Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков семейного взаимодействия у детей сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: - изучить возможности сюжетно – ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни.
Объект исследования: - процесс подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Предмет исследования: - сюжетно – ролевая игра как средство подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Гипотеза исследования: - если в работе с детьми из детских домов использовать сюжетно – ролевую игру, то процесс их подготовки к семейной жизни будет проходить более успешно.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

             В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие" - мы и они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения.

             У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происходит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

          Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.

             Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

             Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности [15, 137].

           Исследования И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития [9, 230].

            Сироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации с взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки). В будущем у них возникают сложности в создании своей собственной семьи.  

           

          

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              2.2. Понятие о сюжетно-ролевой игре

             Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [29, 5].

            В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [20, 733].

            В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций [3, 37].

             В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры - обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра - это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней - наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

            Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: диалогические, режиссерские, театрализованные. Все они имеют свою специфику [28, 83].

            Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ход игры необходимо направить так, чтобы дети могли создавать модели этих отношений. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

           Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет - сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры - это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

           Сюжетно-ролевая игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

            Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации. Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.

1. Условность  игры позволяет игрокам быть  причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время  может сжиматься и, наоборот, растягиваться.  Игры позволяют получить целостное  представление о реальности за  счет условности, воспроизведения  лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.

2. Игра  это проба потенциальных возможностей  личности, но в отличие от действительности  без ущерба.

3. В  игре исчезает конкретная личность  и появляется роль, в которой  могут проявиться скрытые до  этого возможности человека.

4. В  игре нет внешних отрицательных  оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е.  в игре человек свободен.

5. Игра - мир с управляемой реальностью.  Он строится, модифицируется в  зависимости от желания и возможностей  игроков. В игре играющий - хозяин  мира. Хотя игровая действительность  порой более суровая, чем реальная, так как в жизни сложные  ситуации можно избежать, обойти, а в игре их решение является целью игрового взаимодействия.

6. Игру, в отличие от жизни можно  начинать снова и снова, играть  лучше - это своеобразная обратимость  будущего.

             Игра - начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3. Возможности сюжетно-ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни

        Исследователь Климко И. А. утверждает, что сюжетно-ролевая игра способствует привитию детям социального опыта, а в дальнейшем может стать базисом для  дальнейшей успешной интеграции ребенка-сироты в социум. Благодаря    сюжетно-ролевой игре у детей-сирот развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых [www.childpsy.ru/index.php/item/3210].

            В рамках исследования данного курсового проекта следует выделить те характерные особенности сюжетно-ролевой игры, которые свойственны при ее использовании для детей младшего школьного возраста:

1. Свобода.  Игра - это вид деятельности, который  никогда не может строиться  на принуждении, обязательности. Ребенок поступает согласно своей воле, целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

2. Творчество. Игра требует не повторение  уже известного, а выбора из  множества вариантов наиболее  удачного, оптимального. Это характеризует творческую деятельность, которая сопровождается познавательным интересом и является стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению, дает возможность ребенку показать свою самоценность и индивидуальность. Игра - условие проявления ребенком креативности, свободы, безопасности.

3. Деятельность. Игра для младших школьников  является специфическим видов  деятельности. Цель ее не в  результате, а в самом процессе. Этот вид деятельности регулируется  двумя целями: цель в объекте,  связанная с преобразованием окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности. Любые виды игры моделируют проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для ознакомления и обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, правил и норм поведения в обществе [www.childpsy.ru/index.php/item/3210].

4. Общение.  Оно составляет основу игрового  взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра  передается через общение, организуется  им, функционирует в нем. В такой  деятельности у учащихся накапливается опыт общения, которое основывается на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого. Все это помогает детям установить правильные взаимоотношения, справедливо решать вопросы. Общение помогает младшему школьнику ставить интересы другого человека выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями. Деятельность педагога должна быть здесь направлена на то, чтобы привить детям, проживающим в условиях школы-интерната, навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений: учить детей здороваться и прощаться с взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате)

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков семейного взаимодействия у детей сирот