Мы получили подтверждение выдвинутой
гипотезы о том, что сюжетно-ролевая игра
способствует успешной подготовке детей
из детского дома к семейной жизни. Сюжетно-ролевая
игра комплексно воздействует на развитие
личности ребенка, развивает интеллектуальные,
духовные, нравственные, эстетические,
трудовые качества, формирует личность
в целом. Посредством игры ребенку предоставляется
возможность смоделировать, проанализировать
и проиграть те жизненные ситуации, которые
могут возникнуть в реальной жизни. Это
является своего рода «репетицией» будущей
жизни за пределами стен детского дома.
В данном виде игровой деятельности дети-сироты
усваивают особенности половых ролей,
что является немаловажным в создании
своей будущей семьи. В игре дети учатся
соблюдать правила, являющиеся прототипом
правил общественного порядка, правил,
касающихся общества, как социальной системы,
в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться,
а затем адаптироваться, чтобы чувствовать
себя неотъемлемой и необходимой частью
социальных отношений.
Список литературы
- Абрамова,
Т. С. Практикум по возрастной психологии
: учебное пособие / Т.С. Абрамова : -
М. : Издательский центр «Академия»,
2001. – 128 с.
- Бочарова,
В. Г. Социальная педагогика : учебное
пособие / В. Г. Бочарова : - М. : Гуманитарный
исследовательский центр ВЛАДОС, 1994. –
330 с.
- Венгер Л.
А. Введение в игротерапию : учебное пособие
/ Л. А. Венгер : СПб. : «Нева», 2003. – 278
с.
- Войскобойникова,
С. А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах
современного сиротства : книга для учителя
/ С. А. Войскобойникова : - М. : «Просвещение»,
1989. – 120 с.
- Галагузова,
М. А. Социальная педагогика : курс лекций
/ М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н.
Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дъяконов : М.
: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
1999. – 416 с.
- Гребенников,
И. В. Этика и психология семейной жизни
: учебное пособие / И. В. Гребенников, И.
В. Дубровина, Г. П. Разумихина : - М. «Просвещение»,
1987. – 315 с.
- Добряков,
И. В. Семейный диагноз и семейная психотерапия
: учебное пособие для врачей и психологов
/ И. В. Добряков, И. М. Никольская : М. : Издательство
Московского психолого – социального
института, 2003. – 400 с.
- Дружинин,
В. Н. Психология семьи : курс лекций / В.
Н. Дружинин : М. : «Просвещение», 1996.
– 387 с.
- Дубровина,
И. В. Психическое развитие воспитанников
детского дома : учебное пособие / И.
В. Дубровина, А. Г. Рузская : М. : «Педагогика»,
1990. – 264 с.
- Ковалев,
С. В. Психология семейных отношений : учебное
пособие для школьников / С. В. Ковалев
: М. : «Просвещение», 1987. – 155
- Мудрик,
А. В. Введение в социальную психологию
: учебное пособие для студентов / А. В.
Мудрик : М. : Институт практической психологии,
1997. – 365 с.
- Никитин
И. Г. Педагогические игры : учебное пособие
/ И. Г. Никитин, Л. С. Шубина : Пермь : «Кама»,
1991. – 80 с.
- Лазутова,
М. И. Очерки о развитии детей оставшихся
без попечения родителей / М. И. Лазутова
: М. : «Просвещение», 1995. – 200 с.
- Лиханов,
А. С. Дети без родителей : учебное пособие
/ А. С. Лиханов : М. : «Просвещение», 1987. –
271 с.
- Петрусинский
В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг : сборник
игр / В. В. Петрусинский : М. : «Академия»,
2004 – 300 с.
- Платонов,
Н. М. Основы социальной педагогики : учебное
пособие для студентов / Н. М. Платонов
: СПб. : «Питер», 1995. – 157 с.
- Прихожан,
А. М. Дети без семьи : учебное пособие /
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых : М. : «Просвещение»,
1990, - 160 с.
- Прихожан,
А. М. Работа психолога в учреждения интернатного
типа для детей, оставшихся без попечения
родителей : рабочая книга школьного психолога
/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых : М. : «Просвещение»,
1991. – 347 с.
- Рапацевич,
Е. С. Современный словарь по педагогике
/ Е. С. Рапацевич : М. : «Современное слово»,
2001. – 928 с.
- Рубинштейн,
С. Я. Основы общей психологии : учебное
пособие для студентов ВУЗов / С. Я. Рубинштейн
: СПб. : «Питер», 1998. – 688 с.
- Рыбинский,
Е. М. Сиротливое детство России: Что делать?
: пособие для преподавателей / Е. М. Рыбинский
: М. : Институт практической психологии,
1997. – 146 с.
- Трошихина,
Е. Г. Социальная педагогика / Е. Г. Трошихина
: СПб. : «Вектор», 2007. – 220 с.
- Цзен И. В.
Психотренинг: игры и упражнения : настольная
книга психолога / И. В. Цзен, Ю. В. Пахомов
: М. : «Просвещение», 1988. – 130 с.
- Чуракова
Р. Г. Сюжетно – ролевые игры : сборник
ролевых игр / Р. Г. Чуракова : М. : «Просвещение»,
1991. – 83 с.
- Шипицына,
Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция
развития детей-сирот: социально-эмоциональные
проблемы : настольная книга психолога
/ Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова : СПб. : «Вектор»,
2000. – 108 с.
- Шипицына,
Л. М. Развитие личности ребенка в условиях
материнской депривации : настольная книга
психолога / Л. М. Шипицына, Е .С. Иванов,
А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, Л.
Л. Крючкова : СПб. : «Нева», 1997. - 160 с.
- Эльконин
Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии
детей : учебное пособие / Д. Б. Эльконин
: М. : «Педагогика», 1976. – 50 с.
- Эльконин
Д. Б. Психология игры : учебное пособие
/ Д. Б. Эльконин : М. : «Педагогика», 1978.
– 169 с.
- Эльконинова
Л. И. О предметности детской игры : учебное
пособие / Л. И. Эльконинова : М. : Издательство
Московского Государственного Университета
им. Ломоносова