Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55

Работа содержит 1 файл

курсовая нравственное воспитание.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

• отзывчивости, стремлении оказать помощь другому;

• наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в ущерб другим);

• стремлении к  объективной оценке и самооценке;

 • способности  поступиться личным желанием (бескорыстно  Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие — активности, третьи регулируют взаимоотношения и т. д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу. (7, 25)

 Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей, как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. В случае когда дети соглашаются с нарушителем, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Они должны дружно осудить того, кто пытается выиграть нечестно.

 Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим  побуждениям и поддерживают моральные  принципы.

 Дети  с помощью воспитателя могут  составить «Правила дружной игры»:

• всем вместе договориться о правилах игры;

• честно соблюдать  правила игры;

• нарушивший правила не может считаться выигравшим;

• не злиться  и не драться, если проиграл.

Можно сформулировать правила в виде пословиц и поговорок:

• Нет большего позора — не выполнить договора.

• Уговор дороже денег.

• Сам себя губит, кто других не любит.

• Зарубить себе на носу (правила игры).

• Кто зря  сердит, у того голова болит (о тех, кто проиграл).

 Используя пословицы и поговорки в работе с детьми, воспитатель должен понимать, что уровень обобщения может  ограничиваться для ребенка конкретной ситуацией. Повторение пословиц в применении к разным ситуациям постепенно обогащает представления дошкольников о содержании образных выражений.

 Игровые правила способствуют развитию у  детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни.

 Положительное влияние игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель вызывает положительное отношение к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами (инструктирование, показ, повторение).

 Доброжелательные  отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей  избежать ссоры помогут считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались  поиграть. 

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела. 

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет, 

Тот водить пойдет.

Стакан, лимон, Выйди  вон.

 По  мере овладения правил в игре совершается переход от внешних требований (взрослых, сверстников) к внутренним мотивам, когда правило становится для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

 В сюжетно-ролевых  играх игровые и реальные отношения  тесно связаны между собой, но они не тождественны. Поэтому руководство  педагога должно быть направлено на те и другие взаимоотношения. При этом нельзя забывать, что для возникновения игры необходима потребность в игре, в выполнении роли. Игровые интересы детей требуют внимания педагога: он должен выяснить, умеют ли они играть

вместе, какие сюжеты предпочитают (интересы мальчиков и девочек), насколько  богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли. (7, 28)

 Дети  старшего дошкольного возраста достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень развития общественного мнения возрастает настолько, что воспитатель может опираться на него при организации игр. Дети уже способны к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнения им социальной роли. Так, дети упрекают: «Вася, ты не умеешь играть, ссоришься со всеми. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают!». В игре, таким образом, освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.

Сюжетно-ролевые  игры не имеют таких четких условий  и требований, как игры с правилами (дидактические, подвижные и др.). Поэтому здесь требуется значительная самостоятельность детей и их способность перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Их введению в игру способствует литература. Она же помогает расширить сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведение, воспитатель повторяет правила поведения. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру.

 В игре начинают закладываться основы будущей  общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии, а также различные поручения родителей и воспитателей. Переход от игры к серьезной деятельности осознается ребенком как важное, одобряемое окружающими дело. Это отношение к труду следует поддерживать. Необходимо вооружить детей умениями, без которых невозможно достижение цели. Так, они должны представлять результат деятельности, уметь приложить волевое усилие для доведения дела до конца, планировать свои действия. Реальная, понятная цель (материализованная), общественный мотив (для других), переживание чувства удовлетворения — все это создает условия для формирования потребности детей в труде.

 Дети  различаются по многим показателям, характеризующим их нравственное развитие. Одни обычно доброжелательны, легко  вступают в контакт по поводу игры, принимают и реализуют правила поведения в коллективной деятельности. Другие легко раздражаются, требуют для себя понравившуюся игрушку или роль, мало обращая внимание на желания товарищей.

 Развитие  дружеских взаимоотношений в  детском коллективе при организации сюжетно-ролевых игр требует особого внимания воспитателя, который может использовать более устойчивые в этом возрасте симпатии детей, сложившиеся дружеские отношения. Для этого драчливых ребят целесообразно включать в группу, которая обычно строит игру на доброжелательных отношениях и способна противостоять драчуну. Нужно учитывать и то, к кому драчун испытывает симпатию. (13, 36)

 Некоторых детей часто не принимают в  игру, потому что у них плохо  развиты игровые навыки, они не умеют действовать в соответствии с ее сюжетом. Это присуще не только драчунам, но и застенчивым, робким детям. Воспитатель может помочь им, включившись в игру.

 Дети  старшей группы предпочитают общаться со сверстниками своего пола. В системе  межличностных отношений мальчики занимают менее благополучное положение, чем девочки. Этот факт необходимо учитывать при организации коллективных игр. При выборе сюжета

коллективной  игры, в которой требуется обязательное участие мальчиков и девочек, важно опираться на симпатии детей.

 Можно использовать методику Ш. Амонашвили «Секретное совещание», несколько модернизировав ее (например, «Тайное общество мужественных»). Педагог «тайно» договаривается с мальчиками о том, что они будут выполнять более трудную — «мужскую» — работу, не будут обижать девочек, а, наоборот, станут заступаться за них и т. д. Эти «тайные» правила помогут скорректировать и отношение девочек к мальчикам в том случае, если воспитатель будет одобрять поведение мальчиков, подчеркивать их мужественность, благородство, желание спасти, заступиться, помочь и т. п. Хорошо если за благородство девочки наградят мальчиков медалью, подарком, которые сделают сами.

 В старшей  группе продолжается работа по закреплению  вежливых слов, например, в ходе различных  игр. Приведем примеры некоторых из них.

игра «Кто больше»

 Дети  делятся на две команды и по очереди называют соответствующие слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых»

 Детям раздают по несколько кружочков  из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружочек «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше всего кружков) получает бант или значок.

 Дети  нередко спорят во время игры, оценивая свои поступки и поступки других. Объективные  оценки воспитателя, его аргументы  в пользу той или иной точки  зрения помогают дошкольникам составить  правильное суждение о других и о себе. Дети далеко не всегда соглашаются с отрицательными оценками, поэтому важно привлекать их к обсуждению тех или иных поступков. Если ребенок совершил проступок, нужно обязательно авансировать его доверием на будущее, выразить уверенность, что в дальнейшем он не будет так поступать. Надо подчеркнуть, что провинившийся будет стараться, тогда он непременно научится выполнять правила поведения. (13, 37)

 В детском  саду воспитатель проводит с детьми этические беседы, помогающие им освоить  нормы и правила нравственного поведения. Дети убеждаются в необходимости таких норм, учатся в жизненных явлениях выделять нравственную сторону, осмысливают собственный образ Я.

Перечислим задачи этической беседы:

• формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

• развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др.;

• развитие умения использовать правила нравственного  поведения.

 Материалом  для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

 В ходе бесед дети усваивают нравственные понятия: «трудолюбивый», «честный», «справедливый» и их противоположности: «ленивый», «нечестный», «несправедливый» и т.д. Вместе с воспитателем они оценивают конкретные факты (ситуации, поступки) и пытаются перенести их в реальную жизнь. Дошкольники учатся объективно и аргументированно оценивать поведение литературных персонажей. Этот опыт ляжет в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные действия, а также сюжеты литературных произведений  могут войти в сюжет ролевых игр. Обращаясь в нужный момент к литературным образам, хорошо знакомым детям, воспитатель может помочь им научиться переносить оценки из литературы в жизнь. Вопросы: «Может быть, что-то похожее было с кем-нибудь из вас? Что вы чувствовали при этом?» и т. п. помогут ребенку в осмыслении образа Я, заставят задуматься над собственным поведением.(7, 27)

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста