Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….9
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………………………………....15
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста………………………………………………………………….22
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………………......25
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества………………………………………………………………………………...31
Заключение ……………………………………………………………………………...35
Список литературы……
45
Факультет социальной педагогики
Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Курсовая работа
студентки 1331 гр.
Тельновой Натальи
Павловны.
ННаучный руководитель:
Поносов Д.П., ст.преподаватель
Пермь 2011
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста…………………………………………………………
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества……………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Сегодня уделяется большое внимание образованию и творческой деятельности педагогического коллектива и учащихся. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации. Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути. Вершиной такого уровня взаимодействия является возникающее у всех ее участников чувство успешности, свободы, творчества.
Проблема комплексного развития личности ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.
Развитию представлений о творчестве как реальном и значимом факторе воспитания, придающем ему смысл, нацеливающим на обеспечение личностной самореализации, посвящены исследования С.В. Евтушенко, Т.Д. Базаровой, С.Л. Дербичевой, Э.А. Куруленко, В.В.Зотова, С.Л. Букш, З.А. Базарбаевой. Таким образом, в XXI в. образование призвано обрести творческий, новаторский характер. Уже со школы дети должны понимать то, что не стоит плыть по течению, поддаваясь дуновениям ветра, а нужно решать противоречия между существующим и должным. И если что- то не устраивает в окружающем тебя мире, нужно это преобразовывать, создавать что- то новое взамен этому. На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения. Ввиду этого, уже в период обучения подростка необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его нравственно – духовного становления.
Наши собственные наблюдения свидетельствуют о том, что реальный уровень готовности учеников к социальному творчеству не соответствует потребностям современного общества. Опираясь на изученную литературу, можно отметить то, «что для многих учащихся характерна однообразная, репродуктивная организация своей деятельности, перенос чужого опыта в практику своей работы без учета новых условий, отсутствие потребности в осмысление результатов собственной деятельности, недостаточность стремления самовоспитанию и самообразованию»[10]. Стремление способствовать решению данной проблемы определило тему исследования «Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству»
Актуальность данной проблемы обусловлена переходом отечественной педагогики на гуманистические способы обучения и воспитания детей, которая предполагает признание ценности, неповторимости и целостности личности человека, его право на свободную творческую реализацию своего потенциала и считает необходимым в воспитании учащихся обеспечить им позицию субъектов собственного развития.
Объектом исследования: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе
Предмет исследования: формирование готовности подростков к социальному творчеству учащихся в условиях общеобразовательной школы
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
4. Определить эффективные педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству.
Гипотеза исследования:
Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству будет эффективной при соблюдении следующих условий.
Учет возрастных особенностей подростков, которые направлены на общение и социальное творчество
Комплексная работа над всеми компонентами готовности к социальному творчеству (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный,
Создание демократического уклада школьной жизни и целенаправленная работа над развитием пространственной организации образовательного учреждения
Развитие школьного социального проектирования как особого механизма реализации социального творчества.
Использование активных и интерактивных методов и технологий, направленных на развитие компонентов готовности к социальному творчеству
Полученные результаты могут быть использованы в воспитательных системах различных моделей для развития социально успешной личности, конструирования среды, развивающей социальное творчество учащихся.
Феномен творческой деятельности и социального творчества.
Давно уже не секрет, что если человек обладает творческими способностями, уделяет в своей жизни время творчеству, то это приводит личность к определенному преимуществу перед другими людьми. Человек быстрее достигает успеха в своей деятельности, завоевывает лидерские позиции, у него благополучней происходит процесс самореализации. Мало того творческая личность стает интересней и необходимей своему социуму, так как создает новые материальные и духовные ценности в его интересах.
Феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы, — значимые явления в современной психолого-педагогической теории и практике.
Основополагающим понятием содержание «творческой деятельности и социального творчества »является, конечно, же творчество. Одними из первых проблеме творчества обратили внимание философы и рассматривали сущность понятия «творчество» в двух направлениях: широком (творчество как атрибут материи, творчество природы) и узком (творчество как атрибут общественной жизни, высшая форма деятельности, творчество как психический акт). В своей работе мы обратим особое внимание на понятие творчества в его «узком» направлении – как форме деятельности человека. Под творчеством понимается деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. Так трактует понятие творчества составитель издания «Педагогика. Большая современная энциклопедия» - Рапацевич [17], «Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов» [28].
В психологической литературе встречаются так же большое разнообразие трактовок творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового [6], С.Д.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки и искусства. Брушаинский. А. В. и О.К. Тихомиров творчество выделяют как открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. Т.А. Маслоу считает, что творчество проявляется у человека в повседневной, реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения.
Таким образом, творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход – т. е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления - готовность к самоизменению. Другими словами, это всегда привнесение в мир чего-то нового. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. По мнению ряда авторов, творчество не имеет цели, следовательно, оно самоцельно, внутренне-цельно (аутентично), т. е. мотивировано собственным внутренним содержанием и может быть изучено только как деятельность. А если быть еще конкретнее, то - как творческая деятельность.
Тостолуцких Н.П., Коробкова [10], утверждают, что существует два подхода к определению сущности данного понятия. Согласно первому, необходимо различать творческие и нетворческие виды деятельности.
Сторонники другого подхода к определению творческой деятельности, которого мы придерживаемся в нашем исследовании, склонны к предположению, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества, то есть быть творческой и нетворческой различной степени (Н.М. Гнатко, А.Г, Ковалев, А. Маслоу, Б.Д. Парыгин, В.А. Просецкий и др.), и характер деятельности определяется особенностями человека, ее осуществлением.
Еще одной важнейшей категорией нашего исследования является «социальное творчество». В работах Бедерхановой В.П., Газмана О. С., Иванова И. П., Мудрика А. В., Кирпичника А. В., мы встречаем глубокое понимания «социального творчества». С их позиции социальное творчество – это творчество, в основе которого лежит изменение отношений, преобразование окружающей среды, самостроительство в процессе работы на пользу людям. Базарова Т. дает следующее понимание социального творчества – «это социально преобразующая деятельность, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида». «Социальное творчество особый вид деятельности человека, состоящий в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности на благо всего общества» - утверждает Базарбаева З.А. В Социологическом словаре мы видим следующее определение социального творчества - это наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.
Исходя из всего выше сказанного, мы видим цель социального творчества – интеграция человека, активное взаимодействие со средой (взамен просто адаптации), где субъект делает сознательный выбор, способен изменить самого себя, если в этом есть необходимость.
И суть социального творчества мы видим в претворении в жизнь технологии своего дела, своего социально – значимого проекта, во время чего человек становится субъектом деятельности на основе поставленной цели, определения задач, путей, методов их решения, берет на себя ответственность за результаты работы и дальнейшие последствия.
Сущность творческого потенциала.