Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….9
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………………………………....15
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста………………………………………………………………….22
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………………......25
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества………………………………………………………………………………...31
Заключение ……………………………………………………………………………...35
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Объектом исследования: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе

Предмет исследования: формирование готовности подростков к социальному творчеству учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Цель: анализ и обобщение  теоретического и практического опыта  реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.

 

Задачи исследования:

1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.

2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.

3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить, как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.

4. Определить эффективные педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству.

Гипотеза исследования:

Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству будет эффективной при соблюдении следующих условий.

                   Учет возрастных особенностей подростков, которые направлены на общение и социальное творчество

                     Комплексная работа над всеми компонентами готовности к социальному творчеству (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный,  эмоционально-волевой, рефлексивные компоненты)

                   Создание демократического уклада школьной жизни и целенаправленная работа над развитием пространственной организации образовательного учреждения

                   Развитие школьного социального проектирования как особого механизма реализации социального творчества.

                   Использование активных и интерактивных методов и технологий, направленных на развитие компонентов готовности к социальному творчеству

   Полученные результаты могут быть использованы в воспитательных системах различных моделей для развития социально успешной личности, конструирования среды, развивающей социальное творчество учащихся.

В нашей курсовой работе были  выделены следующие  основополагающие главы:

1.       Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества

2.       Особенности подросткового возраста

3.       Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству.

В первой главе  «Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества» было рассмотрено основополагающее понятие нашей работы -  понятие «творчество» Под  творчеством понимается деятельность, результатом которой  является создание  новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

   Еще одной важнейшей  категорией нашего исследования является «социальное творчество». В данном аспекте наиболее важным для нашей работы является определение Базарбаевой. Е. Н «Социальное творчество  особый вид деятельности человека, состоящий  в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности на благо всего общества.

   В рассмотрении проблемы творческого потенциала личности мы придерживаемся позиция авторов онтологического подхода, которые определяют творческий потенциал  как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей  в творческом  самоосуществлении и самореализации. Представителями данного подхода являются В. Н. Николко, М. В. Копосова и др.

   Готовность к социальному творчеству мы воспринимаем как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, ориентированных на преобразование окружающей действительности. Исходя из этого готовность к социальному творчеству представляет собой пятикомпонентную структуру: мотивационный — система присущих учащемуся мотивов социально ориентированной творческой деятельности и связанных с ней ценностных отношений; содержательный - наличие необходимой системы знаний учащегося об обществе и человеке, о себе самом как личности, способствующей социальной адаптации к новому социальному окружению, условиям жизни; операциональный - совокупность специфических умений учащегося, позволяющих осуществлять социальное творчество в совместной деятельности; эмоционально-волевой — волевые усилия учащегося по преодолению внешних и внутренних препятствий в осуществлении социального творчества, в установлении взаимоотношений и социальных контактов; рефлексивный - саморазвитие собственных умений анализировать, оценивать, корректировать свои действия и взаимоотношения с социальным окружением.

Во второй главе «Особенности подросткового возраста» нам удалось выявить потребность в социальном творчестве именно в подростковом возрасте, новообразование чувство взрослости и интимно- личностное общение может в полной мере реализоваться именно здесь.  Подросток  тяготеет к чему - то новому, не стандартному. Подростки начинают судорожно искать себе увлечение, хобби, свое дело. Увлечение может носить характер страсти, которому подросток может посвятить все свое свободное время и всю свою активность. Они хотят весело и  увлекательно проводить время, в то же время у них отмечается высокая любознательность, фантазия  и стремление к творческой деятельности. Реакция группирования доминирует, что может сделать коллективную творческую, социальную деятельность эффективней. Так как  социальное творчество предполагает  новое виденье, новое решение, новый подход – т.е готовность к отказу от привычных схем и стереотипов  поведения в обществе, против чего так рьяно бунтуют обычно подростки. В творчестве можно выплеснуть всю энергию, активность. Именно поэтому мы считаем подростковый возраст  благоприятным периодом для формирования готовности  к социальному творчеству.

В 3 главе «Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству» анализ литературы позволяет сделать следующие выводы: при конструировании школьного пространства с целью формирования готовности подростков к социальному творчеству необходимы такие условия как открытость обучения предмету, поляризация образовательного пространства, построение подростком совместно с социальным педагогом индивидуального маршрута собственной социальной творческой деятельности.

И так, на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальное творчество учащихся  так же способствует саморазвитию и самореализации школьников. Но саморазвитие и самореализация при помощи формирования социального творчества произойдет  при  соблюдении следующих социально-педагогических условиях:

-        оптимистическая позиция педагогов в понимании возможностей достижения успеха каждым ребенком;

-   обязательное наличие трех параллелей: институты, ( предоставление определенного пространства для создания групповой социальной деятельности), механизмы ( в нашем случае проектная деятельность к примеру, и деятельность направленная на преобразование окружающей среды), нормы ( школьные нормы, выбранные самими подростками, регулирующие отношения, поведение, деятельность и т.д)

-        предоставление широких возможностей для проявления и развития социальной активности учащихся;

- расширение направлений социального творчества, (вплоть  до социального лидерства и др.);

- поэтапное развитие процесса самореализации личности при психолого-педагогической поддержке учителей.

   Особого внимание в работе отводится целесообразному социально - педагогическому влиянию на формирующуюся личность подростка, так как важно, чтобы  педагог, организующий  деятельность по формированию у подростков готовности к социальному творчеству, реально представлял себе возможные процессы и результаты, которые  могут при этом иметь место в подростковом самосознании.

В заключении, хотелось бы отметить то, что на наш взгляд в ходе данного исследования нам все таки удалось решить поставленные задачи, в полной мере реализовать цель.

   В перспективе данной работы видим сбор, либо разработка диагностического материала по выявлению  степени сформированности готовности  подростков к социальному творчеству. Следующее направление  - это создание программы регулирующей  социальное творчество в школьном пространстве.

 

Творчество - момент создания будущего в настоящем. John Deniscar

 

 

45

 



---

Информация о работе Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.