Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Цель: анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации социально – педагогической деятельности в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и педагогического опыта по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «готовность к социальному творчеству» в контексте социально- педагогических категорий.
3. Рассмотреть возрастные индивидуально-личностные особенности подростков, определить как они соотносятся с готовностью к социальному творчеству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социального творчества
1.1 Феномен творческой деятельности и социального творчества……………………6
1.2 Сущность творческого потенциала………………………………………………….9
1.3 Готовность к социальному творчеству как педагогическая проблема………….11
Глава 2 Особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста…………………………………………………………………………………....15
2.2. Общение как ведущий вид деятельности подростков…………………………….19
2.3. Готовность к социальному творчеству как ответ на личностные потребности подросткового возраста………………………………………………………………….22
Глава 3. Педагогические условия формирования готовности к социальному творчеству
3.1. Конструирование школьного пространства для возникновения творческой деятельности подростков……………………………………………………………......25
3.2 Уклад школьной жизни и его влияние на формирование личности подростка…28
3.3 Проектная деятельность как основа содержания феномена социального творчества………………………………………………………………………………...31
Заключение ……………………………………………………………………………...35
Список литературы……
Выводы по главе:
Выделяются следующие условия при конструировании школьного пространства с целью формирования готовности подростков к социальному: открытость обучения предмету, поляризация образовательного пространства, построение подростком совместно с социальным педагогом индивидуального маршрута собственной социальной творческой деятельности.
Уклад жизни школы рассматривается нами через призму условий бытия членов сообщества, видов их деятельности, действующих норм и правил поведения, реальных возможностей, создаваемых для школьников, характер взаимоотношений в коллективе детей и взрослых. С помощью написания различных проектов, исследовательских работ, конференций, докладов, предложений подросток может влиять на внутренний распорядок школы, на внеклассные и внешкольные мероприятия, создавать нормы и правила. Получается так, что уклад школьной жизни выступает моделью внешнего мира, и одновременно он выступает как предмет преобразования и как условия для формирования готовности к социальному творчеству. Это может происходить и потому, что влияние школьного уклада осуществляется постоянно, непрерывно, незаметно, и потому наиболее естественно.
Так же к педагогическим условия формирования готовности к социальному творчеству мы относим и проектную деятельность. Ее значение подтверждает приоритетная цель, которая заключается «в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний» [15] .
Таким образом, прослеживается явная необходимость социально – педагогической деятельности по обеспечению процесса формирования у подростков готовности к социальному творчеству.
45
45
45
45
Заключение.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Современная педагогика стремится к активизации самого обучающегося, к тому,
чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса. Ибо образование в любой области предполагает не только усвоение определенного комплекса знаний, но и умение самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировать на все вокруг происходящее. «Необходимо ко всему, даже к самому малому, подходить творчески» [33]. У каждого учащегося должна быть возможность достижения успеха, которая заключается в вере, что успех возможен, если: помочь ребенку раскрыть свой талант; обеспечить личностный рост; помочь найти свое дело, которое ему интересно и лучше всего удается.
Анализируя исследования по социальному творчеству, мы приходим к тому, педагогический процесс для подросткового возраста, сегодня необходимо строить таким образом, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Сочетание взаимоответственности с одной стороны и необходимости проявления самостоятельности с другой, обеспечивает условие для развития подлинной самодеятельности в различных областях социального творчества.
В нашей работе мы синтезировали понятие «социальное творчество». И так, социальное творчество учащихся представляет собой социально-значимую деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и является фактором самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности.
Для решения поставленных задач нашего исследования нами было проанализировано следующие аспекты: феномен творческой деятельности и социального творчества, сущность творческого потенциала, готовность к социальному творчеству.
Потребность в реализации своих сущностных сил наиболее актуальна для подросткового возраста, который знаменуется ростом самосознания, перехода от внешней детерминации деятельности, поведения к самодетерминации. И, так как значительную роль подросток проводит в школе, в этой связи весьма важной для него становится помощь педагогов в определении и способов развития своего творческого потенциала.
Так же подробному изучению подверглись особенности подросткового возраста, чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста. Важную роль в рассмотрении подросткового возраста сыграло общение.
И именно как ответ на личностные потребности подросткового возраста, мы предлагаем формировать готовность к социальному творчеству.
Мы придерживаемся точки зрения, что творческий потенциал, который лежит и в основе социального творчества, развиваем, и он рассматривается нами как неотъемлемая часть общего процессе развития личности, так и как первооснову готовности к социальному творчеству. И необходимым условием этого мы считаем социально – педагогическую деятельность по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Социальное творчество учащихся способствует саморазвитию и самореализации школьников при следующих социально-педагогических условиях:
- оптимистическая позиция педагогов в понимании возможностей достижения успеха каждым ребенком;
- обязательное наличие трех параллелей: институты, ( предоставление определенного пространства для создания групповой социальной деятельности), механизмы ( в нашем случае проектная деятельность к примеру, и деятельность направленная на преобразование окружающей среды), нормы ( школьные нормы, выбранные самими подростками, регулирующие отношения, поведение, деятельность и т.д)
- предоставление широких возможностей для проявления и развития социальной активности учащихся;
- расширение направлений социального творчества, (вплоть до социального лидерства и др.);
- поэтапное развитие процесса самореализации личности при психолого-педагогической поддержке учителей.
Особого внимание в работе отводится целесообразному педагогическому влиянию на формирующуюся личность подростка, так как важно, чтобы педагог, организующий деятельность по формированию у подростков готовности к социальному творчеству, реально представлял себе возможные процессы и результаты, которые могут при этом иметь место в подростковом самосознании.
В перспективе данной работы видим сбор, либо разработка диагностического материала по выявлению степени сформированности готовности подростков к социальному творчеству. Следующее направление - это создание программы регулирующей социальное творчество в школьном пространстве.
Список литературы
1. Александрова Е.А. Педагогика с детским лицом [Текст] / Е.А Александрова // Новые ценности образования: Миссия классного руководителя. – 2007. – Вып. 1 (31). – С.139
2. Букш, С. А. Творчество как вид социальной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук, 1998. – 23 с.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с. 220.
4. Валеев, Г. Х. Проблемы образования на современном этапе. – Соликамск, 1995. - 215c
5. Воровщиков, С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать/ Воровщиков С.Г Новошилова. М. М. // управленческий аспект. 2 – е изд. – М.: 5 за знания, 2007. – с.145.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека. Л.С. Выгодский. – М.:Смысл:ЭКСМО, 2004. -1136 с.
7. Дроздикова, Л.Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения: Автореф дис. ...канд-педнаук. Казань, 1998.
8. Знаменская, О.В. Организация выполнения шестиклассниками творческих работ по математике / Сборник «Образование 21 века: проблемы и перспективы» // Под ред. В. Зинченко. Рига, «Эксперимент», 2002. – С. 262
9. Козлова, Г.Н. Воспитание в системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (первая половина ХХ в.) [Электронный ресурс]: автореф. дис… докт. пед. наук: 13.00.01 /Галина Николаевна Козлова: Нижегородском гос. пед. университет . – Нижний Новгород, 2005.- 11.03.05 Режим доступа: http://www.reos.ru/Library/
10. Коробкова, В. В. Формирование готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно – познавательной деятельности: учеб. Пособие /Перм. гос. пед. ун – т. – Пермь, 2001. – 176с.
11. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: природа, сущность, методология/ Курбатов В.И., Курбатова О.В.// Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - С.6
12. Курсовая работа по социальной педагогике: методические рекомендации / сост. Т.П. Гаврилова. – Пермь, 2000. – С. 167
13. Левашова, С.А."Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг".//Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002
14. Мартынюк, И.О. Творческий потенциал инженера: условия и фактическая реализация. Киев: Знание, 1998.
15. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20
16. Мерзлякова, М. Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования лично-ориентированной системы образования в средней школе: Автореф.днс. ...канд.пед.наук СПб, 1995
17. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. 2005. - С. 574.
18. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973.
19. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской федерации/ Т. Н Поддубная, А.О Поддубный; науч.ред Р. М. Чумичева. – Ростов н/Д: Деникс, 2005. –С. 283.
20. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: Монография / Перм. гос. пед. ун – т. – Пермь, 2000. – 134 с.
21. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с., с.149
22. Селевко, Г. , Соловьева, О. Уклад жизнедеятельности современной школы. [Текст] / Г. Селевко, О Соловьева //Журнал «Народное образование» №1, 2006. - С.183-188
23. Ситникова, М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Автореф.дис. ...канд.педнаук. Белгород, 1995.
24. Соловейчик, С. А. Воспитание по Иванову. – М.: Педагогика, 1989. – с.348
25. Стегний, В. Н.. Социальный прогноз и проектирование: курс лекций В. Н. Стегний//Перм.гос.тех.ун – т. Пермь, 2005. – с.186.
26. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд – во АПН РСФСР, 1961. – с. 17.
27. Тубельский, А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей.: Методическое пособие. [Текст] /А.Н.Тубельский. -М.: -2001.- С.4
28. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
29. Фрумин, И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография / Красноярск: РИО КрасГУ, 1999. – С. 161.
30. Шацкий, С. Т . Школа для детей или дети для школы //Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1980. – Т.2. – С. 56- 57
31. Шацкий, С.Т. Мой педагогический путь // Избр. пед. Соч. – Т. 1. – С. – 35-36.
32. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - с. 141
33. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник-2 изд. стер. / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-256с
Защита
Тема курсовой работы звучит так - Социально – педагогическая деятельность в образовательной школе по формированию готовности подростков к социальному творчеству.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что при наличии активности в подростковом возрасте социальная же активность остается очень низкой, прослеживается упадок нравственности подростков, отсутствует созидательное отношение к окружающей действительности, подростки зачастую не могут сочетать собственные интересы с общественными, многим присуща однообразная, репродуктивная организация своей деятельности, порой даже боязнь отклониться от шаблонов и т. Д. Современная гуманистическая направленность обучения и воспитания признает ценность, неповторимость подростка, его право на свободную творческую реализацию своего потенциала и считает необходимым в воспитании учащихся обеспечить им позицию субъектов собственного развития. И социально – педагогическая деятельность, в связи с этим, решает задачу создания условий для становления личности подростка как субъекта социальных отношений и преобразования окружающего мира. Ведь давно уже не секрет, если человек тяготеет к социальному творчеству, это быстрее приведет личность к определенному преимуществу перед другими людьми. Человек быстрее достигает успеха в своей деятельности, завоевывает лидерские позиции, у него благополучней происходит процесс самореализации.