Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….9
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………………………………....15
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста………………………………………………………………….22
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………………......25
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества………………………………………………………………………………...31
Заключение ……………………………………………………………………………...35
Список литературы……
« Творческий потенциал личности » соединяет в себе базовые основы творчества, на уровне индивидуально- личностных проявлений. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения данного феномена.
«Потенциал (от лат. potentia — сила), в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельные лица, общества, …»(БСЭ. Т.20.С .428). Говоря о потенциале, необходимо отметить, что данная категория относится к числу общенаучных понятий. Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.
В русле психолого – педагогических исследований выделяется способностный, деятельностно – организационный, развивающий, аксиологический, энергетический, онтологический, интегративный подходы к анализу и изучению творческого потенциала личности. Отметим лишь более ценные позиции некоторых подходов.
Так, например, сторонники способностного подхода отождествляют творческий потенциал с творческими способностями и определяют его как интеллектуально - творческую предпосылку (определенный уровень мышления) к творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. И.П. Волков, Я.А. Пономарёв, Е.Л. Яковлева и др.). Очень важным является для нашего исследования позиция авторов онтологического подхода, которые определяют творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. Представителями данного подхода являются В. Н. Николко, М. В. Копосова и др.
Подавляющее большинство исследователей данной проблемы среди условий, существенных для актуализации творческого потенциала, выделяет внешние и внутренние. К внешним условиям относят социальные факторы (совокупность и характер педагогического воздействия, условия жизни, складывающиеся взаимоотношения с окружающими людьми), «способствующие становлению субъектных признаков человека в виде способностей, характера, психологических )потребностей, креативных, когнитивных, эмотивных процессов» [7]. . К внутренним условиям относят своеобразную готовность или способность личности к активному саморазвитию, включая его в структуру творческого потенциала. Так, например, И.О. Мартынюк [14] и М.Г. Мерзлякова [16] такое личностное образование определяют как готовность личности к творческой деятельности, рассматривая его в структуре творческого потенциала. М.И. Ситникова трактует его как готовность личности к продуктивному использованию своих сущностных потенций» [ 23].
Так же хотелось выделить позицию авторов интегративного подхода, так как она носит для нашего исследования большую ценность: у каждой личности есть интегративное качество- это его творческий потенциал. Это качество отражает меру возможностей актуализации ее сущностных сил в реальной преобразовательной практике (П. Ф. Кравчук); определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития.
Таким образом, проанализировав различные подходы к определению сущности понятия творческий потенциал, мы придерживаемся точки зрения Коробковой В. В. В том, что «творческий потенциал личности есть общеличностная способность человека к творению нового, которая выражена в особенности: мышления (критичность, гибкость, оригинальность, системность, любознательность); перцепции (впечатлительность фантазия, интуиция, воображение); характера (стремление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску} способности личности к проектированию идеальных эталонов деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей.»
В данной работе мы придерживаемся точки зрения авторов, которые основываются на том, что творческий потенциал развиваем и, являясь результатом развития, в свою очередь, становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения индивида. Поэтому развитие творческого потенциала следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса формирования готовности личности к социальному творчеству.
Готовность личности к социальному творчеству как педагогическая проблема.
В современной психологической и педагогической науке скоплен довольно обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека в разных видах деятельности. Но прежде чем выйти на «готовность личности к социальному творчеству», нужно разобраться с более широким понятием - готовность к деятельности в целом. Проанализировав труды многих авторов по проблеме готовности к деятельности, мы пришли к выводу, что единого подхода к данному вопросу нет, но в отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается в различных подходах, и самые распространенные это личностный и функциональный подход.
Личностной подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Приверженцами использовавших личностный подход являются М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, А.А. Деркач и др.
Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида.
Выявляя общие характеристики готовности к деятельности этих двух походов можно дать определение готовности к деятельности. Итак, готовность к действию — состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.
Важными умениями становятся для современного школьника способность проектировать собственную деятельность, оперировать полученными знаниями, осуществлять прогноз развития каких – либо систем, адаптироваться к изменяющимся условиям, находить и решать проблемы с использованием приемов методологии социального творчества, понимать смысл и назначение социальной деятельности и осознавать меру ответственности за принятые решения.
Для нашей работы особенно важным и необходимым является рассмотрения структуры к осуществлению социального творчества в любом социуме. Ценностью для нашего исследования является структура Кумировой С.С, кандидата педагогических наук. В своей диссертации «Педагогические условия развития социального творчества учащихся сельской школы», она говорит о пяти компонентах готовности подростков к социальному творчеству : мотивационный — система присущих учащемуся мотивов социально ориентированной творческой деятельности и связанных с ней ценностных отношений; содержательный - наличие необходимой системы знаний учащегося об обществе и человеке, о себе самом как личности, способствующей социальной адаптации к новому социальному окружению, условиям жизни; операциональный - совокупность специфических умений учащегося, позволяющих осуществлять социальное творчество в совместной деятельности; эмоционально-волевой — волевые усилия учащегося по преодолению внешних и внутренних препятствий в осуществлении социального творчества, в установлении взаимоотношений и социальных контактов; рефлексивный - саморазвитие собственных умений анализировать, оценивать, корректировать свои действия и взаимоотношения с социальным окружением.
Формирование готовности личности к социальному творчеству, как мы видим из ее компонентов, может являться особой педагогической задачей. И если будет эффективно организовано педагогическое воздействие в реализации данной цели, то, мы можем утверждать, что произойдет изменение в социально значимых качествах личности подростка: а) от репродуктивного решения социальных проблем к нахождению оригинальных, новых способов их решения, связанных с изменением окружающей социальной среды, субъект-субъектного взаимодействия; б) на уровне личности - от неумения видеть объекты преобразования в окружающей социальной среде к умению видеть объекты социума, требующие преобразования; от неумения видеть собственные возможности личностного развития к умению видеть потенциал собственного самосовершенствования; от недостаточной социальной информированности к практико-ориентированному социальному знанию.
Выводы по главе:
В данной главе было рассмотрено основополагающее понятие нашей работы - понятие «творчество» Под творчеством понимается деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
Тостолуцких Н.П., Коробкова В.В. [10] утверждают, что существует два подхода к определению сущности понятия «творческая деятельность» Согласно первому, необходимо различать творческие и нетворческие виды деятельности. Во втором же подходе предполагается, что любая деятельность может быть как творческой и нетворческой в различной степени.
Еще одной важнейшей категорией нашего исследования является «социальное творчество». В данном аспекте наиболее важным для нашей работы является определение Базарбаевой. Е. Н «Социальное творчество особый вид деятельности человека, состоящий в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности на благо всего общества.
В рассмотрении проблемы творческого потенциала личности мы придерживаемся позиция авторов онтологического подхода, которые определяют творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. Представителями данного подхода являются В. Н. Николко, М. В. Копосова и др.
Готовность к действию мы воспринимаем как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Исходя из этого готовность к социальному творчеству представляет собой пятикомпонентную структуру: мотивационный — система присущих учащемуся мотивов социально ориентированной творческой деятельности и связанных с ней ценностных отношений; содержательный - наличие необходимой системы знаний учащегося об обществе и человеке, о себе самом как личности, способствующей социальной адаптации к новому социальному окружению, условиям жизни; операциональный - совокупность специфических умений учащегося, позволяющих осуществлять социальное творчество в совместной деятельности; эмоционально-волевой — волевые усилия учащегося по преодолению внешних и внутренних препятствий в осуществлении социального творчества, в установлении взаимоотношений и социальных контактов; рефлексивный - саморазвитие собственных умений анализировать, оценивать, корректировать свои действия и взаимоотношения с социальным окружением.
Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
Необходимо сразу определить, какое содержание в научной литературе принято понимать в определение «подростка». Подростки – групповая общность, выделяемая по возрастному признаку и занимающая пограничное положение между детством и юностью. В более узком значение, подростки- это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей , социального положения, интересов и ценностей. Наиболее важным именно для нашего исследования является следующие определение: «подростки –социальная группа, характеризующаяся эмоциональными и поведенческими состояниями, связанными с процессом взросления» [19]. В психологии данный возраст ограничивается периодом с 11 до 15 лет. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы.
Как уже выше отмечалось потребность быть и считаться взрослым превращается в доминирующую. Это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых, но при этом перенимаются в первую очередь самые доступные стороны взрослости: яркий вызывающий внешний вид, вредные привычки и т.д. И это все приобретается путем подражания. В этот период учебная деятельность уходит на второй план, снижается успеваемость, познавательные интересы несколько утрачиваются, и складывается специфическая установка – весело, увлекательно провести время, в соответствии с жизненными ценностями.
Другое направление в развитии чувства взрослости – активная ориентация на качества настоящего мужчины или женщины. Многие начинают развивать в себе силу и волевые качества, и средством самовоспитания становится спорт, творчество и т. д.
Драгунова выделяет 4 чувства взрослости, которые необходимо нужно учитывать при построении социально – педагогической деятельности:
Взрослость во внешнем облике. К ней нельзя относиться с иронией. Осознание своей внешности это очень важное чувство самосознания.
Романтическое влечение к противоположному полу. Здесь педагог может по сопутствовать в воспитании уважительного отношения к противоположному полу