Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….9
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………………………………....15
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста………………………………………………………………….22
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………………......25
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества………………………………………………………………………………...31
Заключение ……………………………………………………………………………...35
Список литературы……
Объектом исследования: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе
Предмет исследования: формирование готовности подростков к социальному творчеству учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить, как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
4. Определить эффективные педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству.
Гипотеза исследования:
Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству будет эффективной при соблюдении следующих условий.
Учет возрастных особенностей подростков, которые направлены на общение и социальное творчество
Комплексная работа над всеми компонентами готовности к социальному творчеству (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный,
Создание демократического уклада школьной жизни и целенаправленная работа над развитием пространственной организации образовательного учреждения
Развитие школьного социального проектирования как особого механизма реализации социального творчества.
Использование активных и интерактивных методов и технологий, направленных на развитие компонентов готовности к социальному творчеству
Полученные результаты могут быть использованы в воспитательных системах различных моделей для развития социально успешной личности, конструирования среды, развивающей социальное творчество учащихся.
В нашей курсовой работе были выделены следующие основополагающие главы:
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
2. Особенности подросткового возраста
3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству.
В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества» было рассмотрено основополагающее понятие нашей работы - понятие «творчество» Под творчеством понимается деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
Еще одной важнейшей категорией нашего исследования является «социальное творчество». В данном аспекте наиболее важным для нашей работы является определение Базарбаевой. Е. Н «Социальное творчество особый вид деятельности человека, состоящий в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности на благо всего общества.
В рассмотрении проблемы творческого потенциала личности мы придерживаемся позиция авторов онтологического подхода, которые определяют творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. Представителями данного подхода являются В. Н. Николко, М. В. Копосова и др.
Готовность к социальному творчеству мы воспринимаем как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, ориентированных на преобразование окружающей действительности. Исходя из этого готовность к социальному творчеству представляет собой пятикомпонентную структуру: мотивационный — система присущих учащемуся мотивов социально ориентированной творческой деятельности и связанных с ней ценностных отношений; содержательный - наличие необходимой системы знаний учащегося об обществе и человеке, о себе самом как личности, способствующей социальной адаптации к новому социальному окружению, условиям жизни; операциональный - совокупность специфических умений учащегося, позволяющих осуществлять социальное творчество в совместной деятельности; эмоционально-волевой — волевые усилия учащегося по преодолению внешних и внутренних препятствий в осуществлении социального творчества, в установлении взаимоотношений и социальных контактов; рефлексивный - саморазвитие собственных умений анализировать, оценивать, корректировать свои действия и взаимоотношения с социальным окружением.
Во второй главе «Особенности подросткового возраста» нам удалось выявить потребность в социальном творчестве именно в подростковом возрасте, новообразование чувство взрослости и интимно- личностное общение может в полной мере реализоваться именно здесь. Подросток тяготеет к чему - то новому, не стандартному. Подростки начинают судорожно искать себе увлечение, хобби, свое дело. Увлечение может носить характер страсти, которому подросток может посвятить все свое свободное время и всю свою активность. Они хотят весело и увлекательно проводить время, в то же время у них отмечается высокая любознательность, фантазия и стремление к творческой деятельности. Реакция группирования доминирует, что может сделать коллективную творческую, социальную деятельность эффективней. Так как социальное творчество предполагает новое виденье, новое решение, новый подход – т.е готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения в обществе, против чего так рьяно бунтуют обычно подростки. В творчестве можно выплеснуть всю энергию, активность. Именно поэтому мы считаем подростковый возраст благоприятным периодом для формирования готовности к социальному творчеству.
В 3 главе «Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству» анализ литературы позволяет сделать следующие выводы: при конструировании школьного пространства с целью формирования готовности подростков к социальному творчеству необходимы такие условия как открытость обучения предмету, поляризация образовательного пространства, построение подростком совместно с социальным педагогом индивидуального маршрута собственной социальной творческой деятельности.
И так, на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальное творчество учащихся так же способствует саморазвитию и самореализации школьников. Но саморазвитие и самореализация при помощи формирования социального творчества произойдет при соблюдении следующих социально-педагогических условиях:
- оптимистическая позиция педагогов в понимании возможностей достижения успеха каждым ребенком;
- обязательное наличие трех параллелей: институты, ( предоставление определенного пространства для создания групповой социальной деятельности), механизмы ( в нашем случае проектная деятельность к примеру, и деятельность направленная на преобразование окружающей среды), нормы ( школьные нормы, выбранные самими подростками, регулирующие отношения, поведение, деятельность и т.д)
- предоставление широких возможностей для проявления и развития социальной активности учащихся;
- расширение направлений социального творчества, (вплоть до социального лидерства и др.);
- поэтапное развитие процесса самореализации личности при психолого-педагогической поддержке учителей.
Особого внимание в работе отводится целесообразному социально - педагогическому влиянию на формирующуюся личность подростка, так как важно, чтобы педагог, организующий деятельность по формированию у подростков готовности к социальному творчеству, реально представлял себе возможные процессы и результаты, которые могут при этом иметь место в подростковом самосознании.
В заключении, хотелось бы отметить то, что на наш взгляд в ходе данного исследования нам все таки удалось решить поставленные задачи, в полной мере реализовать цель.
В перспективе данной работы видим сбор, либо разработка диагностического материала по выявлению степени сформированности готовности подростков к социальному творчеству. Следующее направление - это создание программы регулирующей социальное творчество в школьном пространстве.
Творчество - момент создания будущего в настоящем. John Deniscar
45