Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     3.Финансирование  муниципальной системы  образования 

     В соответствии с законодательством  органы местного самоуправления формируют  местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие  фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования. В их компетенции регулирование отношений собственности в системе образования, а именно — контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями. Органы местного самоуправления создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения, строят для них здания и сооружения, обустраивают прилегающие к ним территории. Как собственники муниципальных учреждений образования они имеют право назначать руководителей этих учреждений, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления, а также типовыми положениями и уставами образовательных учреждений.

     Согласно  новому порядку финансирования муниципальной  системы образования, финансовое обеспечение  учебного процесса в муниципальных  образовательных учреждениях, включая  расходы на оплату труда работников, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, отнесено на бюджеты субъектов РФ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять соответствующие расходы в качестве государственных полномочий, передаваемых одновременно с финансовыми средствами. К вопросам местного значения в сфере образования отнесена организация процесса образования, включая финансирование содержания имущественных комплексов муниципальных учреждений. 
 

 

     Рис. 2. Типы образовательных учреждений на территории

                  муниципального образования  (города) 

     Уставом образовательного учреждения может  быть предусмотрена его предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и иного имущества, оказание посреднических услуг и т. п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода практику образовательного учреждения, если она идет в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

     Новая образовательная политика, идущая по пути развития вариативного образования, во многом привела к пониманию того, что основанная на остаточном принципе финансирования административно-командная модель обеспечения унитарного образо-вания, несмотря на рецидивы реставрации, уходит в прошлое. В современных условиях организационно-экономические меры в системе образования выступают как ключевой компонент реформирования образования в целом, главная цель которого — повышение качества и эффективности учебной, воспитательной деятельности. Без этого улучшение содержания и качества образования, решение вопросов закрепления кадров невозможны. 

     Пономарев  выделяет следующие экономические и организационные меры:

  1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы. Налоговые льготы для предприятий, которые принимают решения о заказе специалистов. Образовательные кредиты и страхование, что позволит определить текущие потребности в профессиональном и стыкующемся с ним вариативном общем образовании. Доля прямых заказов, договоров в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями, как образовательных учреждений, так и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.
 
     
  1. Изменение принципов определения государственного и муниципального заказа на образовательные услуги и формирование государственных образовательных стандартов.
  2. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью. Для этого требуются достижение или расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля за эффективностью хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.
  3. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов3
 
 

     1.3. Модернизация муниципального уровня управления  образовательными учреждениями. 

     Управление  образованием, в том числе и  муниципальным, стало в последние годы достаточно активно реформироваться, а также модернизироваться. На смену районным отделам образования и муниципальным департаментам пришли образовательные округа. Указанная административно-правовая (управленческая) составляющая с наряду достаточно интенсивно проходящим в России процессом урбанизации вызывают достаточно актуальную необходимость в теоретическом анализе создания образовательного пространства промышленного города, которое крайне необходимо при формировании современной концепции управленческой модели образования.

           С учетом высказанного мнения о понятии «образовательное пространство» уточним, что данное понятие введено в научную педагогическую лексику в конце 80-х годов и вошло позже в официальные документы (Закон об образовании). Оно отражает попытки сохранить федеральное единство в сфере образования при проведении его децентрализации с целью преодоления давления центробежных сил на региональную политику в сфере образования. В понятии «образовательное пространство промышленного города» проявляются некоторые новые реалии российского образования, адаптированного к экономическим, социальным изменениям. Можно ли назвать данное муниципальное образовательное пространство единым? Если под этим термином подразумевать непрерывное образование; следование требованиям образовательных стандартов, базирующееся на основе видового и типового многообразия, сохранение целостности и единства системы путем интеграции составляющих ее элементов; преемственность всех структурных элементов системы; взаимодополнение различных форм и типов обучения; удовлетворение социальных запросов населения, – то можно утверждать, что в городе сформировано единое муниципальное образовательное пространство. Оно служит средством свободного развития задатков и способностей, удовлетворения познавательных запросов и потребностей населения.

     Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных: экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжаются тенденции к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т. д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях — от детских садов до университета. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становит менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

     Реформа в сфере образования ведет  к разрушению прежней единообразной  системы учебных заведений, поэтому  содержание образования с его  разноуровневым обучением дифференцируется.

     Старые  формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются.

     Пономарев В.А. отмечает, что в результате возникают  проблемы бюрократизации управления:

  • отсутствие четких требований, предъявляем: к управленцам;
  • неопределенность специфического содержания управления образованием;
  • негативные последствия распада ранее существовавшей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг)4.

     Все это негативно влияет на муниципальную  систему образования.

     Сегодня актуальна двуединая задача: готовить всесторонне развитую личность и, одновременно, носителя социальных функций, исполнение которых способствует развитию жизнедеятельности общественного организма. Выполнение этой задачи возможно лишь при создании реального единого образовательного пространства, общая цель и задачи которого конкретизируются в основных звеньях данной системы в зависимости от этапов становления личности. Достижение целей требует поступательного и целостного процесса непрерывного образования.

     Общей тенденцией последних лет является развитие в муниципальных городах системы непрерывного образования, включающей в себя комплекс разноплановых, на первый взгляд, разнопрофильных учебных заведений: дошкольные учреждения, система общего образования, начальные и средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения и различные филиалы вузов. Связующей, системообразующей идеей такого объединения нам видится концепция непрерывного образования. Подсистема муниципального образования – органичная часть общей государственной системы. Ее назначение заключается в сохранении, передаче будущим поколениям национально-культурных традиций народов, населяющих тот или иной регион, формировании ценностных ориентаций и взглядов гражданина будущего. Однако в практике прослеживается еще немало изъянов и прежде всего, думается, они проистекают из недостатков в разработке вопросов управления. Как свидетельствует опыт развития системы общего, среднего специального и высшего образования, только продуманное, научно обоснованное управление служит эффективным механизмом обеспечения стабильности государства и общества, гарантом позитивных перемен.

     Система регионального образования и  муниципальная ее подсистема имеют  общие и особенные закономерности развития. Они вытекают из специфики регионов и диктуются стремлением сохранить единое российское образовательное пространство. Именно поэтому, на наш взгляд, главная задача российской образовательной политики на данном этапе определена таким образом: обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Такая установка предполагает изменение принципов, структуры и функций системы управления образованием как государственно-общественного феномена прежде всего на муниципальном уровне, поскольку, с одной стороны, он оказался наиболее чувствительным к произошедшим социокультурным и экономическим сдвигам; с другой – именно ему и делегированы новые, более широкие, чем прежде, полномочия, тем самым заложены потенциальные условия для его дальнейшего развития. 

     ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ  МОУ УЛЬЯНОВСКАЯ  СОШ.

     2.1. Анализ состояния  и проблем управления муниципальными образовательными учреждениями Красногорского муниципального района. 

     В муниципальной системе  образования Красногорского муниципального района сложилась достаточно оптимальная структура общего и дополнительного образования, соответствующая потребностям и запросам населения. Для создания необходимой основы для качественных изменений в обучении и воспитании, совершенствовании материально-технической базы образовательных учреждений, внедрении новых образовательных технологий, увеличении объёма предоставляемых услуг, принята районная целевая программа «Развитие образования в Красногорском муниципальном районе на период 2007 - 2012 годов»

     Одним из приоритетных направлений муниципальной политики в сфере образования является обеспечение доступного качественного общего образования для детей независимо от места жительства В основе муниципальной программы лежит идея обеспечения качества образования через создание условий, отвечающих современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса. Опираясь на актуальность данного направления, с целью наиболее успешной реализации районной целевой программы развития образования, разработан план развития сети образовательных учреждений Красногорского муниципального района Московской области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства на 2008-2012 г.г.

Информация о работе Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением