Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.
Принцип
рациональной централизации должен
иметь место и для
В
иерархии управления вышестоящие звенья
должны строить свои отношения с
нижестоящими звеньями по преимуществу
на основании конструктивного
3.
Пересмотреть все функции
–
служб инфраструктуры – функции
снабжения, мониторинга, повышения квалификации
педагогических кадров и т.д. – институтам
повышения квалификации, учебно-методическим
кабинетам, научно-методическим центрам,
ресурсным центрам, снабженческим фирмам
и т.п.;
–
органов общественного
Оставить
функции, реально возможные для
существующей численности аппарата
управления, руководствуясь так называемым
«числом Миллера» – принципиальное положение
менеджмента – каждый уровень иерархии
может в своей деятельности осуществлять
72 функций (т.е. не менее 5 и не более 9). Большее
количество функций делает систему на
определенном уровне неуправляемой, а
меньшее количество чрезмерно укрупняет
функции (и они не дают представления о
реально выполняемой деятельности). Как
известно, «число Миллера» связано с оперативной
памятью человека – она способна одновременно
отслеживать состояния 5 – 9 объектов,
не более.
4.
Структурировать оставшиеся
Внешние, основные – оказание образовательных услуг населению и внутренние, вспомогательные, обеспечивающие собственное ее существование и развитие. Соответственно и функции управления могут быть разделены на основные и вспомогательные, обеспечивающие.
Как
отмечает академик Новиков А.М., главными
направлениями модернизации системы управления
образованием должны стать следующие:
- управление качеством;
- управление доступностью;
-
управление эффективностью.
«Эти три ключевых момента и должны стать, очевидно, основными, главными функциями органов управления образованием всех уровней, которые по отношению к системе управления в целом будут выполнять интегрирующую, системообразующую роль».15
Управление
качеством, доступностью и эффективностью
образования существенно
Эти три базовые целевые установки и должны быть положены как системообразующие основания в основу модернизации систем управления образованием. Эффективное управление будет иметь место тогда, когда воздействие на все переменные параметры управляемого объекта в конечном счете обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность образования (а кроме того – высокий престиж образовательной системы, ее достойное место в жизни местного сообщества, региона, страны).
Управление
доступностью. Управление доступностью
образования требует решения
многих проблем. В частности, проблема
всеобуча. Известно, что общеобразовательная
школа с 1 по 11 класс теряет «по дороге»
4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс.
чел. поступает в учреждения начального
профессионального образования, 800 тыс.
чел. – среднего профессионального. Но
более 3 млн. человек уходят из школы «в
никуда», становясь люмпенами, маргиналами,
пополняя ряды преступников, наркоманов
и т.п. Отказ от школьного всеобуча – это
не только огромная социальная опасность,
но и экономическая «яма», особенно в условиях
напряженной демографической ситуации.
Рассмотрим, как может быть распределена
ответственность за всеобуч по уровням
управления образованием. За каждой школой
может быть закреплена определенная территория
– микрорайон, за которую она будет нести
ответственность. Если какие-либо территории
оказываются не охваченными, то вмешивается
муниципальный уровень. Он должен будет
либо построить новую школу, или обеспечить
доставку учащихся в действующие школы,
например, автобусами. Если же муниципальный
уровень этого сделать не в состоянии,
вмешивается региональный (субрегиональный)
уровень – строит новые школы и т.п.. И
т.д. Эта модель уже отрабатывается в ряде
регионов РФ.
Управление
качеством. Следует иметь в виду,
что в соответствии с семейством
международных стандартов ISO управление
качеством получило название «петли
качества».
«Петля качества» для производителей образовательных услуг, и, соответственно, для управления состоит из следующих элементов:
- изучение потребностей рынков труда и образовательных услуг;
- набор абитуриентов;
- формирование программ, форм и методов обучения;
- обеспечение обучения ресурсами;
- организация процесса обучения;
-
аттестация выпускников,
-
мониторинг трудоустройства
Управление
эффективностью. Управление эффективностью
образования, очевидно, включает в себя:
-
Переход на новую систему
-
Выделение бюджета развития, обеспечивающего
реализацию в системе
-
Создание в образовании
- Создание систем информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений, в том числе модернизация образовательной статистики.
-
Создание системы управления
человеческими ресурсами
-
Создание системы
- Создание системы маркетинга образовательных услуг и служб по связям с общественностью для выработки и разъяснения образовательной политики (кроме того, маркетинг образовательных услуг приобретает большое значение в управлении качеством образования – см. выше).
-
Создание специальных
Эта
управленческая функция включает в
себя достаточно разнородные элементы.
Однако у нее есть общий стержень
– это обеспечение эффективного
использования всех поступающих
в систему образования ресурсов
– финансовых, кадровых, информационных,
материальных.
Вспомогательные
(обеспечивающие) функции управления
могут быть структурированы в
логике ресурсного обеспечения образовательных
систем: мотивационное, кадровое, научно-методическое,
финансовое, материально-техническое,
организационное, нормативно-правовое,
информационное обеспечение. Существенным
является именно то, что эти функции вспомогательные.
Финансовое обеспечение – для качества,
доступности и эффективности образования,
материально-техническое обеспечение
– для качества, эффективности, доступности,
и т.д. Превращение этих функций в самоцель,
– что чаще всего, к сожалению, бывает
в нынешних моделях управления образованием
– ведет к стагнации образовательных
систем, создает условия для развития
коррупции, ведет к неэффективному расходу
ресурсов. Так, например, в былые годы зарплата
учителям повышалась неоднократно, но
это никак не сказывалось на качестве
образования. Или в те же времена бесплатное
обеспечение учащихся профтехучилищ питанием
и обмундированием создавало вокруг каждого
училища громадные свалки продуктов, одежды
и обуви (естественно, эти примеры нельзя
переносить на современные условия.)
Распределение
функций по видам управления.
При
разработке новых прогрессивных
моделей управления образованием необходимо
найти оптимальное сочетание видов управления:
-
административного (командного) и
мотивационного управления (управление,
побуждающее участников
-
проектного управления (управление
в динамике – управление
Для
управления в динамике, которое считается
более «прогрессивным», существуют
две проблемы. Первая – проблема
соотношения проектной (инновационной)
и процессной (повторяющейся) деятельности.
Эта проблема очень не проста. Если,
допустим, всю систему образования (муниципальную,
региональную и т.д.) целиком погрузить
в инновационный режим, то будет, совершенно
очевидно, полный хаос. И, в частности,
за 200 лет деятельности Министерства просвещения
(образования) в России в системе образования
были проведены 26 реформ?! – слишком часто.
С другой стороны, в деятельности органов
управления образованием, особенно на
муниципальном уровне, значительную долю
времени и энергии занимают текущие рутинные
функции – выплата зарплаты работникам
образовательных учреждений и т.п.
Далее,
при модернизации моделей управления
образованием необходимо от традиционного
использования всего, в основном,
двух механизмов управления – планирования
(многочисленных «мероприятий») и всепроникающего
контроля к полному набору (циклу) механизмов:
Анализ
текущего состояния управляемой
образовательной системы
Прогноз
развития ОС, проводимый без учета
возможных управляющих
Целеполагание
подразумевает формулировку общих
целей развития, а также критерия эффективности,
отражающего соответствие настоящего
и/или будущего состояния образовательной
системы целям ее развития.
На
этапе планирования осуществляется
определение набора задач развития
– действий, мероприятий и т.д.,
которые позволят достичь или максимально
приблизиться к поставленным целям в существующих
или прогнозируемых условиях.