Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55
Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами. Так, в раннем возрасте (второй год жизни) доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении ребенка. Позднее (к трем годам) доминирующее значение приобретает память как основа накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый план постепенно выступает мышление, обуславливающее обобщение факторов нравственного содержания. Внешние условия жизни и воспитания детей, сочетаясь с развивающимся внутренним миром, определяют социальную ситуацию развития. Связующим звеном между внешним и внутренним миром ребенка являются его переживания. Эмоциональность выражается в индивидуальном отношении к окружающему, в частности, в симпатиях, предпочтениях, неприятии чего-либо.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
• четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
•
гуманного отношения
• создания условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Как уже говорилось, роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение «воспитатель — ребенок» воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радостное, светлое, равнодушное, агрессивное, отстраненное). С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо» — «плохо», «добро» — «зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Первоначально превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника. Позднее с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий. Но тем не менее на протяжении всего дошкольного детства взрослый является руководителем процесса формирования личности ребенка.
Воспитатель в своей работе по нравственному воспитанию опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим инструментом воспитания служат разные виды деятельности детей. Младшие дошкольники, опираясь на пример воспитателя, показ, слово, овладевают определенными действиями, нормами поведения. Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности, прежде всего игры. Положение об определяющей роли обучения в развитии ребенка как фундаментальная позиция отечественной психологии и педагогики относится и к области нравственного развития дошкольника. Обучение детей нормам нравственного поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. Позднее он переходит к «внешнему» руководству. Так, например, педагог учит детей ухаживать за куклой (одевать, кормить, укладывать спать и т.д.), передает свое отношение к отдельным действиям (забота, помощь), поддерживает самостоятельность малыша, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
В соответствии с внешней деятельностью формируется внутренний план действий. У старшего дошкольника возникает представление о тех действиях, нормах поведения, которыми он уже овладел. Имея такое представление, он может предварительно «внутренним взором» проследить ход и результат деятельности, последствия своих поступков. Но пока ребенок делает только первые шаги в этом направлении в соответствии со своими возрастными возможностями. Его деятельность педагог направляет словом, оценочными суждениями о том, что хорошо, а что плохо. Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т.д.
В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации (иногда они создаются педагогом специально, целенаправленно), которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила поведения.
Если в определенный период развития ребенка ситуация, действие в ней и правило слиты в его сознании, то по мере накопления опыта он оказывается способным к обобщению ситуаций, действий и отделению правила от конкретных условий. Обобщенный образ ситуации и действия, выраженный в правиле, норме поведения, выступает ориентиром и стимулом нравственного поступка или тормозом негативного намерения.
Любое обобщение — это проявление умственной деятельности, элемент сознания. Говоря о единстве нравственного сознания, эмоций и поведения, следует помнить, что каждый из этих факторов играет разную роль в нравственном развитии ребенка. Поэтому в раннем возрасте (до трех лет) преобладают действия по принципу «я хочу», отмечается слабое развитие произвольного поведения. В 3-4 года у ребенка начинает развиваться образное мышление. Это позволяет ребенку идти от мысли к ситуации, от правила к действию. Но эти правила (в виде словесных требований, инструкций) еще слабо реализуются ребенком. В 5 лет под контролем педагога дошкольник значительно продвигается в способности действовать по правилу. К 6 годам он в достаточной мере овладевает действиями по правилам.
Надо заметить, что в игре даже ребенок 4-5 лет гораздо успешнее управляет своим поведением, чем в повседневной жизни. Расхождение между знанием правила и действием в соответствии с ним наблюдается не только у дошкольников, но и у детей более старшего возраста. Так, например, ребенок может знать норму, назвать правило, но не действует в соответствии с ним или может выполнить знакомое правило не всегда (например, не справился со своими эмоциями, не соотнес правило с конкретной ситуацией и т.д.).
Развитие трудовой деятельности дошкольника связано с осознанием им новых мотивов общественной направленности, осознанием причастности к серьезному труду взрослого. Педагог должен поддерживать и развивать такое отношение. Посильное участие в труде взрослого, а затем самостоятельная деятельность способствуют формированию трудовых умений, способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности труда в жизни людей.
Важное место в работе с детьми занимает подготовка к обучению в школе. Учебные мотивы дошкольника возникают в ситуациях, связанных с игрой, рисованием, конструированием, практическими заданиями.
Социальные мотивы как внутренние побудители нравственных поступков формируются под влиянием систематической работы по развитию нравственного сознания ребенка.
Развитие образного мышления дошкольника требует адекватных педагогических средств. В этом неоценимую помощь оказывает педагогу литература и другие эстетические дисциплины. Проза, поэзия, фольклор, насыщенные образами, отражающими такие категории, как добро и зло, обогащают сознание ребенка. Работая с литературой, педагог опирается на образность, выразительность речи. Точность речевых средств обеспечивает адекватность оценок нравственных проявлений. Особенно это важно при определении внутреннего состояния персонажей (например, «мать любит дочерей всем сердцем, до глубины души, души в них не чает»). Яркость, контрастность литературных образов, их переносный смысл пробуждают интерес ребенка, его творческое начало.
Особое значение педагог придает творческим работам детей, что позволяет не только развивать нравственное сознание, но и избегать назидательности, излишнего дидактизма. Например, воспитатель может предложить детям определить сходство и различие сюжетов сказок, дать сказке или рассказу другое название, придумать конец рассказа, нарисовать иллюстрации к сказке; провести викторину по известным сказкам и т. д. Такая работа с детьми эффективна, если в ней реализуются принципы гуманизма, коллективизма, патриотизма; раскрывается содержание таких нравственных категорий, как добро, справедливость, долг, совесть, трудолюбие, честь. При этом абстрактные для ребенка понятия раскрываются через образы понятных и доступных сказок, рассказов, стихов.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте отмечается значительная дифференциация видов деятельности, в которых ребенок может проявить самостоятельность в принятии норм поведения и регулировании его в соответствии с внутренними мотивами.
Глава 2.
Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном
воспитании старших
дошкольников
2.1. Игра как средство нравственного воспитания дошкольников
Значительное место в жизни ребенка-дошкольника занимают сюжетные ролевые игры. Рассмотрим, каким же образом сюжетная ролевая игра воздействует на нравственное развитие детей.
Исследования психологов (Д. Б. Эльконин, В.С. Мухина) и педагогов (Р.И. Жуковская, В.П. Залогина, А.А. Анциферова, А. И. Матусик, А.В. Черков), опыт воспитателей детских садов показывают, что важнейшей стороной игры, которая оказывает существенное влияние на нравственное развитие детей, является ее сюжет, ее содержание. В играх ребенок отражает многообразные явления окружающей действительности, в том числе и взаимоотношения, существующие между людьми в процессе трудовой и общественной деятельности, в быту, и те моральные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.
Таким образом, «ребенок как бы делает прыжок в развитый мир высших форм специфически человеческой деятельности, в развитый мир морали», — говорит Д. Б. Эльконин (30,156). Взаимоотношения взрослых людей, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений, мотивы и цели труда через игру становятся источником развития морали ребенка. Именно в процессе игры дошкольник осваивает моральные нормы, которые лежат в основе гуманности, коллективизма, (коммунистического отношения к труду, интернационализма и др. Это убедительно показано в исследованиях педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. И. Матусик, А. А. Анциферовой, И. Д. Власовой и др.
Педагог Р.И. Жуковская выделяет шесть групп игр, обеспечивающих развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста: бытовые, общественно-производственные, культурно-общественные, игры на сюжеты литературных произведений, игры-драматизации, игры с игрушками, изображающими животных (11,28).
Бытовые игры, т. е. игры в семью, наиболее распространены среди детей. Отражая в них социалистический быт, дети приобретают такие качества, как внимательность, заботливость, уважение к окружающим их людям и др.
Так, педагог А.С. Менджерицкая, изучая влияние бытовых игр на воспитание нравственных качеств детей, развивала игры «В семью» на такие сюжеты: «Как будто бы дома младенец», «Как будто бы мамы нет дома», «Мамин праздник», «Поездка семьи в общественном транспорте», в которых дети изображали уход взрослых за малышом, день рождения малыша, день рождения мамы, праздники в семье и т. д. (18, 4). Исследование показало, что эти бытовые игры отличаются гуманистической направленностью и формируют у детей такие нравственные чувства, как уважение и любовь членов семьи друг к другу, отзывчивость, благородство, великодушие, заботливость, деликатность и др. Например, в игре «Как будто бы мамы нет дома» Гена (дедушка) показывает кукле книжку, проявляет беспокойство о здоровье «Пусть спит в шапочке, а то простудится», Олег (брат) показывает кукле книжку, устраивает ей кровать, укладывает спать, закрывает дверь в коридор, где шумели дети: «Разбудят Митеньку». Алеша (папа) рассматривает с куклой книжку, ласково называет куклу сынком, укладывает спать, проявляя при этом нежность.
Таким образом, содержание бытовых игр содействует формированию гуманистической направленности личности ребенка.
Общественно-
Исследования педагогов Р.И. Жуковской, М.И. Богомоловой свидетельствуют о том, что сюжетные ролевые роли могут быть использованы как средство воспитания любви к многонациональному народу. Среди таких игр особое место занимают игры-путешествия.
Дети любят играть в пограничников, летчиков, моряков и т. д. Эти игры оказывают влияние на формирование основ таких нравственных свойств, как героизм, мужество, любовь к Родине. Культурно-общественные игры «В детский сад», «В школу», «В библиотеку» развивают познавательные интересы, доброжелательное отношение к сверстникам и др.
Игры на сюжеты литературных произведений вызывают и удовлетворяют желание подражать героям, закрепляют положительные черты поведения ребенка: взаимопомощь, дисциплинированность, трудолюбие, гуманность и др. Наличие образца-идеала сплачивает детей в играющие коллективы, оказывает положительное влияние на поведение детей не только в игре, но и в повседневной жизни.
Аналогичное влияние на детей оказывают и игры-драматизации, которые удовлетворяют потребность детей перевоплощаться в образы персонажей литературных произведений и сказок.
Игры с игрушками, изображающими животных, воспитывают доброе отношение к животным, интерес к ним. (14, 34)
На основе рассмотренного материала видно, что идейное содержание игр, развивающееся в сюжете и игровых взаимоотношениях детей, оказывает большое влияние на их нравственное развитие.
Ребенок получает удовлетворение в ролевой игре только в том случае, если он действует в соответствии с правилами роли и выполняет их. Таким образом, принимая на себя определенную роль, ребенок выполняет и правила «поведения, обусловленные ролью. Правило и роль настолько органически связаны друг с другом, что ребенок легко подчиняется ролевому правилу, так как оно имеет внутреннее оправдание. (13, 18) В связи с этим нет и особого процесса освоения правила, т. е. процесса превращения «внешнего» правила во «внутреннее», нет разрыва между моральным представлением и моральным действием. Кроме того, исследования Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что ролевые правила легче и раньше осознаются ребенком, чем правила, регулирующие жизненные взаимоотношения, так как они относятся к роли, а не к ребенку. Отнести правило к себе, оценить свое поведение дошкольнику трудно, а в игре ребенок контролирует себя через роль. С ролью он соотносит свое поведение, свое подчинение правилам.