Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….9
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………………………………....15
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста………………………………………………………………….22
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………………......25
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества………………………………………………………………………………...31
Заключение ……………………………………………………………………………...35
Список литературы……
Интеллектуальная взрослость. Учет такой взрослости очень важен для нашей работы. Она выражается в стремлении что – то знать и уметь по – настоящему. Это стимулирует высокую познавательную деятельность. Обнаруживается интерес к науке, технике, религии, искусству. Увлечение может носить характер страсти, которому подросток может посвятить все свое свободное время и всю свою активность. Появляется необходимость новых знаний и новых видов деятельности, которые, зачастую удовлетворяются самостоятельно, путем самообразования, а значит большая часть объема знаний подростков – это результат самостоятельной работы.
Социально – моральная взрослость. Педагоги и психологи подчеркивают, что именно в этот период необходимо включать подростков в общественно – полезную , трудовую деятельность. И чем больше взрослые доверяют им, тем легче формируется социально – моральная взрослость. Участие в труде на ровне со взрослыми вызывают ответственность, самостоятельность, инициативность.
Все эти формы взрослости могут быть у подростков сразу, могут переходить от одной формы к другой.
Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакции. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Наряду с разбросанностью и неустойчивостью интересов у подростков изменяются потребности, появляется любознательность и стремление к творческой деятельности. Именно на это нужно обратить особое внимание педагогам, вспомнив о золотом правиле – опоре на положительное. С появлением этого чувства взрослости происходит переориентация с одних норм и ценностей на другие - с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем, прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (18). В любом случае процесс взросления будет происходит на глазах у преподавателей. Наиболее активно должен наблюдать за этим в школе классный руководитель, психолог и социальный педагог. Задачей педагога в этот кризис будет помощь подростку в поиске культурных средств познания и проявления себя. И если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а формирование личности может происходить стихийно в этот ответственный период ее развития.
Характеризуя чувства взрослости как центральное новообразование подросткового возраста необходимо отметить основные показатели этого чувства:
активное требование отношения к ним как к взрослым, стремление к самостоятельности и собственная линия поведения, независимая от взрослых или других детей.
Особое внимание хочется обратить на последний показатель, ведь собственная линия поведения должна быть у подростка отличной, непохожей, может даже удивительной и неповторимой. Здесь и прослеживается тяга данного возраста к творчеству, преобразованию уже старого и приевшегося. В доказательство этому можно привести одну из групп интересов подростков так называемых «доминант», на которую обратил внимание Л. С. Выготский -« доминанту романтики»[6]. Предполагается, что именно в подростковом возрасте появляется стремление к неизвестному, различным приключениям, желание занять новую более активную жизненную позицию, что вызвано желанием воспитать себя и проявить особые человеческие качества. И на наш взгляд, именно в школе все это призвано обеспечить подростка социальное творчество
Общение как ведущий вид деятельности подростков
Подростковое «Я» еще неопределенно и pacплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, к попытке осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Общение у подростков проявляется в:
1. желании иметь близких друзей и иметь с ними совместную деятельность .
2. желании быть принятым, признанным, уважаемым, благодаря своим индивидуальным качествам.
Общение пронизывает всю жизнь подростка. При этом накладывается отпечаток на учение и на вне учебные занятия, а так же - на отношение с родителями. Подростки очень активны в общении и поиске друзей. По Эльконину, такое общение - особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием- построение взаимоотношений. Обычно подросток ищет в друге сходство, понимание, принятие своих собственных установок и переживаний. Такой друг ценится, так как помогает преодолеть неуверенность в себе и почувствовать себя личностью. Совместно выработанная точка зрения осознается как своя собственная. Формируются убеждения, отношения поднимаются на более высокий уровень, когда появляются общие для обоих и значимые для каждого цели и задачи, которые связанны с профессиональными намерениями, самообразованием. Это самый ценный для подростковой личности тип дружбы. «На основе взаимопривлекательности, психической совместимости или общих интересов у подростков возникают другие отношения. В дружбе формируются чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие и проникновение во внутренний мир друг друга. Процесс самопознания и формирования широкого круга умений и навыков межличностного взаимодействия настолько захватывает подростков, что у них может наблюдаться резкое падение интереса к учебе. Но им хочется всем вместе заняться чем то новым оригинальным, не похожим делом. Как то реализовать свои огромные возможности. Но общим, связующим звеном в любом деле становиться, безусловно общение.»[13] Отношения, основанные на каком либо неравенстве подростков не считаются дружбой и отношения с другом, сверстником являются предметом особых размышлений, внутри которых корректируется самооценка и уровень притязаний.
В подростковый период образуются неформальные группы. Подростков может объединять в группу общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадает в группу с высоким уровнем развития, то это благоприятно отражается на его развитии, при неудовлетворительных внутригрупповых отношениях подросток ищет себе другую группу, которая лучше соответствует его интересам и запросам. В этот период настолько интенсивно общение и тяга друг другу, что очень часто говорят о типичной подростковой «реакции группирования». Подростку очень важно иметь для себя референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения ориентируется.
В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своим действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Для подростка делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.
Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подросткового возраста часто характерным является отчуждение от взрослых (родителей и учителей) и, как отмечалось выше, - усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнить себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным.
Рассмотрение общения как ведущего вида деятельности подростков приводит к вниманию, проявленного непосредственно самому содержанию общения. Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:
идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).
Несмотря на внешнюю легкомысленность подросткового общения, при изучении этого вопроса мы приходим к выводу, что общение подростков многопланово, имеет глубокий психологический смысл, позволяет приобрести навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В процессе общения подросток реализует многие свои потребности и предпочтения.
Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста.
Подросток просто тяготеет к чему - то новому, не стандартному. Может это звучит громко, но мы считаем, что у него появляются бунтарские предпосылки, революционный настрой. Подростки начинают судорожно искать себе увлечение, хобби, свое дело. Как уже отмечалось нами раньше, увлечение может носить характер страсти, которому подросток может посвятить все свое свободное время и всю свою активность. Так же лихорадочно, они в надежде найти себе верных, надежных друзей, меняют их. Подростки хотят весело и увлекательно проводить время, в то же время у них отмечается высокая любознательность, фантазия и стремление к творческой деятельности. Именно поэтому мы считаем подростковый возраст благоприятным периодом для формирования готовности к социальному творчеству.
Представители разных теоретических направлений рассматривают подростковый возраст как период стрессов и психологических проблем, обусловленный среди всего прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью, неустойчивостью социальных ценностей подростка.
В целом этот период трактуется как переходный этап от детства к взрослости. Э. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период отрочества является самоопределение и формирование идентичности. Аналогичные выводы содержатся в работах отечественных авторов. Так Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. указывают, «что изменения, происходят в образе тела, в отношениях с родителями и со сверстниками, в сфере когнитивных возможностей происходит переосмысление подростком самого себя. Это находит выражение в развитии и трансформации образа «Я» в период отрочества»[6].
У подростков увеличивается число вопросов, адресованных к ceбе, при чем ответы на эти вопросы подросток стремиться найти сам. Развивается рефлексивное сознание, «я способствует не только глубокому и осознанному познанию объективного мира и самого себя, но и адекватному понимании» («социальный интеллект Г.А. Цукерман).
Несмотря на все это Коробкова В.В.[10], считает, что у подростков даже в общении «наблюдается несформированность целостного образа «Я», неустойчивость «Я- концепции» в целом; зависимость от отношения оценки сверстников и взрослых ; незащищенность от потока негативных впечатлений , накладывающих отпечаток на самовосприятие и оценку других людей; повышенная внушаемость». В этой связи, именно в этот возрастной период становится очень важной помощь взрослых, в нашем случае помощь педагога, а еще лучше творческого педагога, так как незабываем, что у подростков большую роль играет идентификация, подражание и копирование. Все потому что мы видим заполнение пробелов подросткового возраста именно в привлечении к социальному творчеству на базе общеобразовательной школы. Почему на базе школы, думаем это довольно понятно и просто – ведь подросток значительную часть времени он проводит ни как иначе – в школе. Творчество, а тем более социальное творчество способно, по нашему мнению, ответить на личностные потребности подросткового возраста. Так как социальное творчество предполагает новое виденье, новое решение, новый подход – т.е готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения в обществе ( против чего так рьяно бунтуют обычно подростки). В творчестве можно выплеснуть всю энергию, активность, свои импульсы направить, так сказать, в правильное русло, не противоречащее нормам закона. Творчество будет более полно отвечать потребностям подростка, если оно будет правильно педагогически организовано. В подтверждении данной мысли приведем слова Андреева В. И «нацеленность на формирование творческой личности подростка предполагает не случайное, стихийное раскрытие потенциала ребенка, а специальный выбор такого содержания, методов, форм, средств, создание таких условий обучения и воспитания, при которых творческий потенциал личности раскроется как можно раньше и будет полноценно развиваться.
Выводы по главе:
В подростковый период появляется специфическая социальная активность подростка, которая заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. У подростков изменяются потребности, появляется любознательность и стремление к творческой деятельности. Это все возникает в связи с тем, что появляется собственная линия поведения, отличная, непохожая, может даже удивительная и неповторимая. В «доминанте романтики» по Выгодскому, предполагается, что именно в подростковом возрасте появляется стремление к неизвестному, различным приключениям, желание занять новую более активную жизненную позицию и отказаться от стереотипов поведения.
Общение выступает связующим звеном во всех других видах деятельности. Формируется на базе общения типичная подростковая «реакции группирования», которая требует новую, увлекательную деятельность. Общение позволяет приобрести навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В процессе общения подросток реализует многие свои потребности и предпочтения.
В этой главе мы приходим к главному выводу о том, что социальное творчество может вполне достойно «ответить» на личностные потребности подростка. Так как социальное творчество предполагает новое виденье, новое решение, новый подход – т.е готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения в обществе, против чего так рьяно бунтуют обычно подростки. В творчестве можно выплеснуть всю энергию, активность. Именно поэтому мы считаем подростковый возраст благоприятным периодом для формирования готовности к социальному творчеству.
Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков.
Важными для рассмотрения на наш взгляд является пространство школы. Тубельский А. Н хорошо разрабатывал этот аспект и уделял ему немаловажное значение. Пространство школы представлено как действующая модель демократического общества [27]. Основным механизмом воспитания пространства школы является создание специальных ситуаций, побуждающих осмысливать ценности, осуществлять нравственный выбор
В основе деятельности педагога, направленной на обеспечение процесса формирования у школьников готовности к творческому саморазвитию, лежит, прежде всего, признание уникальности, ценности и свободы ребенка. Нацеленность на формирование творческой личности подростков школьника предполагает не случайное, стихийное раскрытие потенций ребенка, а специальный выбор такого содержания, методов, форм, средств, создание таких условий обучения и воспитания, при которых творческий потенциал личности раскроется как можно раньше и будет полноценно развиваться.