Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55

Работа содержит 1 файл

курсовая нравственное воспитание.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Таким   образом,   в игре   между   детьми   устанавливаются

нравственные взаимоотношения, обусловленные сюжетным содержанием и взятой на себя ролью. В этих взаимоотношениях преломляются взгляды и нормы общественного нравственного поведения взрослых. В игре дети живут жизнью изображаемых ими людей. Беря на себя роль, ребенок тем самым действенно входит в положение взрослого, которое открывается ему в своей роли, осознает и нормы поведения, заключенные в роли.  
 
 
 

2.2 Содержание и руководство  сюжетно-ролевыми  играми детей старшего дошкольного возраста

    На  протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и

развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом деятельности. Сюжетно-ролевая игра – деятельность возникающая по инициативе детей, сюжет игры строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок начинает брать на себя роль, которая с одной стороны, объединяет, группируя действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, а с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.(10,107) Особенности сюжетно – ролевой  игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Их исследования показали, что общественная жизнь взрослых в её  разнообразных проявлениях служит основным источником для сюжетно-ролевых игр: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде, участие в общественных событиях. Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество (26, 109). Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых.    

      Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяет дошкольнику самостоятельно включиться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно – ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

      Но  самое главное – в игре ребенок  воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое  разыгрывает. На эту особенность  игры указывал педагоги и писатель К.Д. Ушинский: «… в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (22, 41).

      Творческий  характер сюжетно – ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с  активной работой воображения, с  развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью. Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенком и удовольствие уже самим своим процессом. (8, 102)

      Сюжетно – ролевой игре присущи специфические  мотивы. Наиболее общий мотив –  стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре. Непосредственные мотивы игры  с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действия с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.

      Сюжетно – ролевая игра имеет структурные  компоненты: сюжет, содержание, роль (30, 103).

      Разнообразие  сюжетов и содержания игр определяет необходимость классифицировать их. Большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые  игры (отражающие быт семьи и детского сада); б) игры производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин); в) игры с общественной тематикой (игры в библиотеку, школу, полёт на Луну).

      Главным компонентом сюжетно – ролевой  игры является сюжет, без него нет  самой игры. Сюжет игры – это  та сфера действительности, которая  воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений  из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль) – одно из основных средств реализации сюжета.

      На  протяжении истории человечества сюжеты детских  игр меняются, поскольку  зависят от эпохи, особенностей экономики, культуры, географии, природных условий. Так, в играх детей народов Севера  отражаются охота на тюленей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

      Кроме того, в каждую эпоху происходят серьёзные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, госпиталь, партизан). После полёта Ю. Гагарина в космос дети многих стран стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну).

      В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как  бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

      Содержание  игры, отмечает психолог Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве  центрального и характерного момента деятельности и отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности (31, 292).

      В зависимости от глубины представлений  ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни  и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. Дети из старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенком в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности. Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей, а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеба, утюг) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и опускаюсь на дно океана»).

      По  содержанию игры детей младшего дошкольного  возраста отличаются от игр детей  более старшего возраста. Эти отличия  связаны с относительной ограниченностью  опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может  представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала педагог А.П. Усова, отрывочное, нелогичное (28,92). Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормили мишку – уложили спать; снова покормили – и снова уложили спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры –действия. При чем интерес к действию часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля действия ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, а дочки так и остались не накормленными.

      Однако  на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более  содержательными, что связано с  расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или показывали посредством дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

      На  четвертом и пятом году жизни  в играх детей наблюдаются  целостность сюжета, взаимосвязанность  отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, транспорт). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что – то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает покатать детей по реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала морем. (13, 71)

      Дети  старшего дошкольного возраста обдуманно  подходят к выбору сюжета, обсуждают  его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые  навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей. В настоящее время распространены игры в путешествия, расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте). В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошки – уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.(13, 72)

      Таким образом, на протяжении дошкольного  детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

    • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
    • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

      (7, 13)

      Разнообразие  содержания сюжетно – ролевых  игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые  отображаются в игре, созвучность  этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

      Содержание  сюжетно – ролевых игр воплощается  ребенком с помощью роли, которую  он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно – ролевой игры.

      Для ребенка роль – это его игровая  позиция: он отождествляет себя с  каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с  представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила  поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно – ролевой игры. Отступление кого – либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

      Роль  появляется в игре на границе раннего  и дошкольного возраста. На третьем  году жизни наблюдается эмансипация  ребенка от взрослых. Одновременно у дошкольников растет стремление действовать  самостоятельно, как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого – либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. (20, 321)

      На  протяжении дошкольного детства  развитие роли в сюжетно – ролевой  игре происходит от исполнения ролевых  действий к ролям – образам. У  младших дошкольников преобладают  бытовые действия: варить, купать, мыть. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами: врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы – набор предметов быта, у врача – медицинские инструменты. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а так же предметы – заместители (карандаш или палочка становится в игре ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая укол. (20, 80)

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста