Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55
Таким образом, в игре между детьми устанавливаются
нравственные
взаимоотношения, обусловленные сюжетным
содержанием и взятой на себя ролью. В
этих взаимоотношениях преломляются взгляды
и нормы общественного нравственного
поведения взрослых. В игре дети живут
жизнью изображаемых ими людей. Беря на
себя роль, ребенок тем самым действенно
входит в положение взрослого, которое
открывается ему в своей роли, осознает
и нормы поведения, заключенные в роли.
2.2 Содержание и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и
развивается,
приобретает новые знания и умения,
сюжетно – ролевая игра остаётся
наиболее характерным видом
Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяет дошкольнику самостоятельно включиться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно – ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал педагоги и писатель К.Д. Ушинский: «… в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (22, 41).
Творческий характер сюжетно – ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью. Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенком и удовольствие уже самим своим процессом. (8, 102)
Сюжетно – ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре. Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действия с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.
Сюжетно – ролевая игра имеет структурные компоненты: сюжет, содержание, роль (30, 103).
Разнообразие
сюжетов и содержания игр определяет
необходимость классифицировать их.
Большинство педагогов и
Главным компонентом сюжетно – ролевой игры является сюжет, без него нет самой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль) – одно из основных средств реализации сюжета.
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культуры, географии, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.
Кроме того, в каждую эпоху происходят серьёзные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, госпиталь, партизан). После полёта Ю. Гагарина в космос дети многих стран стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну).
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Содержание игры, отмечает психолог Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности (31, 292).
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. Дети из старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенком в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности. Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей, а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеба, утюг) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и опускаюсь на дно океана»).
По
содержанию игры детей младшего дошкольного
возраста отличаются от игр детей
более старшего возраста. Эти отличия
связаны с относительной
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или показывали посредством дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, транспорт). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что – то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает покатать детей по реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала морем. (13, 71)
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей. В настоящее время распространены игры в путешествия, расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте). В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошки – уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.(13, 72)
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
(7, 13)
Разнообразие содержания сюжетно – ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые отображаются в игре, созвучность этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание
сюжетно – ролевых игр
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно – ролевой игры. Отступление кого – либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослых. Одновременно у дошкольников растет стремление действовать самостоятельно, как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого – либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. (20, 321)
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно – ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами: врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы – набор предметов быта, у врача – медицинские инструменты. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а так же предметы – заместители (карандаш или палочка становится в игре ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая укол. (20, 80)