Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение
Познавательные формы
организации общения педагогов
с семьей предназначены для ознакомления
родителей с особенностями
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы
организации общения педагогов
и родителей призваны выполнять
доминирующую роль в повышении психолого-
Наглядно-информационные формы
организации общения педагогов
и родителей решают задачи ознакомления
родителей с условиями, содержанием
и методами воспитания детей в
условиях ДОУ, позволяют правильнее
оценить деятельность педагогов, пересмотреть
методы и приемы домашнего воспитания,
объективнее увидеть
Наглядно-информационные формы
условно разделены на две подгруппы.
Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями
его работы, с педагогами, занимающимися
воспитанием детей, и преодоление
поверхностных мнений о работе ДОУ.
Задачами одной из них - информационно-ознакомительной
- является ознакомление родителей
с ДОУ, особенностями его
Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил два вида форм совместной работы [7]:
.Совместные мероприятия
педагогов и родителей:
.Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.
Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе - организация совместной деятельности родителей и детей. Это могут быть формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.; формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.; формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Таким образом, взаимодействие
родителей и педагогов в
Часто на практике используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые используют лишь коллективные формы работы с семьей. Поэтому проблема организации взаимодействия ДОУ и семьи остается в настоящее время актуальной и требует дальнейшей разработки.
Выводы по 1 главе
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
При проведении работы по развитию лексики и формированию грамматического строя необходимо учитывать современные о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексико-грамматического строя в дошкольном возрасте. При этом необходимо организовать взаимодействие с родителями.
Взаимодействие представляет
собой способ организации совместной
деятельности. Основная цель взаимодействия
ДОУ с семьей - установление доверительных
отношений между детьми, родителями
и педагогами, объединение их в
одну команду, воспитание потребности
делиться друг с другом своими проблемами
и совместно их решать в процессе
общения. Содержание работы с родителями
реализуется через
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Задачи и
содержание опытно-
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей - 18 человек.
Задачи опытно-
.Выявить уровень
.Разработать и реализовать
комплекс методических
.Определить эффективность
разработанного комплекса в
В соответствии с выделенными задачами опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. Содержание данных этапов:
Констатирующий этап экспериментальной
работы: подбор методик для исследования
лексико-грамматического строя
Формирующий этап экспериментальной
работы: реализация комплекса в результате
повторной диагностики лексико-
Контрольный этап экспериментальной
работы: диагностика лексико-
На первом этапе эксперимента было проведено обследование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников.
Были использовал следующий материал:
-игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка);
-картинки: лиса, волк, медведь,
рысь, лось (животные, название детенышей
которых образуются при помощи
суффикса - ОНОК, возможны замены
картинок, но при этом название
детенышей животных не должны
быть из числа часто
Обследование проводится индивидуально. Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при направленном обозначении словом предмета).
Инструкция: "Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?". - "Я не козленок, я мальчик Саша. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует". Поможем козленку отгадать загадки волшебницы?"
Речь сопровождается действиями с игрушками. Педагог дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легко эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению педагога.
1. Словарь
Отгадай загадку:
"Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла".
Вот лиса давай её рассмотрим (картинка).
-Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)
-Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)
-Лиса от погони не просто убегает, а…? Как сказать по другому?
-Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая…несется, как стрела…)
-Вот лиса, волк, медведь, как их назвать одним словом? (Обобщающие понятия)
2. Словообразование
-Рассмотри эти картинки. Вот лиса.
-Кто детеныш у лисы? А если их много?
-Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?
-Кто детеныш у медведя? А если их много?
-У лося детеныш - … . А если их много - …
-У рыси детеныш - … . детеныши -… .
3. Словоизменение
Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.
Живет под крылечком, хвост колечком.
Правильно. Вот он пес Гав. "Гав, гав! Я пес Гав, я умею считать! Вот спроси: Гав, Гав, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа педагог обращается к ребенку).
Ну, спроси: "Гав, Гав, сколько у тебя… хвостов?"
А теперь спроси
) про уши,
) про брови,
) про глаза,
) про нос,
) про рот,
) про лапы.
(На каждый вопрос ребенка
педагог отвечает от лица
В заключении педагог говорит,
что ребенок очень хорошо помогал
козленочку отгадывать загадки волшебницы,
и она его обязательно
Следует отметить, какие
типы предложений ребенок использует
в речи: простые (нераспространенные,
распространенные), сложные (сложносочиненные,
сложноподчиненные); количественное соотношение
простых и сложных предложений,
умение пользоваться союзами, правильность
построения и оформления предложений
с морфологической и
Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании грамматического строя важно установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку. С этой целью используют прием составления предложений по предлагаемой ему картинке, в которой "запрограммировано" предложение заданной конструкции.
Прежде всего выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.
Более сложный вариант
этого приема нацелен на выявление
возможностей ребенка строить предложения
с большим распространением (с 6-7
различными членами), а также изменять
структуру исходного
В процессе обследования необходимо
обращать внимание на соотношение простых
предложений без
Результаты обследования,
полученные с помощью данных приемов,
позволяют оптимальным путем
выявить уровень
Показатели речевого развития представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели и уровни речевого развития старших дошкольников
Стороны речиУровни сформированности
сторон речивысокийсреднийнизкийСловар
Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников