Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     К компетенции Родительского  совета Учреждения относится:

  • внесение предложений в концепцию и (или) программу развития Учреждения;
  • внесение предложений по социальной защите обучающихся;
  • организация участия родителей во внеурочной и воспитательной работе с обучающимися;
  • организация просветительской работы среди родителей обучающихся (законных представителей);
  • внесение предложений о совершенствовании деятельности Учреждения в любые органы управления.

       Деятельность Родительского совета  осуществляется на основании  Положения о Родительском Совете  Учреждения.

     В целях реализации государственно-общественного  характера управления в Учреждении создается Управляющий Совет (далее – Совет). Совет Учреждения - коллегиальный орган, наделенный полномочиями по осуществлению управленческих функций в соответствии с настоящим Уставом и Положением об управляющем Совете Учреждения.

     Совет Учреждения состоит из представителей участников образовательного процесса и учредителя. В состав Совета общеобразовательного учреждения могут входить:

  • выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение;
  • работодатели (их представители), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
  • представители образовательных и научных учреждений (организаций);
  • граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.

     . Совет Учреждения формируется  в составе 13 членов с использованием  процедур выборов, назначения  и кооптации. Выборы в Совет Учреждения осуществляются на основании Положения о выборах управляющего Совета Учреждения.

     Основными задачами Совета являются:

  • определение основных направлений развития Учреждения;
  • определение программы развития Учреждения, особенностей ее образовательной программы;
  • повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, стимулирования труда его работников;
  • содействие рациональному использованию выделяемых Учреждению бюджетных средств, средств, полученных от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
  • содействие созданию в Учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  • содействие в организации надлежащих условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, в создании условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

       Попечительский совет Учреждения является добровольным объединением физических лиц - благотворителей, заинтересованных в содействии внебюджетному финансированию Учреждения. В его состав могут войти родители обучающихся (законные представители), выпускники Учреждения, представители государственных органов и органов местного самоуправления, представители коммерческих и некоммерческих организаций, любые физические лица – благотворители. Члены Попечительского совета Учреждения работают на безвозмездной основе. Из числа членов Попечительского совета Учреждения избирается председатель, который руководит его работой, и секретарь.

     Попечительский  совет Учреждения собирается на заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Решения Попечительского совета Учреждения принимаются открытым голосованием и являются правомочными, если на его заседании присутствовало простое большинство и за них проголосовало простое большинство присутствующих.

     К компетенции Попечительского  совета Учреждения относится:

  • организация работы по привлечению пожертвований, даров и целевых взносов на реализацию уставных целей Учреждения;
  • определение направлений, форм, порядка использования привлечённых внебюджетных средств;
  • согласование сметы доходов и расходов привлечённых Попечительским советом внебюджетных средств Учреждения;
  • принятие решения по вопросам финансирования целевых программ Учреждения;
  • контроль расходования привлеченных внебюджетных средств.

         Попечительский  совет имеет право вносить  предложения, направленные на улучшение  работы Учреждения, в любые органы самоуправления, администрацию Учреждения, Совет Учреждения, Учредителю, в том числе:

  • о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
  • о совершенствовании деятельности Учредителя;
  • о внесении изменений и дополнений в проект договора Учреждения с Учредителем;
  • об определении профилей обучения на третьей ступени образования.

     В соответствии с законодательством  Попечительский совет Учреждения может быть создан в форме некоммерческой организации как юридическое лицо.

     Деятельность  Попечительского совета осуществляется на основании Положения о Попечительского совете Учреждения. Учреждение имеет право принимать и издавать локальные акты, определяющие различные аспекты своей деятельности. Локальные акты Учреждения не могут противоречить настоящему Уставу.

                    Резюмируя, можно утверждать, что на муниципальном уровне в школе созданы организационные формы участия общественности в управлении муниципальными образовательными учреждениями. Главная задача современного этапа развития муниципальной системы образования  привлечь к управлению муниципальными образовательными учреждениями  неравнодушных, ответственных представителей местного сообщества, родительской общественности. 
 

     2.3. Проблемы управления МОУ Ульяновская СОШ.

     Результаты  проведенных нами исследований свидетельствуют о том, что в МОУ Ульяновская СОШ присутствует осмысление новой роли и места муниципального управления в региональной системе образования. Внутреннее строение управляющей системы соотносится с новыми целями, стоящими перед муниципальной образовательной системой, что обеспечивает реализацию социальной функции образования. Однако, структурные связи школьных служб и уровень их работы не всегда отвечают современным требованиям: имеет место некоторая разобщенность в вопросах планирования и организации деятельности, поэтому требуется корректировка системы управления.

     Академик  РАО Новиков А.М участвовал в крупном проекте по модернизации управления образованием на муниципальном и региональном уровнях. «Материалы, представленные различными муниципальными и региональными органами управления образованием о своей деятельности, представляли собой, за редкими исключениями, довольно печальную картину – как будто система управления образованием существует на другой планете, в полном отрыве от современной теории управления социально-экономическими системами и от передовых тенденций развития управленческой практики в других отраслях народного хозяйства. Как показывает анализ представленных материалов, за последнее время произошло определенное обогащение объективных возможностей систем управления образованием благодаря повышению уровня самостоятельности, автономности субъектов управления (что особенно заметно на уровне образовательных учреждений); высвобождению творческого потенциала, инновационной созидательной энергии работников образования, в том числе – управленцев; развитию плюрализма, многообразия, гласности, свободы слова, преодолению синдрома «наказуемости инициативы», росту престижа инновационной, исследовательской, поисковой деятельности. Многие из названных источников роста функциональных возможностей систем управления образованием выступают в качестве серьезных предпосылок обновления, модернизации этих систем»9. 

     На  основе анализа управления МОУ Ульяновская  СОШ можно сделать вывод, что  ограничение реальных возможностей систем управления образованием в настоящее время, прежде всего, связано с: 

     - непригодностью в новых социально-экономических  условиях прежних, привычных стилей  и стереотипов управленческой  деятельности; 

     - традиционно сложившейся концентрацией основных усилий аппарата управления на обеспечение текущего функционирования системы образования, затрудняющей и замедляющей переориентацию управления на приоритеты перспективного развития образования; 

     - неразработанностью нормативно-правовой  базы образования, несогласованностью различных правовых актов между собой, что вынуждает органы управления образованием на местах в инициативном порядке и зачастую только на основе здравого смысла заниматься разработкой собственных временных документов, идти путем проб и ошибок; 

     - неразработанностью механизмов  реализации принятых государственных  решений в сфере образования; 

     - нерешенностью вопросов заработной  платы и социальной защиты  управленческих кадров образования,  повышения их профессионализма, обеспечения большей престижности и привлекательности управленческой деятельности в отрасли.

     Новиков А.М. отмечает, что ключевыми недостатками деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием являются: 

     1. Сложившаяся отрицательная традиция «вмешательства» работников органов управления в самые разнообразные, но несвойственные им функции. Эта традиция складывалась десятилетиями. Она чудовищно перегружает как работников органов управления образованием, так и самих работников образования – руководителей образовательных учреждений, учителей и т.д. Стремление многих управленцев по традиции контролировать все и вся приводит к неэффективности самого управления и крайне ограничивает возможности развития управляемого объекта – самой системы образования.

     Многочисленные  постоянные тематические, комплексные  и другие проверки, когда учитель  или руководитель образовательного учреждения не успевают ничего предпринять  по итогам предыдущей проверки, как  уже прислали следующую. Ситуация складывается таким образом, что в большинстве случаев руководители и работники органов управления образованием как бы «делают вид, что управляют», а руководители и работники образовательных учреждений как бы «делают вид, что они управляемы», хотя прямой необходимости друг в друге по сути чаще всего нет никакой.

     Традиция  всеобщего контроля порождает громоздкую и чаще всего никому не нужную отчетность, что отмечали практически все  участники социологического опроса, проведенного в рамках проекта. Так, у любого человека невольно возникает вопрос: а для чего и для кого нужны, например, ежеквартальные, а то и ежемесячные отчеты о вакансиях, о повышении квалификации педагогических кадров, о подготовке резерва руководящих кадров, об одаренных детях, об уплате налогов, о деятельности попечительских советов, о проведении семинаров с родительской общественностью, о проведении социологических исследований с учащимися в школах и т.д. и т.п.? (это взято из материалов пилотных регионов). Или – также из присланных материалов – ежемесячные отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.10

     2. Неразграниченность основных и  вспомогательных (а то и вовсе  ненужных) функций управления. В  этом отношении интересны результаты  социологического исследования, проведенного  среди работников органов управления образованием. По результатам обработки анкет (по мнению респондентов) задачи, стоящие перед системой управлением образованием, по степени актуальности сгруппировались следующим образом: 

     В первую группу вошли позиции, отмеченные более чем половиной респондентов: эффективное управление финансовыми ресурсами системы образования; эффективное управление материальными ресурсами системы образования; совершенствование технологии управления образованием. 

     Вторую  группу составили задачи, отмеченные всего лишь до 40%-45% участников опроса: управление качеством обучения; нормативно-правовое регулирование; совершенствование механизмов распределения потоков учащихся по различным каналам обучения. Но ведь в первой группе задач явно доминируют не основные функции управления, а ресурсные, обеспечивающие составляющие: финансовые, материальные и т.д., а задачи второй группы относятся к непосредственным направлениям управленческой деятельности.11 

     3. В условиях осуществления политики  регионализации и развития местного самоуправления совершенно несовременной, непродуктивной является традиционная прежняя, привычная позиция органов управления – позиция бюрократической инстанции, транслирующей сверху вниз руководящие указания и контролирующей их исполнение. По каждому указанию сверху каждый следующий уровень управления разрабатывает детальные «планы мероприятий», на каждое из этих «мероприятий» следующий по иерархии уровень разрабатывает соответствующий «план мероприятий по выполнению плана мероприятий» и т.д. Мероприятия множатся, на них тратится время и энергия, а результата никакого. Более того, сопротивление изменениям, инициированным свыше, в нижележащих подсистемах образования, включая и органы управления образованием, сегодня зачастую серьезно тормозят развитие всей образовательной системы в целом. 

Информация о работе Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением