Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     Мероприятия рассчитаны на четыре года и являются одним из этапов модернизации системы образования Красногорского муниципального района, ориентированы на построение системных изменений, которые обеспечат повышение качества общего образования, степени его практической направленности, конкурентоспособности выпускников школы, их адаптации к жизни в современном обществе. В ней учтены специфические черты культурно - образовательного пространства, социально-экономические особенности развития Красногорского муниципального района. 

               

     Образовательная  система Красногорского муниципального района многообразна и многопрофильна,  она включает:

муниципальные дошкольные учреждения – 33, из них:

детские сады – 3,

центры  развития ребенка – 9,

детские сады комбинированного вида – 3,

детские сады общеразвивающего вида – 17,

детские сады присмотра и оздоровления с  приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных  мероприятий и процедур – 1.

муниципальные общеобразовательные  учреждения - 29, из них:

Лицеи-3;

Гимназии- 8;

Школы с углубленным изучением отдельных  предметов - 2;

Вечерняя  средняя (сменная) общеобразовательная  школа - 1;

Средняя общеобразовательная школа- 13;

Основная  общеобразовательная школа – 1,

Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад – 1.

Межшкольный учебный комбинат – 1;

Муниципальные учреждения дополнительного образования -10;

Негосударственные образовательные учреждения – 7;

Негосударственные образовательные учреждения дополнительного  образования – 1;

Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей и подростков «Созвездие» - 1.5 

     В  целом эта система обеспечивает непрерывное  образование,  в  основном,  удовлетворяет запросы  населения,  тем более что в  последние годы появились школы повышенного статуса: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Образовательных учреждений повышенного статуса – 46,4 %.

           Все образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, подведомственные Управлению образования администрации Красногорского муниципального района, в соответствии с Законом об образовании своевременно проходят лицензирование и аккредитацию. В 2007 году в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования подготовлены и утверждены новые редакции Уставов.

       Созданная сеть образовательных  учреждений обеспечивает:

  • равный доступ жителей района к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места их проживания и состояния здоровья;
  • соответствие структуры сети (доли учреждений повышенного статуса)  потребностям населения города;
  • наличие безопасных условий организации учебно-воспитательного процесса, в том числе на предмет антитеррористической, санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности;
  • организацию горячего питания обучающихся и воспитанников на удовлетворительном уровне;
  • организацию медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников;
  • развитие физической культуры и спорта; в ОУ на удовлетворительном уровне сформирована учебно-материальная база для занятий физической культурой; введены ставки педагогов – организаторов по физкультурно- массовой работе, организации и сопровождению спортивных команд;
  • организационно-педагогические условия для развития непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Создана система коррекционно-развивающего обучения на базе МОУ ППМС центра «Созвездие»; введены ставки педагогов - психологов, социальных педагогов;
  • реализацию в полном объеме, как федерального компонента базисного учебного плана, так и  вариативной части учебного плана, а также дополнительного образования, играющего особую роль в  освоении образовательной парадигмы развивающего обучения. Согласно Программе основная тенденция развития системы образования района — увеличивающаяся вариативность и дифференцированность в сети образовательных учреждений, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
  • обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, что позволило успешно осуществлять обучение, как на базовом, так и на профильном уровнях;
  • активизацию работы по внедрению современных образовательных технологий:

           100 % школ подключено к сети Интернет; в настоящее время 27 муниципальных  общеобразовательных учреждений  имеют свои школьные сайты.  В 2007 году на областном конкурсе  сайты двух ОУ (МОУ сош №  10 с углубленным изучением отдельных предметов и МОУ Ульяновская сош) были признаны лучшими школьными сайтами; активизировалась деятельность по вовлечению школьников в конкурсы по информационным технологиям;

  • возможность повышения квалификации педагогических кадров.
 

                   В целом, анализируя деятельность муниципальной системы образования по выполнению районной целевой программы «Развитие образования в Красногорском муниципальном районе на период 2007 - 2012 годов»,  можно констатировать, что на данный период создаются оптимальные условия для дальнейшей комплексной модернизации муниципальной системы образования:  отработаны механизмы стратегического планирования и управления, улучшилась материальная и кадровая база, накоплен ряд разработок нормативного и методического характера, управление образованием  приобретает государственно-общественный характер.

          Вместе с тем, имеются проблемы, требующие решения в рамках реализации направления «Развитие сети ОУ: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства».

     Мониторинг  результатов учебно-воспитательного  процесса, условий организации учебно-воспитательного  процесса показал ряд сложившихся  в системе общего образования  противоречий и «вытекающих» из них  проблем:

  • Проблемы, связанные со снижением количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В организации учебного процесса это проявится в уменьшении количества классов. Снижение количества обучающихся определяет отрицательную динамику изменения численности учащихся и работников, снижение  показателя «ученик-учитель». В РФ это соотношение порядка 11 к одному, в Европе 15 к одному учителю, что является наиболее оптимальным показателем, в Красногорском муниципальном районе 7 к одному. Снижение количества обучающихся ведет к снижению соотношения расчетного количества ставок учителей к фактическому  (приводит к уменьшению нагрузки и снижению средней заработной платы учителей).

     Средняя наполняемость  классов в муниципальных  общеобразовательных учреждениях  Красногорского муниципального района составляет:  городские школы – 24.09 человека, сельские школы – 18,75, в то время как переход на нормативно-подушевое финансирование в Московской области предполагает среднюю наполняемость в классе – 25 человек.

     Задачи  оптимальной организации образовательного пространства территории, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование и сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. Именно поэтому анализ возможных путей, создание механизмов оптимизации сети образовательных учреждений  и последующая их апробация приобретают первостепенное значение для формирования муниципальной образовательной политики и эффективной ее реализации с учетом местных условий.

  • Проблема обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами.

     Особую  тревогу вызывает низкий социальный статус учителя, старение педагогических кадров. Так, 22 % учителей - пенсионеры, в т.ч. в возрасте от 60 до 75 лет - 10%. В Красногорском муниципальном районе остро стоит вопрос о привлечении молодых специалистов к преподавательской работе и закреплению профессиональных педагогических кадров в ОУ, т. к. с уходом педагогов пенсионного возраста дефицит составит более 20 %  в ближайшие 2 года. Количество молодых специалистов, пришедших и оставшихся работать в общеобразовательном учреждении, незначительное.

     Необходимо  кардинально решать кадровый вопрос ещё и потому, что сегодня требуются  не просто специалисты, а профессионалы, способные работать в учебных заведениях нового типа и по новым технологиям.

  • Проблема обеспечения жителей района местами в дошкольных образовательных учреждениях.

     Остро стоит вопрос с обеспечением населения  дошкольными образовательными учреждениями. Несмотря на значительные шаги, принятые администрацией района по реконструкции и строительству дошкольных образовательных учреждений, остается очень напряженной обстановка с местами по обеспечению детскими садами (м-н «Нахабино», «Павшинская пойма», «Бруски», «Теплый бетон», «Райцентр», п. Архангельское, с. Петрово-Дальнее.

     Ожидаемые социально – экономические результаты от реализации плановых мероприятий

     Предполагается  достижение следующих результатов:

  1. Повышение качества образования  обучающихся  Красногорского муниципального района;
  2. Увеличение удельного веса  количества средних общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение;
  3. Увеличение количества экспериментальных площадок в образовательных учреждениях;
  4. Увеличение удельного веса численности детей, охваченных системной внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования,  за счет реализации современных программ, форм воспитания и дополнительного образования до 80 %;
  5. Оптимизация сети ОУ с учетом демографических условий и региональной стратегии модернизации образования, а также с учетом специфики Красногорского муниципального района;
  6. Создание единой локальной сети;
  7. Улучшение кадрового обеспечения системы образования;
  8. Обновление и повышение эффективности использования материально – технической базы системы образования;
  9. Открытие новых образовательных учреждений: школы-экстерната, дистанционного обучения, специальной (коррекционной) школы;
  10. Увеличение количества учебных мест за счет введения в эксплуатацию пристроек к МОУ и новых ОУ;
  11. Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет ввода новых и реконструкции ранее перепрофилированных.
  12. Открытие в МДОУ новых логопедических групп и логопедических пунктов.
  13. Открытие классов коррекции на базе имеющихся МОУ (МОУ Опалиховская СОШ, МОУ гимназия № 5);
  14. Создание центра профориентации на базе МОУ ППМС центр «Созвездие»;
  15. В 100 % общеобразовательных учреждений будут созданы условия, обеспечивающие сохранение здоровья и жизни обучающихся, сотрудников ОУ;
  16. Произойдёт обновление системы повышения квалификации педагогических кадров.6
 

     Общепринятые  критерии определения управленческих решений по развитию сети общеобразовательных  учреждений муниципалитета.

     1. Несоответствие количества ученических мест в ОУ, входящих в сеть, имеющимся нормативам.

     2. Неэффективное соотношение числа обучающихся в расчете на одного учителя в ОУ, входящих в сеть.

     3. Неэффективная (недостаточная) наполняемость классов в ОУ, входящих в сеть по ступеням образования, при этом сохраняется обучение во вторую смену.

     4. Высокая стоимость содержания школьных зданий с учетом стоимости оплаты коммунальных услуг.

     5. Неэффективное использование наиболее  квалифицированных педагогических  кадров.

     6. Нерациональность использования дорогостоящего оборудования.

     7. Необходимость своевременной модернизации  материально-технического оснащения школы и учреждений дополнительного образования в соответствии с требованиями к обновлённому  качеству образования.

     8. Развитие системы  безопасности школы и учреждений дополнительного образования.

     9. Недостаточная доля школьников (в  %), обучающихся в общеобразовательных  учреждениях, в полной мере  отвечающих современным требованиям  к условиям образовательного  процесса. 
 

     2.2. Характеристика системы управления МОУ Ульяновская СОШ.

     Тема  дипломного проекта предполагает изучение муниципального учреждения как объекта управления на примере МОУ Ульяновская СОШ. Данная школа находится по адресу: Vосковская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Садовая, д. 16.

     В 2000 году школа зарегистрирована как самостоятельное юридическое лицо и осуществила переход к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем школы является администрация Красногорского муниципального  района Московской области. В 2007 году школа стала победителем конкурса инновационных школ России в рамках приоритетного национального проекта «Образование».В 2009году внесена в Реестр «Ведущие образовательные учреждения России 2009». 

     МОУ Ульяновская СОШ  в своей деятельности руководствуется следующей законодательной и нормативной правовой базой:

Информация о работе Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением