Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55

Работа содержит 1 файл

курсовая нравственное воспитание.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

        Нравственное воспитание в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. (9, 32)

     Общественная  функция ДОУ заключается в  обеспечении условий для развития у детей положительного отношения  к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

     Методологической  основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.(4, 76)

     В психолого-педагогической литературе показаны основные линии нравственного воспитания ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей. Осуществление этих задач невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, индивидуальности, возрастных особенностей психики.

     Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

(4, 76)

     Трудности нравственного воспитания детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих, ряда телепередач (21, 46).

     Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

     Однако  путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как  «социального проводника» очень  важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. (21, 49)

     Психологические основы нравственного воспитания раскрываются в трудах виднейших отечественных ученых.

     По  мнению психолога Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения.(8,114) В работах психологов Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной нравственное воспитание  ребенка осуществляется также в общении со сверстниками.

     Психолог  Т.А. Репина выявляет особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее роль в нравственном воспитании ребенка; показывает зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов (25,129).

     Группа  сверстников для ребенка —  источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется его самооценка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов нравственного воспитания. (22, 38) В исследованиях психологов А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и др. показана регулирующая роль социальных эмоций, их взаимосвязь с побудительными мотивами нравственного поведения ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение социальной компетентностью (как объемом знаний о нормах и правилах поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы нравственными эталонами. (4, 74)

     На определение роли нравственном поведении детей старшего дошкольного возраста было направлено внимание таких педагогов как С.А. Козловой, Л.П. Князевой, Л.В. Пименовой и многих других. (13, 14, 24) В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения. Процесс воспитания в детском саду строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

   Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. (4, 76)       

       Итак, теоретический анализ состояния  проблемы нравственного воспитания дошкольников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение для повышения уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.  
 
 
 
 
 
 
 

 

 

1.2. Задачи и содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях

        Прочность, устойчивость нравственного качества за 
висят от того, как оно формировалось, какой механизм 
был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. (14, 31)

      У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

       Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества

     Но  знания и чувства порождают потребность  в их практической реализации - в  поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. (14, 31)

     Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

            (знания и представления) + (мотивы) +

            + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) +

            + (поступки и поведение) = нравственное качество.

            Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности (15,106).

     Главная особенность механизма нравственного  воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

     При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.(15, 107)

         В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

     Воспитание  носит исторический характер, и его  содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека (15, 109).

           Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

           Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.( 15, 109)

           В советский период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

            На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя (15,110).

      Таким образом, основные задачи нравственного воспитания заключаются в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми взрослыми, воспитание коллективизма, взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, воспитание толерантности.  
 

1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания дошкольников в процессе их личностного развития

     Личностное  становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает очень важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый.  Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя». Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях веду (пая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.

     На  рубеже раннего и дошкольного  детства совместная со взрослыми деятельность расчищается, у ребенка появляются собственные желания, тенденции к самостоятельной деятельности, формируются отношения    со   сверстниками,    которые   строятся   уже   на   основе приобретенного опыта поведения. В этот период взрослый выделяется как образец. Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям; стремится действовать «как взрослый». Это новое отношение активизирует действия ребенка, служит основой его личностных новообразований.

     Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинение действий образцу формируют произвольное поведение, а также способствуют усвоению этических норм (т.е. складывается новый тип личностного поведения). Значительная роль в этом процессе принадлежит игре как ведущему виду деятельности в развитии ребенка. Ученые педагоги А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, психологи Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская и другие утверждали, что развитие дошкольника зависит от сформированности игровой деятельности, ее содержательности, степени активности в ней ребенка.

     Приобретенные дошкольником умения, представления  включаются в игру в результате чего формируются динамические

характеристики  ума (например, ребенок быстро переключается  на новую роль, конструирует оборудование для игры ил имеющихся предметов и пр.), а также регулируемое ребенком собственное поведение. В играх в дочки-матери, детский сад, больницу, магазин и других находит отражение образ, сложившийся у ребенка. В период, когда дети овладели сюжетно-ролевой игрой, взрослый присутствует в игре опосредованно, через роль, которую берет на себя ребенок. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста