Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55
Тема: Сюжетно-ролевая
игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
Введение
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных
условиях
1.3. Педагогическое
сопровождение нравственного
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников
2.1. Игра
как средство нравственного
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми
старшего дошкольного возраста
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры
в аспекте нравственного
старших дошкольников 40
Заключение
Библиографический
список
Приложение
Введение
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, чаще всего подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 предусматривает решение задачи образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В концепции предусмотрены
Перед образовательными
Современная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребёнка.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития (21, 43).
Таким образом, актуальность проблемы воспитания детей дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:
- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог и писатель К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (4,29)
Данные положения
Значение и функция дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования определяется преемственностью его с другими звеньями образования. Педагогическая основа преемственности в нравственном воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знании и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования педагогов О.С. Богдановой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой и психологами Т.А. Репиной, Т.А Болотиной, эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Психолог Л.С. Выготский отмечет: «Нравственное развитие личности не может быть прямым и непосредственным результатом воспитательного воздействия, но выступает как саморазвитие, имеющие место исключительно в собственной деятельности ребёнка» (8, 76) .
Педагог Л.В. Пименова пишет: «Пути и средства нравственного воспитания не могут быть прямыми, действующими «в лоб», а косвенными, т.е. предлагающими такую организацию деятельности ребёнка, когда нужное взрослым направление активности задается в ненавязчивой детям их собственной инициативной деятельностью» (23, 6).
С этих позиций центральной для педагогики является проблема поиска наиболее эффективных путей и средств формирования нравственности ребёнка.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Говоря об исключительном значении игры для детей дошкольного возраста, педагог Н. К. Крупская писала: "«...игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» (24, 344).
Педагог А. С. Макаренко также высоко ценил влияние игры на формирование детской личности: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (17,373).
Огромное значение игры для всестороннего развития личности раскрывается и психологами. Так, психолог С. Л. Рубинштейн говорит, что игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности... в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности... в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется самая личность ребенка (25, 588). Это положение убедительно доказано исследованиями педагогов — Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, Д. В. Менджерицкой, Р. М. Римбург, П. Г. Саморуковой, А. П. Усовой и др.
Исследования педагогов А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, В. П. Залогиной, А. В. Черкова, 3. В. Лиш-тван, А. В. Булатовой, А. А. Анциферовой, А. И. Матусик и др., опыт воспитателей детских садов свидетельствуют о том, что в играх у детей воспитываются такие нравственные свойства, как гуманность, коллективизм, честность, скромность, уважение к трудящимся и др.
Таким образом, все выше перечисленное обусловило выбор темы исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагогический процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- изучение психолого-
Глава 1. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения
Рассматривая проблему нравственного воспитания дошкольников раскроем основные его понятия.
Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.(10, 190)
Нравственные качества –
Нравственные нормы –
Нравственные
ценности – ориентиры в
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих (7, 98).