу родителям.

3. Наглядная форма  работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

К наглядным формам работам  мы отнесли:

-речевой уголок;

-дневнички;

-прайс-листы;

-папка-передвижка.

Речевой уголок отражает тему занятия.

Рубрика "Домашнее задание" даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых  навыков; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как позаниматься дома по лексической теме.

Рубрика "Домашняя игротека" знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление  различных речевых навыков. Отбирая  и разрабатывая материал для данной рубрики, мы учитываем большую загруженность  родителей ежедневными домашними  делами, и накопленную к концу  дня усталость.

Среди прочих дома рекомендуется "играть на кухне". Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игра "Помогаю маме". Большую часть времени Вы проводите  на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует  свои пальчики.

На кухне можно проводить  игры на обогащение словаря ребёнка.

-"Давай искать на  кухне слова". Какие слова можно  вынуть из борща? Винегрета?  Кухонного шкафа? Плиты?

-"Угощаю". Давай вспомним  вкусные слова и угостим друг  друга. Ребёнок называет "вкусное"  слово и "кладёт" Вам на  ладошку, за тем вы ему и  так до тех пор, пока всё  не "съедите".

Можно играть с целью развития грамматического строя речи и  слоговой структуры слов.

Информационный лист еженедельно  обновляется, так как лексическая  тема меняется каждую неделю.

Дневнички информируют родителей об успеваемости ребёнка

Прайс-листы сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

Работу с родителями целесообразно  проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть  преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме  требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие  полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями"; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками  процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает  контроль, или обратную связь; при  этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Участие в обучающих мероприятиях родителей способствовало повышению  их знаний о содержании специального обучения детей, помогло осознать свою роль в воспитании ребенка, изменить отношение к личности ребенка, характер общения с ним. До проведения подобных мероприятий лишь малая часть  родителей была полностью уверена  в своих возможностях.

 

2.3 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы

С целью оценки эффективности  проведенного обучения по его окончании  мы провели контрольное исследование.

Для исследования лексико-грамматического  строя речи мы предлагали аналогичные  диагностические задания.

Результаты обследования речи старших дошкольников представлены в таблице 4 и на диаграмме (рис.2).

 

Таблица 4 Уровни развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников, в %

Стороны речиУровни сформированности сторон речивысокийсреднийнизкийКонст.эк.Контр.эк.Конст.эк.Контр.эк.Конст.эк.Контр.эк.Словарь38,950,044,444,416,75,6Грамматика22,238,966,755,611,15,6

Рис.2. Уровни сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

 

В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после  формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень сформированности состояния лексико-грамматического  строя речи повысился.

Как видно из представленных данных, только у 5,6% детей не сформирован  лексический и грамматический строй. Около половины дошкольников имеют  средний уровень лексико-грамматического  строя, они выполняли задания  с незначительными ошибками. У 50% и 38,9% лексический и грамматический строй речи соответственно сформированы на высоком уровне.

Полученные данные свидетельствуют  об эффективности проведенной работы по организации взаимодействия ДОУ  и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Взаимодействие логопеда и воспитателей с семьей значительно  повышает эффективность педагогического  воздействия на детей, позволяет  преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в  речевом развитии каждого ребенка.

В группе стали активно  использоваться следующие формы  работы и речевые традиции, направленные непосредственно на формирование лексико-грамматических категорий.

"Копилка слов" - это  традиция по расширению, закреплению  и конкретизации словаря. Привлекаются  родители через такие задания  как: подобрать с мамой или  папой красивые (осенние, зимние, вкусные, мягкие и др.) слова.  По результатам этой работы  в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки (рисунки) детей и родителей  соответствующие данному определению,  например "Мягкие слова" - на  всех картинках этой книжки  предметы и объекты соотносятся  с прилагательным мягкий (-ое, -ая, -ие): мягкий диван, мягкое кресло, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы подбирать другие определения к ним, называть части предметов.

Также совместно с родителями создали специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с  ребенком в домашних условиях. Сюда относятся:

-картотека методических  рекомендаций по формированию  у дошкольников грамматического  строя речи в форме дидактических  игр ("Скажи наоборот", "Подскажи  словечко", "Два и пять", "Большой  - маленький" и т.д.);

-дидактические игры на  формирование фонематических представлений;

-настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Скажи  ласково", "Большие и маленькие"  и т.д.)

-картотеки лексико-грамматических  игр.

Родители с большим  удовольствием пользуются созданным  фондом для реализации совместного  с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.

 

Выводы по 2 главе

 

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе МДОУ ЦРР  детский сад №462 г. Челябинска, в  старшей группе, количество детей - 18 человек.

На первом этапе эксперимента было проведено обследование лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников.

Полученные данные показали необходимость дальнейшего развития и совершенствования умений словообразования и словоизменения, накопления активного  словаря. Данная работа должна осуществляться в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагога, родителей и детей.

Комплексный подход предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома.

Разрабатывая содержание процесса сотрудничества педагогов  ДОУ и семьи в обучении детей, мы выделяем 6 стадий. Непрерывная связь  с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

С целью оценки эффективности  проведенного обучения по его окончании  мы провели контрольное исследование. Для исследования лексико-грамматического  строя речи мы предлагали аналогичные  диагностические задания.

В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после  формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень сформированности состояния лексико-грамматического  строя речи повысился.

 

Заключение

 

В работе поставлены и решены следующие задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; установление уровней сформированности лексико-грамматического  строя речи детей старшего дошкольного  возраста; разработка комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего дошкольного  возраста и проверка его эффективности.

При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь  и в достаточной мере владеют  грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени  выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

При проведении работы по развитию лексики и формированию грамматического  строя необходимо учитывать современные  о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики  и онтогенезе, особенностях лексико-грамматического  строя в дошкольном возрасте. При  этом необходимо организовать взаимодействие с родителями.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных  отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в  одну команду, воспитание потребности  делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные  формы.

Гипотеза исследования о  том, что вовлечение родителей в  процесс развития лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников будет успешным при: использовании  методики поэтапного вовлечения родителей  в процесс взаимодействия с ДОУ  по развитию лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников; использовании системы форм взаимодействия между педагогами и родителями по развитию лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников нашла свое подтверждение в результате проведенной экспериментальной  работы.

В перспективе необходимо продолжить работу по формированию лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников в подготовительной группе в рамках подготовки детей к школе. Также  необходимо разработать систему  взаимодействия ДОУ и семьи в  развитии всех сторон речи: звуковой культуры речи, связной речи.

 

Библиографический список

 

1.Арефьева Л.Н. Лексические  темы по развитию речи детей  4-8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 118 с.

2.Бойкова С.В. Содержание  работы по развитию лексико-грамматического  строя речи у дошкольников // Логопед  в детском саду. - 2005. - №5-6. - С.76-82.

.Большакова С.Е. Работа  логопеда с дошкольниками, игры  и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с.

.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.

.Диагностика нарушений  речи у детей и организация  логопедической работы: Сб. методических  рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

.Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. - М.: АСТ, 2006. - 159 с.

Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников