Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

Познавательные формы  организации общения педагогов  с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного  и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей  практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые  консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение  педагогов и родителей. К ним  относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы  организации общения педагогов  и родителей призваны выполнять  доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей , а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы  организации общения педагогов  и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием  и методами воспитания детей в  условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы  условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями  его работы, с педагогами, занимающимися  воспитанием детей, и преодоление  поверхностных мнений о работе ДОУ. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей  с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и  т.п.

Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного  возраста. Их специфика заключается  в том, что общение педагогов  с родителями здесь не прямое, а  опосредованное - через газеты, организацию  выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную  подгруппу, а не объединены с познавательными  формами.

Анализ практики работы педагогов  и руководителей ДОУ выявил два  вида форм совместной работы [7]:

.Совместные мероприятия  педагогов и родителей: родительские  собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей,  кружки для родителей, тематические  выставки, диспуты, педагогические  советы, попечительский совет, встречи  с администрацией, школа для родителей,  посещение семей на дому, родительский  комитет.

.Совместные мероприятия  педагогов, родителей и детей:  дни открытых дверей, турниры  знатоков, кружки, КВН, викторины,  праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе - организация  совместной деятельности родителей  и детей. Это могут быть формы  трудовой деятельности - оформление помещения  группы, трудовой десант по благоустройству  и озеленению двора, посадка аллеи  в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.; формы  досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и  др.; формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение  кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и  др.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический  характер сотрудничества, так как  изменились и содержание, и формы  взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ.

Часто на практике используются в основном стандартные формы  работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает  с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют  поставить конкретные задачи, наполнить  их соответствующим содержанием, выбрать  методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов  сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые используют лишь коллективные формы работы с семьей. Поэтому проблема организации взаимодействия ДОУ и семьи остается в настоящее время актуальной и требует дальнейшей разработки.

 

Выводы по 1 главе

 

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и  грамматически правильное его использование. Словарь - это слова (основные единицы  речи), обозначающие предметы, явления  действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях  и предложениях. Различают морфологический  и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень  предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь  и в достаточной мере владеют  грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени  выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

При проведении работы по развитию лексики и формированию грамматического  строя необходимо учитывать современные  о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики  и онтогенезе, особенностях лексико-грамматического  строя в дошкольном возрасте. При  этом необходимо организовать взаимодействие с родителями.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных  отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в  одну команду, воспитание потребности  делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные  формы.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного  возраста

 

2.1 Задачи и  содержание опытно-экспериментальной  работы

 

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе МДОУ ЦРР  детский сад №462 г. Челябинска, в  старшей группе, количество детей - 18 человек.

Задачи опытно-экспериментальной  работы:

.Выявить уровень сформированности  лексико-грамматического строя речи  детей старшего дошкольного возраста.

.Разработать и реализовать  комплекс методических мероприятий  организации взаимодействия ДОУ  и семьи по развитию лексико-грамматического  строя речи детей старшего  дошкольного возраста.

.Определить эффективность  разработанного комплекса в результате  повторной диагностики лексико-грамматического  строя речи детей старшего  дошкольного возраста.

В соответствии с выделенными  задачами опытно-экспериментальная  работа проводилась в три этапа. Содержание данных этапов:

Констатирующий этап экспериментальной  работы: подбор методик для исследования лексико-грамматического строя речи детей, диагностика и анализ полученных результатов; разработка комплекса  методических мероприятий.

Формирующий этап экспериментальной  работы: реализация комплекса в результате повторной диагностики лексико-грамматического  строя речи детей старшего дошкольного  возраста, организация взаимодействия педагогов и родителей.

Контрольный этап экспериментальной  работы: диагностика лексико-грамматического  строя речи детей, анализ полученных результатов, оценка эффективности  проведенной работы.

На первом этапе эксперимента было проведено обследование лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников.

Были использовал следующий материал:

-игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (фигуры  настольного театра), собака (мягкая  игрушка);

-картинки: лиса, волк, медведь,  рысь, лось (животные, название детенышей  которых образуются при помощи  суффикса - ОНОК, возможны замены  картинок, но при этом название  детенышей животных не должны  быть из числа часто употребимых, хорошо знакомых типа "котенок");

Обследование проводится индивидуально. Взрослый предлагает рассмотреть  и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при направленном обозначении словом предмета).

Инструкция: "Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь  и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут  делаешь в этом дремучем лесу такой  маленький, такой домашний козленок?". - "Я не козленок, я мальчик Саша. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует". Поможем козленку отгадать загадки  волшебницы?"

Речь сопровождается действиями с игрушками. Педагог дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легко эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения  для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению педагога.

1. Словарь

Отгадай загадку:

"Желтая хозяюшка из  лесу пришла,

Всех кур пересчитала  и с собою унесла".

Вот лиса давай её рассмотрим (картинка).

-Расскажи, какая лиса? (Точные  определения.)

-Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)

-Лиса от погони не  просто убегает, а…? Как сказать  по другому?

-Назови слова, близкие  по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая…несется, как стрела…)

-Вот лиса, волк, медведь,  как их назвать одним словом? (Обобщающие понятия)

2. Словообразование

-Рассмотри эти картинки. Вот лиса.

-Кто детеныш у лисы? А если их много?

-Кто детеныш у волка  (картинка)? Кто детеныши у волка?

-Кто детеныш у медведя?  А если их много?

-У лося детеныш - … . А если их много - …

-У рыси детеныш - … . детеныши -… .

3. Словоизменение

Отгадай еще загадку: Дом  сторожит, с хозяином дружит.

Живет под крылечком, хвост  колечком.

Правильно. Вот он пес Гав. "Гав, гав! Я пес Гав, я умею считать! Вот спроси: Гав, Гав, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа педагог обращается к ребенку).

Ну, спроси: "Гав, Гав, сколько  у тебя… хвостов?"

А теперь спроси

) про уши,

) про брови,

) про глаза,

) про нос,

) про рот,

) про лапы.

(На каждый вопрос ребенка  педагог отвечает от лица персонажа)

В заключении педагог говорит, что ребенок очень хорошо помогал  козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует.

Следует отметить, какие  типы предложений ребенок использует в речи: простые (нераспространенные, распространенные), сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные); количественное соотношение  простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений  с морфологической и синтаксической точки зрения.

Одним из показателей уровня сформированности грамматического  строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании грамматического строя важно  установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные  виды связей и отношений, доступны ребенку. С этой целью используют прием  составления предложений по предлагаемой ему картинке, в которой "запрограммировано" предложение заданной конструкции.

Прежде всего выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.

Более сложный вариант  этого приема нацелен на выявление  возможностей ребенка строить предложения  с большим распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного предложения.

В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение простых  предложений без распространения  и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении  различные объективно существующие отношения (объективные действия или  обстоятельства, в которых действует  субъект, качественную характеристику субъекта).

Результаты обследования, полученные с помощью данных приемов, позволяют оптимальным путем  выявить уровень сформированности грамматического строя языка  ребенка и могут иметь важное значение в определении конкретных задач обучения.

Показатели речевого развития представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 Показатели и уровни речевого развития старших дошкольников

Стороны речиУровни сформированности сторон речивысокийсреднийнизкийСловарьПравильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные)), синонимовСправился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову)Справился с 1-2 заданиямиГрамматикаТочное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных в единственном и множественномчисле, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гавом)В заданиях на формо - и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований "носиков", "ротиков")Более трех ошибок при наличии правильных ответов, отдельные отказы

Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников