Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

Результаты обследования речи старших дошкольников представлены в таблице 3 и на диаграмме (рис.1).

 

Таблица 3 Уровни развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников

Стороны речиУровни сформированности сторон речивысокийсреднийнизкийкол-во детей%кол-во детей%кол-во детей%Словарь738,9844,4316,7Грамматика422,21266,7211,1

Рис.1. Уровни сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

 

Как видно из представленных данных, у 16,7% детей не сформирован  лексический строй речи и у 11,1% - грамматический строй. Около половины дошкольников имеют средний уровень  лексико-грамматического строя, они  выполняли задания с ошибками. И только у 38,5% и 22,2% лексический и  грамматический строй речи соответственно сформированы на высоком уровне.

Полученные данные свидетельствуют  о необходимости дальнейшего  развития и совершенствования умений словообразования и словоизменения, накопления активного словаря. Данная работа должна осуществляться в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагога, родителей и  детей.

2.2 Реализация  комплекса методических мероприятий  организации взаимодействия ДОУ  и семьи по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего  дошкольного возраста

 

Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и  родителей детей. Комплексный подход предполагает активное участие в  нем родителей, которые в состоянии  все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий  с воспитателями, закрепить в  процессе повседневной жизни, используя  для этого прогулки, экскурсии, посещение  театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома.

Разрабатывая содержание процесса сотрудничества педагогов  ДОУ и семьи в обучении детей, мы выделяем 6 стадий.

На первой стадии происходит установление контактов. В это время воспитателю необходимо проявить высоки педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных именно их семье условиях.

В числе наиболее информативных  и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать, во-первых, наблюдение и, во-вторых, посещение  семей воспитанников. Наблюдение, например, поможет ответить на такие вопросы:

Как происходит расставание  детей с родителями утром?

Как дети встречают своих  родителей вечером?

Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот?

Какова реакция родителей  на детские просьбы, капризы и  др.?

Как родители общаются с  детьми (речь, мимика, жесты)?

Что из жизни ребенка в  детском саду интересует родителей  в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон)?

В настоящее время неопровержимо  установлена прямая зависимость  качества речи от условий семейной речевой среды и характера  общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для  становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному  ходу.

Совсем иначе развивается  речь детей, если ее воспитанием родители не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в  искаженном произношении родителями многих и уподоблении в детской речи, общении с ребенком на примитивном  языке и др. Нельзя забывать и  о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в детской  речи.

На второй стадии педагог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке; при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. На этой стадии работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и в семье.

Третья стадия - установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. От педагога требуется побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание. На этой стадии педагог знакомит родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др. При необходимости на этой стадии уже могут быть предприняты некоторые шаги "оздоровления семьи". Это касается тех случаев, когда в семьях воспитанников наблюдаются конфликтные отношения между родителями, неадекватные требования к ребенку и другие явно неблагополучные тенденции. Педагогу важно, с одной стороны, максимально тактично, а с другой - убедительно показать родителям возможные последствия используемых ими по отношению к ребенку педагогических мер; продемонстрировать результаты осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий на него.

Четвертая стадия - упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом, согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации. Основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию прежде всего самого ребенка и только потом - предъявление определенных требований к речи.

Пятая стадия - реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, касающихся, например, динамики развития отдельных сторон речи детей, спрашивает совета у родителей, прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.

Шестая стадия - совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и в семье.

Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью  коллективной, индивидуальной и наглядной  форм работы.

1. Коллективную  работу можно представить в нескольких видах:

-групповые родительские  собрания;

-консультации, семинары;

-выставка;

-фронтальные открытые  занятия;

-видеотека;

-библиотека игр и упражнений;

-речевые праздники.

Групповые родительские собрания в группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что  на взрослых членах семьи лежит ответственность  за создание мотивации ребёнка к  занятиям дома, проведение занятий  с ребёнком в разных формах вне  детского сада. Собрание стараемся  назначать во время, удобное для  родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Педагогам  чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком. Только в  таком случае возможны наилучшие  результаты. Если родители сами не в  состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в  обучении и воспитании ребёнка, то педагогам  следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками  образовательного процесса.

Консультации, семинары важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал.

Полезно включить ту или  иную консультацию в повестку дня  родительского собрания.

К некоторым консультациям  готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме "Развитие мелкой моторики": бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики.

Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр  до развития ручной умелости. Узнать, как  родители распорядились этой информацией, мы могли из материалов выставки "Как  умелые ручки язычку помогали". На выставке демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны  детьми и родителями дома.

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую мы успешно  используем - фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Вначале занятия проводит педагог, а затем родители. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Мы практикуем такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

Библиотека игр  и упражнений является стимулом к активному участию родителей. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных  занятиях. Родители могут взять домой  на время необходимые пособия, чтобы  использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания  необходимости правильной речи, закрепления  пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Очень удачными были в группе театральные миниатюры с грамматическим содержанием. В начале дети и родители соревновались в подборе грамматических категорий, а во второй части дети показали родителям две сценки-миниатюры.

2. Индивидуальная  работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Индивидуальная  работа включает следующие формы:

-анкетирование родителей;

-беседы;

-практикумы;

-индивидуальные занятия;

-тетрадь для домашних  заданий;

-домашняя библиотечка.

Немалую роль в совместной, комплексной работе педагога и семьи  может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях  можно выявить при помощи беседы,важнейший признак которой двусторонняя активность. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные  практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить "опорные" карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые  не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации  поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходили  на просмотр индивидуальных занятий педагога. Основное внимание обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В тетради даются задания по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет библиотечка пособий "Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника". Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию педагога.

Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников