Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     4. Недостаточная управленческая компетентность  подавляющего большинства работников  органов управления образованием. Судя по представленным материалам, большинство работников органов  управления даже не различают функции, механизмы, задачи и виды управления. Так, в частности, в полученных материалах государственно-общественное управления многими респондентами относится к функциям органов управления образованием?! В том числе встречаются даже такие формулировки: «В связи с этим нововведением (имеется в виду общественно-государственное управление) усиливается функция контроля, координации, планирования и оказания помощи в совместной работе образовательных учреждений и общественных организаций. Опять контроль. Да еще контроль управления!?»12 

               Необходима специальная подготовка управленческих кадров, направленная на активное использование новых направлений в развитии функций управления, связанных с использованием методов стратегического анализа, прогнозирования и проектирования, разграничения компетенций и ответственности; активное включение общественности в разработку и принятие управленческих решений в области образования.

     ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ.

 
 

     3.1.Эффективность управления образовательными учреждениями. 

     Тарасова  И.Б. определяет, что под «эффективностью управления развивающейся муниципальной системой образования мы предлагаем понимать успешность выполнения задач, связанных с обеспечением текущего функционирования и развития муниципальной системы образования: 1) формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; 2) обеспечение системы непрерывного образования; 3) обоснованность и результативность структурных изменений муниципальной системы образования в направлении максимизации использования образовательного потенциала; 4) соответствие муниципальной системы образования принципам развивающей и саморазвивающейся системы, способной обеспечить всестороннее развитие личности. Об эффективности управления муниципальной системой образования можно судить по достижению цели, которая стоит перед социально-педагогической системой и которая предопределяет ее функционирование и развитие».13

     В большинстве муниципальных систем образования практическая реализация прав образовательных учреждений осуществляется в недостаточной степени. Поэтому  сегодня необходимо ввести в действие эффективные экономико-правовые механизмы обеспечения законодательно продекларированной самостоятельности образовательных учреждений. Для этого необходимо решение следующих основных задач:

     1. Предоставление образовательным  учреждениям всех прав юридического лица (отдельный расчетный счет, договорные отношения с централизованными бухгалтериями и т.д.).

     2. Внедрение нормативного финансирования  образовательных учреждений с  предоставлением руководителям  образовательных учреждений права  самостоятельного решения вопросов формирования и использования бюджета образовательного учреждения в пределах норматива.

      3. Неукоснительное соблюдение прав  образовательных учреждений и  органов их самоуправления на  самостоятельную организацию образовательного  процесса и осуществление контроля за деятельностью этих учреждений по соответствию результатов установленным образовательным стандартом.

     Новиков А.М. обращает внимание также на то обстоятельство, что «в соответствии с современной теорией управления, эффективность управления определяется эффективностью того состояния, в котором оказалась управляемая система под воздействием этого управления. Соответственно, в приложении к образовательным системам этот тезис выглядит следующим образом: бессмысленно оценивать отдельно эффективность деятельности органов управления образованием. Она определяется эффективностью деятельности (функционирования) управляемой образовательной системы, и только ею! То есть эффективность деятельности органов управления образованием определяется не количеством проведенных «мероприятий», проверок, смотров и т.п. – что является традиционными предметами их отчетов, а исключительно показателями деятельности образовательных учреждений».14 
 

     3.2. Пути повышения эффективности управления муниципальным учреждением образования  
 

     Мы  полагаем, что в рамках установления новых систем оплаты труда муниципальным  органам управления образования  необходимо предусматривать материальное стимулирование педагогических и руководящих  работников муниципальных образовательных  учреждений, осуществляющих внедрение новых педагогических технологий. Такое материальное стимулирование может осуществляться двумя основными способами: 

     - посредством установления стимулирующих  надбавок на определенный период - с целью стимулирования внедрения педагогического новшества (примером может служить надбавка или повышение ставки на 15% на период работы экспериментальной площадки); 

     - посредством премирования работников  за достигнутые положительные  результаты (повышение качества  образования, эффективности образовательного процесса) посредством внедрения педагогической инновации. 

     Повышение эффективности управления развитием  муниципальной системы образования  обеспечивается созданием положительной  мотивации у всех субъектов управления посредством стимулирования, мотивации, повышения правовой, экономической и управленческой квалификации педагогических и руководящих работников, членов общественных органов управления.  

     Для того, чтобы муниципальная система  образования действительно явилась  фактором развития гражданского общества, она должна стать опережающим институтом этого общества, его рабочей моделью. В работе отмечается необходимость расширения общественной составляющей в управлении муниципальной системой образования за счет привлечения людей, заинтересованных в деятельности системы образования, повышая тем самым социальный статус управления образованием; поиска в социуме партнеров, необходимых для решения социально-педагогических задач и способствующих решению проблем образования; использования общественности в качестве источника материальных и нематериальных ресурсов развития системы образования.

     Это возможно, во-первых, путем привлечения общественности к работе муниципальных управленческих структур и, во-вторых, за счет инициирования создания новых общественных структур в сфере муниципального образования, представляющих интересы родителей, учащихся, школьных попечительских советов, работодателей и др.  

     Все эти механизмы должны иметь законодательное  оформление, свой правовой статус, необходимое  нормативно-правовое обеспечение. При этом в информационном пространстве муниципального образовательного учреждения должно формироваться нескольких видов информационных потоков для родителей. Наиболее эффективным является использование современных информационных технологий (сайты в сети интернет, информационные киоски и др.). Отбор информации для родителей и общественности определяется, прежде всего, социально-педагогическими условиями. В управлении образовательным учреждением принято выделять, как минимум, две группы условий: общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим - особенности социально-демографического состава учащихся, воспитанников; местонахождение образовательного учреждения (городская или сельская, малый город, рабочий микрорайон и т.д.); материально-технические и финансовые ресурсы образовательного учреждения; воспитательные возможности окружающей социальной среды; психологическая атмосфера в коллективе образовательного учреждения. 

     Самой распространенной формой привлечения  родителей к участию в управлении образовательным учреждением сегодня  является попечительский совет. В то же время опыт изучения работы попечительских советов в разных муниципальных  образовательных учреждениях показал, что попечительские советы в ряде учреждений работают формально, что в уставе учреждения нет положения о принципах их работы. Распространенной причиной этого является распоряжение органов управления образованием о создании самих советов. Их приказ - создать советы - часто неадекватен условиям работы образовательного учреждения, неготовности родителей к такой деятельности. 

     Попечительские  советы должны, по нашему мнению, иметь  право на решение конкретных вопросов, в том числе связанных с определением режима дня в школе, продолжительности учебной недели, сроков каникул, согласованием кандидатуры на должность директора, участием в формировании бюджета образовательного учреждения и др. 

     Сферами наиболее эффективного сотрудничества попечительского совета и образовательного учреждения являются: 

     
  1. софинансирование  образовательной деятельности;
  2. контроль за эффективностью образовательного процесса;
  3. содействие в организации и совершенствовании воспитательной работы;
  4. участие в формировании социального заказа образовательному учреждению (в рамках действующего законодательства такой заказ может оформляться в виде задания муниципальному образовательному учреждению);
  5. решение проблем «трудных» детей или детей, нуждающихся в поддержке (материальной, психологической, социальной);
  6. представительство образовательного учреждения перед государственными органами, лоббирование его интересов;
  7. сотрудничество с фондами и иными некоммерческими организациями, привлечение дополнительных финансовых ресурсов на нужды образовательного учреждения;
  8. материальная помощь педагогам образовательного учреждения.
 

     Мы  полагаем, что положительным последствием участия общественности в управлении образовательными учреждениями станет не только повышение объемов привлекаемых внебюджетных средств и реализация схем многоканального финансирования, но и развитие инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений. Также следствием повышения степени вовлеченности родителей учащихся в проблемы образовательных учреждений является и повышение качества образования, стимулирование их инновационного развития. 

     Помимо  указанных структур общественно-государственного управления образованием, в управлении муниципальными системами образования  участвуют и другие социальные институты, позволяющие говорить о тенденциях демократизации управления муниципальными системами образования. Отметим при этом, что на практике инициатором демократизации управления, привлечения общественности к управлению муниципальной системой образования, как правило, являются все же органы управления образованием и органы местного самоуправления.  

     Таким образом, сущность демократизации управления муниципальной системой образования  на современном этапе развития предполагает согласованное взаимодействие между органами управления муниципальной системой образования (включая органы управления образовательными учреждениями) и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на функционирование и развитие муниципальной системы образования.

     Настало время полностью пересмотреть деятельность органов управления образованием. Для  этого, очевидно, необходимо: 

     1. Провести переподготовку работников  аппарата управления образованием. В первую очередь по освоению  ими основ современной теории управления и ее применения в конкретных условиях управления образованием. 

     2. Пересмотреть исходные позиции  в отношении управления. Взять  за основу современный принцип  рациональной централизации управления: вмешательство управляющего органа любого уровня в деятельность нижележащего уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему образовательные системы не обеспечивают реализации комплекса возложенных на них необходимых функций. 

     Следует отдельно отметить, что органы управления образованием (региональные, муниципальные и др., а также органы управления собственно образовательных учреждений) не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие». Это необходимо оговорить особо в виду сложившейся отрицательной традиции «вмешательства» работников органов управления в совершенно несвойственные им функции.  

     В соответствии с принципом рациональной централизации образовательное  учреждение является автономной структурой, самостоятельно выбирающей реализуемые ею наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределение имеющихся у нее ресурсов и т.д. В случае, когда образовательное учреждение, например, не может обеспечить удовлетворение спроса населения на образовательные услуги, требуется вмешательство муниципального уровня управления: либо создание условий, мотивация, обеспечение ресурсами и т.д. существующих образовательных учреждений, либо изменение состава образовательных учреждений – создание новых, закрытие или объединение/разделение существующих и т.п. Если аналогичная проблема возникает на муниципальном уровне, то задействуется региональный или субрегиональный уровень и т.д. – возмущения, возникшие на нижних уровнях иерархии, компенсируются следующими (более высокими) уровнями. 

Информация о работе Совершенствования организации управления муниципальным образовательным учреждением