Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития
лексико-грамматического строя
.2 Состояние проблемы
взаимодействия ДОУ и семьи
в психолого-педагогической
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание
опытно-экспериментальной
.2 Реализация комплекса
методических мероприятий
.3 Анализ результатов
опытно-экспериментальной
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными, так как они воспитывают одних и тех же детей. Но не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними и не проявляют особого интереса к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.
Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные воспитатели и учителя своего ребенка с рождения и на всю жизнь.
Задача педагога - построить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания, помочь родителям усвоить знания и вместе с педагогом устранить недостатки в речевом развитии ребенка, в формировании лексико-грамматического строя речи.
Своевременное формирование
лексико-грамматического строя
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности.
Вопросу развития лексики
ребенка посвящено большое
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Тем не менее в практике работы у многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи, поэтому необходимо вести работу по его формированию, причем при условии активного участия родителей.
Основным противоречием, возникающим в сотрудничестве детского сада и семьи, на наш взгляд, является недостаточное "разведение" сфер деятельности, в то время как необходимо иное решение - нужно вовлекать родителей в педагогический процесс совместно с ДОУ.
Изложенные факты и противоречия определили выбор темы нашего исследования: "Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста".
Цель исследования - теоретические
обосновать и экспериментально проверить
успешность комплекса методических
мероприятий организации
Объект исследования - процесс взаимодействия педагогов и родителей, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. грамматический речь дошкольник семья
Предмет исследования - комплекс методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Вовлечение
родителей в процесс развития
лексико-грамматического строя
-использовании методики поэтапного вовлечения родителей в процесс взаимодействия с ДОУ по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников;
-использовании системы форм взаимодействия между педагогами и родителями по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1.Изучить психолого-
2.Установить уровни
.Разработать комплекс
методических мероприятий
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР №462 г. Челябинска, старшая группа.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические
аспекты организации
1.1 Особенности
развития лексико-
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев).
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [12].
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов [17].
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре "более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития". Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [25].
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
Четкая предметная отнесённость
возникает с самых ранних этапов
жизни ребёнка и является продуктом
развития. Уже с 10-11 мес., по данным Ф.И.
Фрадкиной, ребёнок начинает реагировать
не только на звуковую сторону слова,
но и на его содержание. Сначала
слово ассоциируется для малыша
только с конкретным единичным предметом.
Сначала слово выступает для
ребёнка лишь как компонент сложного
воздействия взрослого, как компонент
целой ситуации, которая включает
и жесты, и интонацию, и обстановку,
в которой это слово сказано.
Затем слово становится интегрирующим
сигналом (М.М. Кольцова). Постепенно с
развитием способности
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужение или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира "значит" для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи [3].
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников