Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55

Работа содержит 1 файл

курсовая нравственное воспитание.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
 

Тема: Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение                              3

Глава 1. Нравственное воспитание детей

старшего  дошкольного возраста как направление работы

современного дошкольного учреждения        8

    1. Проблема нравственного воспитания старших

дошкольников в психолого-педагогической литературе     8

    1. Задачи и содержание нравственного  

воспитания детей старшего дошкольного возраста

в современных условиях                           13           

1.3. Педагогическое  сопровождение нравственного воспитания

дошкольников  в процессе их личностного развития                          16

Глава 2. Использование сюжетно-ролевой   

игры  в нравственном воспитании старших

дошкольников                                                                                         22

2.1. Игра  как средство нравственного воспитания 

детей старшего дошкольного возраста        22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми

играми  старшего дошкольного возраста                                            26                  

2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой

игры  в аспекте нравственного воспитания

старших дошкольников                                              40

Заключение                                                                                             50       

Библиографический список                                                                  53          

Приложение                                                                                            55 
 
 
 

Введение

          Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, чаще всего подрастающее поколение  обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.    

       Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 предусматривает решение задачи образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, соответствия актуальным  и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    В концепции предусмотрены новые  социальные требования к системе  российского образования. «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно  принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству …» (1)

         Перед образовательными учреждениями  ставится задача подготовки ответственного  гражданина, способного самостоятельно  оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности человека (4, 22).     

   Современная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребёнка.

     Дошкольный  возраст – это период первоначального  становления личности. К семи годам  уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития (21, 43).

       Таким образом, актуальность проблемы воспитания детей дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:     

- наше  общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;       

- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.      

- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог и писатель К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (4,29)      

           Данные положения соответствуют   современным требованиям  к  организации образовательно-воспитательного  процесса в ДОУ. 

     Значение и функция дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования определяется преемственностью его с другими звеньями образования. Педагогическая основа преемственности в нравственном воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком  в дошкольном  возрасте формы  поведения  и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знании и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений.

     Вопросам  нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования педагогов О.С. Богдановой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой и психологами  Т.А. Репиной, Т.А Болотиной, эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.

     Психолог  Л.С. Выготский отмечет: «Нравственное развитие личности не может быть прямым и непосредственным результатом воспитательного воздействия, но выступает как саморазвитие, имеющие место исключительно в собственной деятельности ребёнка» (8, 76) .

     Педагог Л.В. Пименова пишет: «Пути и средства нравственного воспитания не могут быть прямыми, действующими  «в лоб», а косвенными, т.е. предлагающими такую организацию деятельности ребёнка, когда нужное взрослым направление активности задается в ненавязчивой детям их собственной инициативной деятельностью» (23, 6).

     С этих позиций центральной для педагогики является проблема поиска наиболее эффективных путей  и средств формирования нравственности ребёнка.

     Игра  является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Говоря об исключительном значении игры для детей дошкольного возраста, педагог Н. К. Крупская писала: "«...игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» (24, 344).

     Педагог А. С. Макаренко также высоко ценил влияние игры на формирование детской личности: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (17,373).

     Огромное  значение игры для всестороннего развития личности раскрывается и психологами. Так, психолог С. Л. Рубинштейн говорит, что игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности... в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности... в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется самая личность ребенка (25, 588). Это положение убедительно доказано исследованиями педагогов — Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, Д. В. Менджерицкой, Р. М. Римбург, П. Г. Саморуковой, А. П. Усовой и др.

     Исследования  педагогов А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, В. П. Залогиной, А. В. Черкова, 3. В. Лиш-тван, А. В. Булатовой, А. А. Анциферовой, А. И. Матусик и др., опыт воспитателей детских садов свидетельствуют о том, что в играх у детей воспитываются такие нравственные свойства, как гуманность, коллективизм, честность, скромность, уважение к трудящимся и др.

       Таким образом, все выше перечисленное обусловило выбор темы исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

      Объект исследования: педагогический процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

      Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.                

      Цель  исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

      Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть содержание и руководство  сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

        Методы исследования:

         - изучение психолого-педагогической  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  как направление работы

современного  дошкольного учреждения

    1. Проблема нравственного воспитания старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

  Рассматривая проблему нравственного воспитания дошкольников раскроем основные его понятия. 

      Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.(10, 190)

      Нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребёнка)  следовать нравственным нормам. (10, 190)

     Нравственные нормы – общественно  выработанные правила поведения  которыми руководствуются люди  в своей жизни и деятельности. (10,190)

  Нравственные  ценности – ориентиры в поведении  социальных групп, позволяющие  оценивать социальные явления,  действия и поступки людей,  их представления о добре и зле с моральной стороны.(10,190)

     Нравственное  воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих (7, 98).

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста