Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание и руководство сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста как направление работы
современного дошкольного учреждения 8
1.1. Проблема нравственного воспитания старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Задачи и содержание нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
в современных условиях 13
1.3. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания
дошкольников в процессе их личностного развития 16
Глава 2. Использование сюжетно-ролевой
игры в нравственном воспитании старших
дошкольников 22
2.1. Игра как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 22 2.2.Содержание и руководство сюжетно-ролевыми
играми старшего дошкольного возраста 26
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой
игры в аспекте нравственного воспитания
старших дошкольников 40
Заключение 50
Библиографический список 55
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольников 4 – 5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный (20, 81).
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений (80, 97).
Сопоставление выделенных направлений в развитии сюжетно – ролевой игры позволяет определить основные её уровни (этапы) по Д.Б. Эльконину.
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Второй этап. Как и на первом этапе, основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которые уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки или направленности действий. Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же любимые игрушки. В игре объединяются два-три человека.
Третий этап. Основное содержание игры – по – прежнему действие с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом.( 30, 110)
Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовления. Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действие, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5 – 6 (30, 111).
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно – ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно – ролевых игр, углубление их содержания способствует овладению детьми ролевым поведением.
Приёмы руководства игрой с целью формирования её как деятельности условно разделить на традиционные (разработаны педагогами Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и новые, исследованные в последние годы педагогами Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко..
В традиционном руководстве сюжетно – ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создаёт у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофёра, в машиниста) воспитатель ведёт детей на остановку городского транспорта. С детьми 4 – 6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книгу книги, провести беседу.
При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с их возрастом. Для малышей – это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4 – 6 лет – взаимоотношения людей.
Естественно, что даже после ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре. В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто – то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое место, в салоне разместились пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на автобусе), педагог должен поддержать инициативу детей, похвалить их. Затем он может стать пассажиром и отправиться на автобусе. (18, 49)
Для того чтобы переключить однообразие индивидуальной игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус, педагог может прибегнуть к иным приемам: предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке», станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить билеты.
Иногда дети активно принимаются за игру, но она скоро исчерпывает себя из – за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так: дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании: повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях – это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сюжет по другому руслу. Подойдут традиционные приемы: чтение художественных произведений, рассказ, беседа. Задачи педагога – придать этим традиционным приемам нужное звучание. Например, не самому рассказать о деятельности врача, повара, а попросить это сделать представителя профессии. Импульсом к обновлению содержания игры могут служить рассказы педагогов об играх своего детства, играх других детей.
Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель. Дети 4 – 5 лет могут смастерить, построить что – либо сами по предложению взрослых или с их помощью (хорошо к этому привлекать членов семей воспитанников дошкольного учреждения). Порой новую сюжетную линию задает педагог, неожиданно включающийся в игру, которая уже «выдыхается» (18, 50).
Таким образом, в арсенале педагогов много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания. Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды).
В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые педагоги Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко предлагают рассматривать руководство сюжетно – ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.
Авторы выделяют следующие способы построения игры:
Первым способом построения игры дети (рано или поздно) овладевают в совместной с взрослыми деятельности. Два других способа при стихийном развитии могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне.
Итак,
становление и развитие сюжетно
– ролевой игры как деятельности
происходит в дошкольном возрасте;
она является ведущим видом деятельности;
сюжетно – ролевая игра используется
как средство и метод воспитания
и развития индивидуальности ребенка
и развития детского коллектива; сюжетно
– ролевая игра является средством всестороннего
развития личности и ее общественной направленности.
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой игры в аспекте нравственного воспитания старших дошкольников
Старшие
дошкольники участвуют в
• формирование положительного отношения к правилам поведения;
• закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;
• развитие умения
принимать правила как
• обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
• переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям.
Дети старшей группы способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Развитие наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества (добрый, честный, справедливый, несправедливый), также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации. (7, 33)
Дети уже могут указать на внутренний мотив поступка: «Я помог Васе, он упал и ушибся. Мне его было жалко». Хотя дошкольники чаще всего говорят о внешних побудителях, ссылаясь на правило: надо помогать товарищу.
Дети испытывают потребность в общении, проявляемой играх, и практической деятельности при выполнении общественных обязанностей, общих заданий. Эта деятельность привлекает детей как серьезная, полезная для всех; как возможность помочь взрослым. Дети переживают чувство гордости за свою работу ответственность за ее выполнение. Дошкольники уже могут сами организовать работу, довести ее общими усилиями до конца, оценить результат. Они уже пытаются обосновывать свои оценки, при их несовпадении могут возникать споры. Воспитатель помогает детям: выслушивает их и подводит к общему мнению.
В сюжетно-ролевых играх воспитатель влияет на развитие нравственных норм у старших дошкольников через установленные правила игры. Воспитатель учит детей давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:
• интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий;