Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55
Особое внимание следует уделять тем ситуациям, в которых происходит борьба мотивов, как, например, в приведенном ниже стихотворении.
Вот-те-на! Разбила чашку! На кого бы мне солгать — На Валетку иль на Машку? Или просто убежать? Лгать, хитрить да запираться — Это плохо, говорят. Нет, уж лучше мне признаться. Пусть немного побранят.
Я. Полонский
Воспитатель. О чем размышляет героиня этого стихотворения? Почему она хотела сначала убежать? Что в конце концов она решила сделать и почему? Как можно назвать людей, которые так поступают? (Правдивые, честные, смелые. Почему?
Необходимо обращать внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью можно предложить им раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное понятие. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называют то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т.д.). Можно предложить ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки, рассказа. («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»)
Главное в этической беседе — интерес детей к обсуждаемой проблеме, их активность, стремление обосновать свое суждение. (13, 38)
Таким
образом, для воспитания нравственного
поведения ребенка-дошкольника в игре
посредством игровых взаимоотношений
нужно, во-первых, дать ребенку образцы
поведения через разнообразные средства,
вызвать желание подражать им, принимая
на себя роль. Во-вторых, важно, чтобы в
игре при исполнении роли и выполнении
правил, норм поведения, связанных с ней,
дети испытывали чувство удовлетворения,
радости. Переживание ребенком чувства
радости, удовлетворения от выполнения
роли и правил является одним из условий
формирования его нравственной личности.
Заключение
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что проблема нравственного воспитания дошкольников представляется чрезвычайно актуальной для современного общества. Вопросы морали и нравственности во все времена волновали людей разных национальностей, разных сословий. Интерес к этой проблеме, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже XX и XXI веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей, и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, отнюдь не отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Поэтому современная педагогика уделяет особе внимание нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
По данному вопросу работали такие педагог и психологи как, Выготский Л.С Князева Л.П. Козлова С.А., В.Г. Нечаева, др. Во многих работах ведущих психологов и педагогов освещены вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в присущих им видах деятельности.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей.
Особая
роль в нравственном воспитании детей
отводится игровой
Рассматривание
усвоение нравственных норм у детей
старшего дошкольного возраста в
различных ситуациях – в
Осуществление совместной социально ценной и личностно значимой деятельности обеспечивает становление взаимоотношений доверия и сотрудничества, снятие противоречий между индивидуальным и групповым. В процессе такой деятельности возникают особые феномены межличностных отношений, которые не могут быть зафиксированы в других условиях. Именно коллектив воплощает ту зависимость личности от общества, при которой она становится свободной.
Сюжетно-ролевая игру характеризует высокая эмоциональная насыщенность, двойственность чувств. В играх проявляется избирательность ребёнка, его направленность на те или иные роли помогает раскрыться тому, что эмоционально заторможено.
Для воспитания нравственного поведения ребенка-дошкольника в игре посредством игровых взаимоотношений нужно, во-первых, дать ребенку образцы поведения, вызвать желание подражать им, принимая на себя роль. Во-вторых, важно, чтобы в игре при исполнении роли и выполнении правил, норм поведения, связанных с ней, дети испытывали чувство удовлетворения, радости. Переживание ребенком чувства радости, удовлетворения от выполнения роли и правил является одним из условий формирования его нравственной личности.
Нравственная обусловленность
Для
последующей работы с детьми по нравственному
воспитанию через организацию игровой
деятельности нами была составлена
картотека сюжетно-ролевых игр (Приложение
1.)
Библиографический
список
Приложение