Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими  компонентами языка настолько, что  усваиваемый язык действительно  становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова) [12].

Уточнение смыслового содержания слов к 6 - годам ещё только набирает силу. Это связано с усвоением  новых знаний о мире и с зарождением  эстетического отношения к слову  и речи в целом. Сначала дети неосознанно  используют метафоры в своей речи.

Словарь дошкольников активно  обогащается за счёт слов, "придуманных" ими. Словотворчество составляет важнейшую  особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о  том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причём новые слова построены по законам  языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических  элементов языка, с которыми связано  количественное накопление слов и развитие их значений.

Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка  ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию  в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации  деятельности ребенка, самоорганизации  поведения, в формировании социальных связей.

Развитие словаря ребенка  тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов  речи: фонетико-фонематического и  грамматического строя речи. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено  также развитием представлений  ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается  его словарь. Освоение окружающего  мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Формирование лексики  у ребенка тесно связано с  процессами словообразования, так как  по мере развития словообразования словарь  ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень  языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования.

Словообразовательный уровень  языка выступает обобщенным отражением способом образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем и структуре производного слова. Единицей словообразовательного  уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее сформировавшееся представление о моделитипе словообразования [6].

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается  в тесной связи с изучением  словотворчества детей, анализом детских  словообразовательных неологизмов (К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширение контактов  с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения  его деятельности формируется и  словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние  на общее развитие ребенка, обеспечивая  ему переход к изучению языка  в школе.

Формирование грамматического  строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение  слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического  строя представляет большую сложность  для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика - синтетической  деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным  лингвистом А.Н. Гвоздевым [5]. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.

Раньше всего ребёнок  усваивает число существительных (1г. 10 мес.), а также разницу между  уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик - стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реальное существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается с морфологической структурой существительных.

А.Н. Гвоздев отмечал, что  три основные части русского языка  представляют различные трудности: в отношении существительных  наиболее трудно усвоение окончаний, в  отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных словообразование (сравнительная степень).

А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая  закономерность. В усвоении грамматического  строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания  имен существительных, формы изменения  глаголов по лицам, временам) [5].

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко  подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом  виде. Единичные, стоящие особняком  слова усваиваются уже в школьном возрасте.

Работы Ф.А. Сохина, Н.П. Серебренниковой, М.И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают  исследования особенностей развития грамматического  строя речи у детей.

Усвоение морфологической  системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших  дошкольников. При усвоении исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны  окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Данные об овладении синтаксической стороной речи имеются в работах  Н.А. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, А.М. Леушиной, В.И. Ядэшко. На первых порах появляются "слова-предложения", обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. По данным Н.П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребёнок накопил 40-60 слов.

В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово представляет предмет или действие. К двум годам  наблюдаются трёх- и четырёхсловные предложения - начало овладения простым  распространённым предложением. Наивысшей  точки употребления простых распространённых предложений ребёнок достигает  в пять с половиной лет [19].

Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 г. 9 мес., с двух-трёх лет - наблюдаются сложные  предложения с союзами. Обычно сложное  предложение включает в себя два  простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений  свидетельствует об усложняющихся  связях (причинных, временных и др.) между отдельными представлениями.

Дети четвёртого года жизни  в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура  употребляемых ими предложений  проста, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом.

Содержание и форма  сложноподчинённых предложений  на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения  времени, причины, места.

В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными  союзами. Синтаксические ошибки наблюдаются  в нарушении порядка слов в  предложении.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание  различных по значению морфем. Для  образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В  психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества [12].

Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики  и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные  для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение  словообразованием происходит в  возрасте от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В этот период формируются  словопроизводство, обобщённые представления  о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы  родного языка. К шести годам  дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в  предложения, согласование в роде, числе  и падеже.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном  числе в родительном падеже, трудности  в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребенка  представляют сочетание существительных  с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому  освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием  языковых обобщений.

Таким образом, формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного  уровня когнитивного развития ребенка. При формировании грамматического  строя речи ребенок должен усвоить  сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа  речи окружающих, выделения общих  правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления  их в собственной речи.

Развитие морфологической  и синтаксической систем языка у  ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

В старшем дошкольном возрасте ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и  спряжения, усваивает многие единичные  формы, исключения. В этот период значительно  сокращается свободное использование  морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.

Таким образом, к школьному  возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 

1.2 Состояние проблемы  взаимодействия ДОУ и семьи  в психолого-педагогической литературе

 

В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым  положением о дошкольном образовательном  учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для  обеспечения полноценного развития ребёнка. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так  и в семье.

За тысячелетнюю историю  человечества сложились две ветви  воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна  ведётся спор, что важнее в становлении  личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям [9].

Со второй половины XIX века, с открытия первых детских садов  в России появляется проблема приоритетности общественного и семейного воспитания. После 1917 года приоритет отдается общественному  воспитанию, призванному обеспечить подрастающему поколению с ранних лет всестороннее развитие и освободить женщину для трудовой, политической и культурной жизни (Н.К.Крупская). Эти  взгляды поддерживали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие. При этом они подчеркивали, что общественное воспитание должно соединиться с  семьей.

Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников