Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования - изучение функционирования муниципальной системы образования, эффективности управления развивающейся муниципальной системой образования на примере МОУ Ульяновская СОШ и определение механизмов повышение эффективности управления муниципальной учреждением образования в современных социально-экономических условиях, разработанных в целях обеспечения его устойчивого развития.
4.
Недостаточная управленческая
Необходима специальная подготовка управленческих кадров, направленная на активное использование новых направлений в развитии функций управления, связанных с использованием методов стратегического анализа, прогнозирования и проектирования, разграничения компетенций и ответственности; активное включение общественности в разработку и принятие управленческих решений в области образования.
3.1.Эффективность
управления образовательными
учреждениями.
Тарасова И.Б. определяет, что под «эффективностью управления развивающейся муниципальной системой образования мы предлагаем понимать успешность выполнения задач, связанных с обеспечением текущего функционирования и развития муниципальной системы образования: 1) формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; 2) обеспечение системы непрерывного образования; 3) обоснованность и результативность структурных изменений муниципальной системы образования в направлении максимизации использования образовательного потенциала; 4) соответствие муниципальной системы образования принципам развивающей и саморазвивающейся системы, способной обеспечить всестороннее развитие личности. Об эффективности управления муниципальной системой образования можно судить по достижению цели, которая стоит перед социально-педагогической системой и которая предопределяет ее функционирование и развитие».13
В
большинстве муниципальных
1.
Предоставление
2.
Внедрение нормативного
3. Неукоснительное соблюдение
Новиков
А.М. обращает внимание также на то обстоятельство,
что «в соответствии с современной теорией
управления, эффективность управления
определяется эффективностью того состояния,
в котором оказалась управляемая система
под воздействием этого управления. Соответственно,
в приложении к образовательным системам
этот тезис выглядит следующим образом:
бессмысленно оценивать отдельно эффективность
деятельности органов управления образованием.
Она определяется эффективностью деятельности
(функционирования) управляемой образовательной
системы, и только ею! То есть эффективность
деятельности органов управления образованием
определяется не количеством проведенных
«мероприятий», проверок, смотров и т.п.
– что является традиционными предметами
их отчетов, а исключительно показателями
деятельности образовательных учреждений».14
3.2.
Пути повышения эффективности
управления муниципальным
учреждением образования
Мы
полагаем, что в рамках установления
новых систем оплаты труда муниципальным
органам управления образования
необходимо предусматривать материальное
стимулирование педагогических и руководящих
работников муниципальных образовательных
учреждений, осуществляющих внедрение
новых педагогических технологий. Такое
материальное стимулирование может осуществляться
двумя основными способами:
-
посредством установления
-
посредством премирования
Повышение
эффективности управления развитием
муниципальной системы
Для
того, чтобы муниципальная система
образования действительно
Это
возможно, во-первых, путем привлечения
общественности к работе муниципальных
управленческих структур и, во-вторых,
за счет инициирования создания новых
общественных структур в сфере муниципального
образования, представляющих интересы
родителей, учащихся, школьных попечительских
советов, работодателей и др.
Все
эти механизмы должны иметь законодательное
оформление, свой правовой статус, необходимое
нормативно-правовое обеспечение. При
этом в информационном пространстве муниципального
образовательного учреждения должно формироваться
нескольких видов информационных потоков
для родителей. Наиболее эффективным является
использование современных информационных
технологий (сайты в сети интернет, информационные
киоски и др.). Отбор информации для родителей
и общественности определяется, прежде
всего, социально-педагогическими условиями.
В управлении образовательным учреждением
принято выделять, как минимум, две группы
условий: общие и специфические. К общим
условиям относятся социальные, экономические,
культурные, национальные, географические
условия. К специфическим
- особенности социально-демографического
состава учащихся, воспитанников; местонахождение
образовательного учреждения (городская
или сельская, малый город, рабочий микрорайон
и т.д.); материально-технические и финансовые
ресурсы образовательного учреждения;
воспитательные возможности окружающей
социальной среды; психологическая атмосфера
в коллективе образовательного учреждения.
Самой
распространенной формой привлечения
родителей к участию в
Попечительские
советы должны, по нашему мнению, иметь
право на решение конкретных вопросов,
в том числе связанных с определением
режима дня в школе, продолжительности
учебной недели, сроков каникул, согласованием
кандидатуры на должность директора, участием
в формировании бюджета образовательного
учреждения и др.
Сферами
наиболее эффективного сотрудничества
попечительского совета и образовательного
учреждения являются:
Мы
полагаем, что положительным последствием
участия общественности в управлении
образовательными учреждениями станет
не только повышение объемов привлекаемых
внебюджетных средств и реализация схем
многоканального финансирования, но и
развитие инновационной деятельности
муниципальных образовательных учреждений.
Также следствием повышения степени вовлеченности
родителей учащихся в проблемы образовательных
учреждений является и повышение качества
образования, стимулирование их инновационного
развития.
Помимо
указанных структур общественно-государственного
управления образованием, в управлении
муниципальными системами образования
участвуют и другие социальные институты,
позволяющие говорить о тенденциях демократизации
управления муниципальными системами
образования. Отметим при этом, что на
практике инициатором демократизации
управления, привлечения общественности
к управлению муниципальной системой
образования, как правило, являются все
же органы управления образованием и органы
местного самоуправления.
Таким образом, сущность демократизации управления муниципальной системой образования на современном этапе развития предполагает согласованное взаимодействие между органами управления муниципальной системой образования (включая органы управления образовательными учреждениями) и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на функционирование и развитие муниципальной системы образования.
Настало
время полностью пересмотреть деятельность
органов управления образованием. Для
этого, очевидно, необходимо:
1.
Провести переподготовку
2.
Пересмотреть исходные позиции
в отношении управления. Взять
за основу современный принцип
рациональной централизации
Следует
отдельно отметить, что органы управления
образованием (региональные, муниципальные
и др., а также органы управления собственно
образовательных учреждений) не выполняют
образовательной функции и должны рассматриваться
как координирующие и «обеспечивающие».
Это необходимо оговорить особо в виду
сложившейся отрицательной традиции «вмешательства»
работников органов управления в совершенно
несвойственные им функции.
В
соответствии с принципом рациональной
централизации образовательное
учреждение является автономной структурой,
самостоятельно выбирающей реализуемые
ею наборы образовательных программ, соответствующие
пропускные способности, распределение
имеющихся у нее ресурсов и т.д. В случае,
когда образовательное учреждение, например,
не может обеспечить удовлетворение спроса
населения на образовательные услуги,
требуется вмешательство муниципального
уровня управления: либо создание условий,
мотивация, обеспечение ресурсами и т.д.
существующих образовательных учреждений,
либо изменение состава образовательных
учреждений – создание новых, закрытие
или объединение/разделение существующих
и т.п. Если аналогичная проблема возникает
на муниципальном уровне, то задействуется
региональный или субрегиональный уровень
и т.д. – возмущения, возникшие на нижних
уровнях иерархии, компенсируются следующими
(более высокими) уровнями.