Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Цель исследования - теоретические обосновать и экспериментально проверить успешность комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
.2 Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
.1 Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
.2 Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

Повторно проблема приоритетности рассматривается после утверждения  Концепции дошкольного воспитания в 1989 году. Происходит переоценка ценностей, взглядов, и на первое место выходит  семья, которая является необходимой  и первостепенной в воспитании личности ребенка. Это доказывают исследования, проведенные Т.А.Антоновой, Е.П.Арнаутовой, В.П.Дубровой, О.Л.Зверевой и другими.

Идея взаимосвязи общественного  и семейного воспитания нашла  своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте [8].

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует  родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и  партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о  работе с родителями - это большой  и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о  помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада".

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи  по воспитанию детей. Вместе с тем, она  считала, что родителям, не умеющим  воспитывать, необходимо помогать [1].

Признание приоритета семейного  воспитания требует новых отношений  семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит  привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции  и с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов  невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных  исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного  учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать  педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского  сада внутрь" - это вовлечение  родителей в образовательный  процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Пространство развития ДОУ  состоит из трех взаимосвязанных  пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного  процесса в системе "педагог - ребенок - родитель". Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными  реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Итак, основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных  отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в  одну команду, воспитание потребности  делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка  лежат следующие принципы [21].

. Преемственность согласованных  действий. Взаимопонимание семьи  и детского сада - этого единого  пространства, объективной реальности - состоится при согласованности  воспитательных целей и задач,  позиций обеих сторон, выстроенных  по принципу единства, уважения  и требований к ребенку, распределения  обязанностей и ответственности.

. Гуманный подход к  выстраиванию взаимоотношений семьи  и ДОУ. Наиболее существенными  принципами во взаимоотношениях  ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание  достоинства, свободы личности, терпимость  к мнению другого; доброе, внимательное  отношение всех участников взаимодействия.

. Открытость. Новые социальные  изменения в обществе требуют  от воспитателя ДОУ открытости  по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным  в том случае, если провозглашаемые  ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих  в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей,  воспитателей, специалистов ДОУ,  социальное окружение.

. Индивидуальный подход  к каждой семье. Все семьи  отличаются друг от друга. Эти  различия зависят от многих  факторов: родительской и человеческой  культуры, традиций семьи, социального  положения, особенностей здоровья  членов семьи, ее состава, жилищных  условий, образовательного ценза,  внутрисемейных отношений, наличия  животных в семье, предпочитаемого  вида отдыха и многого другого.

. Эффективность форм взаимодействия  ДОУ и семьи. Реалии современности  требуют изменения привычной  ситуации и выстраивания системы  взаимодействия с родителями. Эффективность  выбора форм зависит от умения  выделить наиболее важные проблемы  сторон, привлечь внимание к ним,  искать приемлемый путь решения.  Проблему заявляют все те, кто  входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты,  младшие воспитатели, психолог  и др.). Формы выбираются в соответствии  с региональными, культурно-историческими,  социально-экономическими, социально-психологическими  условиями, интересами семьи,  возможностями ДОУ и др.

. Обратная связь. Партнерство  родителей и педагогов предполагает  хорошо налаженную обратную связь.  Она необходима для того, чтобы  изучить мнение родителей по  разным вопросам воспитания, деятельности  ДОУ. Родители хотят знать:  учитывают ли воспитатели их  мнение, реагируют ли на замечания,  предложения, советы с их стороны.  Воспитатели, в свою очередь, - как реагируют родители на  предложения и советы со стороны  воспитателей, имеют ли встречные  предложения.

. Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные  формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить  их педагогическими знаниями. Как  отмечают О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [5].

К коллективным формам относятся  родительские собрания, конференции, "Круглые  столы" и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма  работы воспитателей с коллективом  родителей, форма организованного  ознакомления их с задачами, содержанием  и методами воспитания детей определенного  возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся  педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной  формой, так и применяться в  сочетании с другими, например, она  может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или  иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается  трудностям воспитания детей. Они могут  проводиться и специалистами  по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у  ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они  знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению  поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов  деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время, как  отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями [8]. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, "Педагогическое поле чудес", "Педагогический случай", "КВН", "Ток-шоу", где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки", досуги "Неразлучные друзья: взрослые и дети", "Семейные карнавалы".

Особой популярностью  пользуются "Дни открытых дверей", в течение которых родители могут  побывать в любой группе. В проведении "Круглых столов" реализуется  принцип партнерства, диалога, родителям  предлагается подписать "визитку", приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением  актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

В настоящее время практикой  накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены  и обобщены. Схему классификации  нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные [5] (таблица 1).

 

Таблица 1 Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т.В. Кротова)

НаименованиеЦельФормы проведения общенияИнформационно-аналитическиеВыявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотностиПроведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьмиСовместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставкахПознавательныеОзнакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детейСеминары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителейНаглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительскиеОзнакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детейИнформационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип  партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной  стороной подобных форм является то, что  участникам не навязывается готовая  точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся  ситуации.

Особая роль при любой  форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим  вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических  форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование  данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых  педагогических знаний, отношении в  семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической  основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода  к ребенку в условиях дошкольного  учреждения, повышение эффективности  воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия [11].

Информация о работе Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию речи дошеольников