Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель исследования: - изучить возможности сюжетно – ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни.
Объект исследования: - процесс подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Предмет исследования: - сюжетно – ролевая игра как средство подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Гипотеза исследования: - если в работе с детьми из детских домов использовать сюжетно – ролевую игру, то процесс их подготовки к семейной жизни будет проходить более успешно.
В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие" - мы и они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения.
У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происходит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.
Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.
Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.
Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности [15, 137].
Исследования И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития [9, 230].
Сироты являются социально незащищенной
категорией населения, которой свойственна
депривация, следствием которой является
дезадаптация в социальной среде, что
проявляется в бедности эмоциональных
контактов ребенка, затруднении в коммуникации
с взрослыми и сверстниками, сложности
в становлении психосексуальной идентификации.
Для большинства таких детей характерно
девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная
агрессивность по отношению к окружающим,
а также другие асоциальные поступки).
В будущем у них возникают сложности в
создании своей собственной семьи.
2.2. Понятие о сюжетно-ролевой игре
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [29, 5].
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [20, 733].
В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций [3, 37].
В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры - обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра - это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней - наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: диалогические, режиссерские, театрализованные. Все они имеют свою специфику [28, 83].
Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ход игры необходимо направить так, чтобы дети могли создавать модели этих отношений. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.
Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет - сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры - это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.
Сюжетно-ролевая игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации. Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.
1. Условность
игры позволяет игрокам быть
причастными к грандиозным
2. Игра
это проба потенциальных
3. В
игре исчезает конкретная
4. В
игре нет внешних
5. Игра
- мир с управляемой реальностью.
6. Игру,
в отличие от жизни можно
начинать снова и снова,
Игра - начало самостоятельной творческой
жизни человека, средство самовыражения,
проба сил. В игре развиваются терпимость,
толерантность, взаимопонимание, независимость,
активность, решительность, инициативность,
воля, выносливость, точность, координация
и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих
законах, принятых обществом нормах и
ценностях.
1.3. Возможности сюжетно-ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни
Исследователь Климко И. А. утверждает,
что сюжетно-ролевая игра способствует
привитию детям социального опыта, а в
дальнейшем может стать базисом для
дальнейшей успешной интеграции ребенка-сироты
в социум. Благодаря сюжетно-ролевой игре
у детей-сирот развиваются представления
о социальном устройстве и взаимоотношениях
взрослых [www.childpsy.ru/index.php/
В рамках исследования данного курсового проекта следует выделить те характерные особенности сюжетно-ролевой игры, которые свойственны при ее использовании для детей младшего школьного возраста:
1. Свобода. Игра - это вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении, обязательности. Ребенок поступает согласно своей воле, целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.
2. Творчество. Игра требует не повторение уже известного, а выбора из множества вариантов наиболее удачного, оптимального. Это характеризует творческую деятельность, которая сопровождается познавательным интересом и является стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению, дает возможность ребенку показать свою самоценность и индивидуальность. Игра - условие проявления ребенком креативности, свободы, безопасности.
3. Деятельность.
Игра для младших школьников
является специфическим видов
деятельности. Цель ее не в
результате, а в самом процессе.
Этот вид деятельности
4. Общение.
Оно составляет основу