Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55

Работа содержит 1 файл

курсовая нравственное воспитание.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

 Особое  внимание следует уделять тем ситуациям, в которых происходит борьба мотивов, как, например, в приведенном ниже стихотворении.

Вот-те-на! Разбила  чашку! На кого бы мне солгать —  На Валетку иль на Машку? Или просто убежать? Лгать, хитрить да запираться — Это плохо, говорят. Нет, уж лучше мне признаться. Пусть немного побранят.

Я. Полонский

 Воспитатель. О чем размышляет героиня этого  стихотворения? Почему она хотела сначала убежать? Что в конце концов она решила сделать и почему? Как можно назвать людей, которые так поступают? (Правдивые, честные, смелые. Почему?

 Необходимо  обращать внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью можно предложить им раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное понятие. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называют то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т.д.). Можно предложить ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки, рассказа. («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»)

 Главное в этической беседе — интерес  детей к обсуждаемой проблеме, их активность, стремление обосновать свое суждение. (13, 38)

 Таким образом, для воспитания нравственного поведения ребенка-дошкольника в игре посредством игровых взаимоотношений нужно, во-первых, дать ребенку образцы поведения через разнообразные средства, вызвать желание подражать им, принимая на себя роль. Во-вторых, важно, чтобы в игре при исполнении роли и выполнении правил, норм поведения, связанных с ней, дети испытывали чувство удовлетворения, радости. Переживание ребенком чувства радости, удовлетворения от выполнения роли и правил является одним из условий формирования его нравственной личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что проблема нравственного воспитания дошкольников представляется чрезвычайно актуальной для современного общества. Вопросы морали и нравственности во все времена волновали людей разных национальностей, разных сословий. Интерес к этой проблеме, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже XX и XXI веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей, и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, отнюдь не отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

     Поэтому современная педагогика уделяет  особе внимание нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

     По  данному вопросу работали такие  педагог и психологи как, Выготский Л.С Князева Л.П. Козлова С.А., В.Г. Нечаева, др. Во многих работах ведущих психологов и педагогов освещены вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в присущих им видах деятельности.

       На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей.

     Особая  роль в нравственном воспитании детей  отводится игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игре.

     Рассматривание  усвоение нравственных норм у детей  старшего дошкольного возраста в  различных ситуациях – в вербальном плане, реальных житейский ситуациях, игровых, сюжетно-ролевых отношениях, можно сказать, что именно последние существенно влияют на становление личности ребенка, способствует развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость, коммуникабельность.

       Осуществление совместной социально ценной и личностно значимой деятельности обеспечивает становление взаимоотношений доверия и сотрудничества, снятие противоречий между индивидуальным и групповым. В процессе такой деятельности возникают особые феномены межличностных отношений, которые не могут быть зафиксированы в других условиях. Именно коллектив воплощает ту зависимость личности от общества, при которой она становится свободной.

   Сюжетно-ролевая игру характеризует высокая эмоциональная насыщенность, двойственность чувств. В играх проявляется избирательность ребёнка, его направленность на те или иные роли помогает раскрыться тому, что эмоционально заторможено.

   Для воспитания нравственного поведения ребенка-дошкольника в игре посредством игровых взаимоотношений нужно, во-первых, дать ребенку образцы поведения, вызвать желание подражать им, принимая на себя роль. Во-вторых, важно, чтобы в игре при исполнении роли и выполнении правил, норм поведения, связанных с ней, дети испытывали чувство удовлетворения, радости. Переживание ребенком чувства радости, удовлетворения от выполнения роли и правил является одним из условий формирования его нравственной личности.

   Нравственная обусловленность сюжетно-ролевой  игры, как основной формы детской  игры, осуществляется в двух планах – мотивов и структуры. Не имея реальных возможностей учавствовать в производственной деятельности взрослых, ребёнок становится как бы ее участником, благодаря роли, действия с предметами, орудиями, воссоздавая модель социально-общественных, семейных отношений.

     Для последующей работы с детьми по нравственному  воспитанию через организацию игровой  деятельности нами была  составлена картотека сюжетно-ролевых игр (Приложение 1.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 

  1. Закон РФ «Об образовании» (1992). – М.: 2002.
  2. Декларация прав человека. Права ребёнка: Основные международные документы. – М.: 1992.
  3. Концепция модернизации Российского Образования на период до 2010 года.
  4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: 2007.
  5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: 1983.
  6. Васильева М.А. Руководство играми детей дошкольных учреждениях. – М.: 1986.
  7. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. – М.: 2008.
  8. Выготский Л.С. Психология. - М.: 2000.
  9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: 1984.
  10. Дошкольное образование. Словарь терминов / [Сост. Виноградова Н.А. и др.] – М.: 2005.
  11. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре. – М.: 1972.
  12. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: 2004.
  13. Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и ее нравственное развитие. – М.: 1986.
  14. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 1974
  15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: 1998.
  16. Котырло В.К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. - М.: 1987.
  17. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. - М.: 1957.
  18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.:1982.
  19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: 2002.
  20. Немов Р.С. Психология. - М.: 2000.
  21. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.- М.: 1984.
  22. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: 1987.
  23. Пименова Л.В. Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов. – Пермь, 1993.
  24. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. - М.: 1990.
  25. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. - М.: 1988.
  26. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: 1998.
  27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: 2000.
  28. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: 1976.
  29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: 1950.
  30. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры.- М.: 1981.
  31. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста