Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.
В современном мире образование является одним из основных механизмов прогресса, как научно-технического, так и социального.
Происходящие
изменения в социально-
Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности на местах означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России.
В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием.
В
то же время в проанализированной
нами литературе и научных исследованиях
не обнаружено работ, в которых просматривались
бы подходы повышения
Объект исследования – муниципальное образовательное учреждение Ульяновская средняя общеобразовательная школа.
Предмет исследования - социально-педагогические условия повышения эффективности управления муниципальным учреждением образования на современном этапе развития государства и общества.
Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1.1.Государственная
и муниципальная
политика в сфере
образования
В соответствии с Конституцией РФ публичная власть в России имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации образования в комплексе, целесообразно рассмотреть вопросы организации и деятельности муниципальных органов управления образованием; исследовать проблемы реализации прав граждан в сфере управления муниципальным образованием. Актуальность исследования выше обозначенного аспекта объясняется и тем обстоятельством, что на уровне местного самоуправления реализуется более 70% всей образовательной деятельности.1
Образовательный
уровень населения — одна из важнейших
характеристик муниципального образования,
определяющих его конкурентоспособность
и инвестиционную привлекательность.
Повышение образовательного уровня населения
требует длительного времени и значительных
финансовых вложений. Расходы на образование
являются в большинстве муниципальных
образований самой крупной статьей расходов
местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:
Таким
образом, мы приходим к выводу, что
органы местного самоуправления действуют
в области образования в русле государственной
политики в тесном единстве с органами
государственной власти и могут выполнять
лишь часть задач, стоящих в данной области
Базовыми
нормативными актами, определяющими задачи
органов местного самоуправления в области
образования, являются ст. 43 Конституции
РФ, Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
РФ», Закон РФ «Об образовании», федеральные
законы «Об утверждении федеральной программы
развития образования», «О сохранении
статуса государственных и муниципальных
образовательных учреждений и моратории
на их приватизацию», «О компенсационных
выплатах на питание обучающимся в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях,
учреждениях профессионального начального
и среднего профессионального образования»,
«О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» и другие правовые
акты. Данные законы детализируются в
указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, приказах Минобразования
России, региональном законодательстве.
1.2.Система
управления образованием
на муниципальном
уровне
Система
управления образованием на муниципальном
уровне представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов: образовательных
программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности,
сети реализующих их образовательных
учреждений независимо от их организационно-правовых
форм, типов и видов, муниципальных органов
управления образованием и подведомственных
им учреждений и организаций (рис. 1).
Рис.1
Структура системы
образования на муниципальном
уровне
Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образования. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование — участки земли. При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ, а также правовыми актами органа местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.
На территории муниципального образования (в основном города) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности (рис. 2).
Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
Дубровина С.Ю. уточняет, что управленческая деятельность муниципальной администрации в области образования имеет два основных направления:
– непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования;
– координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования.
Эти
направления обуславливают
Первая из них — муниципальный орган управления образованием – является обязательной структурой и в той или иной форме (отдела, управления и др.) существует в любом муниципальном образовании. Ее основные функции определяются компетенцией органов местного самоуправления в области образования, закрепленной Законом об образовании (п. 2 ст. 31), и включают:
– планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности общеобразовательных учреждений;
– обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения и др.
В крупных городах, сохраняющих административное деление, орган имеет разветвленную иерархическую структуру, включающую районные подразделения.
Вторая – координационная структура – необходима только в муниципальных образованиях, в которых существует развитая сеть профессиональных ОУ, прежде всего, в крупных городах. Специфика такой структуры заключается в том, что она по самой своей сути является органом самоорганизации территориального сообщества (как муниципальная администрация в целом). Не имея рычагов прямого администрирования по отношению к субъектам самоуправления, она призвана обеспечить условия для их добровольного и заинтересованного участия в совместной деятельности по решению задач комплексного развития территории.
Координационная структура МСО должна выполнять комплекс специфических функций:
– мониторинг и анализ потребностей производственной и социальной сфер города;
– формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах города;
– создание условий для оптимального выполнения социального заказа города посредством образовательных услуг МСО;
– мониторинг и анализ результатов деятельности МСО по удовлетворению кадровых потребностей города [5, С. 20–21].
Таким
образом, эта управленческая структура
по существу выступает
посредником между социально-производственной
и образовательной сферами города; координирует
процесс удовлетворения потребностей
города посредством образовательных услуг,
предоставляемых ОУ МСО. Иначе говоря,
она выполняет две основные функции:
а) посредническую;
б)
координационную.
Изменения
в системе образования требуют
совершенствования