Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  организации взаимодействия ДОУ  и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного  возраста

.1 Особенности развития  лексико-грамматического строя речи  у детей старшего дошкольного  возраста

.2 Состояние проблемы  взаимодействия ДОУ и семьи  в психолого-педагогической литературе

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного  возраста

.1 Задачи и содержание  опытно-экспериментальной работы

.2 Реализация комплекса  методических мероприятий организации  взаимодействия ДОУ и семьи  по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего  дошкольного возраста

.3 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда  формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время  это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Для обеспечения благоприятных  условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной  личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными, так  как они воспитывают одних  и тех же детей. Но не все родители откликаются на стремление педагогов  к сотрудничеству с ними и не проявляют  особого интереса к объединению  усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и поэтому  они не должны перекладывать всю  ответственность на педагогов и  уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные  воспитатели и учителя своего ребенка с рождения и на всю  жизнь.

Задача педагога - построить  работу с родителями с учетом новых  форм взаимодействия, создать в детском  саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания, помочь родителям  усвоить знания и вместе с педагогом  устранить недостатки в речевом  развитии ребенка, в формировании лексико-грамматического  строя речи.

Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка  ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию  в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации  деятельности ребенка, самоорганизации  поведения, в формировании социальных связей.

Развитие словаря ребенка  тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов  речи: фонетико-фонематического и  грамматического строя речи. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено  также развитием представлений  ребенка об окружающей действительности.

Вопросу развития лексики  ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс  освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается  в тесной связи с изучением  словотворчества детей, анализом детских  словообразовательных неологизмов (К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Развитие морфологической  и синтаксической систем языка у  ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Таким образом, к школьному  возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Тем не менее в практике работы у многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи, поэтому необходимо вести работу по его формированию, причем при условии активного участия родителей.

Основным противоречием, возникающим в сотрудничестве детского сада и семьи, на наш взгляд, является недостаточное "разведение" сфер деятельности, в то время как необходимо иное решение - нужно вовлекать родителей  в педагогический процесс совместно  с ДОУ.

Изложенные факты и  противоречия определили выбор темы нашего исследования: "Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного  возраста".

Цель исследования - теоретические  обосновать и экспериментально проверить  успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования - процесс  взаимодействия педагогов и родителей, направленный на развитие лексико-грамматического  строя речи детей старшего дошкольного  возраста. грамматический речь дошкольник семья

Предмет исследования - комплекс методических мероприятий организации  взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего дошкольного  возраста.

Гипотеза исследования: Вовлечение родителей в процесс развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников будет успешным при:

-использовании методики поэтапного вовлечения родителей в процесс взаимодействия с ДОУ по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников;

-использовании системы форм взаимодействия между педагогами и родителями по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников

В соответствии с целью  и гипотезой нами определены задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2.Установить уровни сформированности  лексико-грамматического строя речи  детей старшего дошкольного возраста.

.Разработать комплекс  методических мероприятий организации  взаимодействия ДОУ и семьи  по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего  дошкольного возраста и проверить  его эффективность.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался  комплекс взаимосвязанных методов  исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент.

Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР №462 г. Челябинска, старшая группа.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного  возраста

 

1.1 Особенности  развития лексико-грамматического  строя речи у детей старшего  дошкольного возраста

 

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов  их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку  содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и  отражено в речевой форме и  прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев).

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и  грамматически правильное его использование.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с  этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены  в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей  дошкольного возраста выделяют две  стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [12].

Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий  жизни и воспитания, поэтому в  литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у  детей к концу первого года жизни. В современной отечественной  методике нормой считается 10-12 слов к  году. Развитие понимания речи в  значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго  года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами  образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами  образования слов. Развитие словаря  осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год  жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам  количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов [17].

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в  эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре "более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития". Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [25].

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

Четкая предметная отнесённость возникает с самых ранних этапов жизни ребёнка и является продуктом  развития. Уже с 10-11 мес., по данным Ф.И. Фрадкиной, ребёнок начинает реагировать  не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала  слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом. Сначала слово выступает для  ребёнка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент  целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим  сигналом (М.М. Кольцова). Постепенно с  развитием способности обобщения  оно начинает обозначать все предметы данной категории [4].

После 4-5 лет дети, владеющие  речью, относят новое слово уже  не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова  и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может  быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и  обобщений, стоящая за ним, нет.

Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужение или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что  они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала  происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира "значит" для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи [3].

Таким образом, в своей  конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия  и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как  расширяется и становится разнообразнее  сфера его деятельности, увеличивается  круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт  быть зависимой от чувственной ситуации.

Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников