Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков семейного взаимодействия у детей сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: - изучить возможности сюжетно – ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни.
Объект исследования: - процесс подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Предмет исследования: - сюжетно – ролевая игра как средство подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Гипотеза исследования: - если в работе с детьми из детских домов использовать сюжетно – ролевую игру, то процесс их подготовки к семейной жизни будет проходить более успешно.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

                                              Введение

      Сложившаяся социально – экономическая и  политическая ситуация в России приводит к росту числа детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Особенно много таких  детей и подростков находится  в детских домах и образовательных учреждениях интернатного типа. За последние десять лет количество детей – сирот увеличилось в 1,7 раза (по данным Главного контрольного управления главы государства). В настоящее время в России наблюдается отказ от интернатной системы воспитания детей – сирот и реализация семейных форм воспитания. Вместе с тем сегодня детские дома и учреждения интернатного типа остаются основной формой воспитания детей – сирот. Исследователь Дикун И. Н. отмечает, что из общего количества выпускников интернатных учреждений 40% попадает в криминальные структуры, почти 40% страдают наркоманией и алкогольной зависимостью, около 10% заканчивают жизнь самоубийством, и лишь 10% как-то выживают.

      Роль  семьи в развитии человека несравнима по своему значению, ни с какими социальными институтами. В трудах отечественных и зарубежных исследователей (Т.А. Алексеенко, Х. Вулли, И.Ф. Дементьева, И. Джоунс, И.К. Дубровина, М.Ю. Кондратьев, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, М.Н. Толстых) указано, что ситуация сиротства накладывает существенный отпечаток на жизнь ребенка. По мнению ученых, дети – сироты изначально находятся в социально – деривационной ситуации развития. Исследователи указывают, что формирующаяся в условиях детского дома мнимая идентичность и социальная дезадаптированность детей сирот способствует развитию у них особой интернатской ментальности, характерными признаками которой являются: негативный опыт общения с взрослыми и сверстниками; дефицит позитивных моделей поведения; скупые представления о своих скрытых возможностях и способностях; высокий уровень агрессии; отсутствие опыта семейной жизни и семейных ценностей.   Потеря или отсутствие семьи в детстве отражается в дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности. Без этих новообразований ребенку тяжело будет стать субъектом межличностных отношений, сформироваться в зрелую личность, создать собственную семью.

      Исходя  из реальной ситуации, сложившейся  с воспитанием в учреждениях  интернатного типа можно выделить одну существенную проблему – это не подготовленность выпускников детских домов к семейной жизни, из-за отсутствия опыта выполнения конкретных жизненных ролей. В процессе же сюжетно – ролевой игры дети будут выполнять конкретные роли, что позволит им накопить социально – полезный опыт общения. Психолог Рубинштейн С.Я. отмечал, что по средствам игры человек преобразует действительность и изменяет мир.

      Исследуя  проблемы семейного воспитания, которые  сегодня имеют место в работе с детьми в детских домах и интернатах, мы пришли к выводу, что тема «Сюжетно – ролевая игра как средство подготовки детей из детского дома к семейной жизни» является актуальной.   

      Цель  исследования: -  изучить возможности сюжетно – ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни.

      Объект  исследования: - процесс подготовки детей из детского дома к семейной жизни.

      Предмет исследования: - сюжетно – ролевая игра как средство подготовки детей из детского дома к семейной жизни. 

      Гипотеза  исследования: - если в работе с детьми из детских домов использовать сюжетно – ролевую игру, то процесс их подготовки к семейной жизни будет проходить более успешно.   

      Задачи  исследования: 

      1. Изучить и систематизировать  знания по педагогике, психологии, социальной педагогике, методике и технологии работы социального педагога по проблеме исследования.

           2. Дать психолого-педагогическую  характеристику детей из детского  дома с дефицитом семейного  общения.

      3. Раскрыть сущность понятия сюжетно  – ролевая игра.

      4. Выявить возможности сюжетно – ролевой игры как средства подготовки детей из детского дома к семейной жизни.

      5. Подобрать комплекс сюжетно –  ролевых игр, способствующих подготовке детей из детского дома к семейной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  Теоретические аспекты использования сюжетно – ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни

    1. Психолого – педагогическая характеристика детей из детского дома с дефицитом семейного общения

      Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

      Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые  остались без попечения единственного  или обоих родителей в связи  с отсутствием родителей или  лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

            Сироты - это особая социальная группа, которой присущи явления родительской, социальной, психической депривации [27, 13]. А.М. Прихожан определяет депривацию как неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения - отделения, имеющего пагубные последствия. Родительская депривация рассматривается, как явление лишения ребенка возможности непосредственно находится в контакте с родителями, вступать с ними в отношения и в связи. Для современных детей, лишенных родительской опеки характерно явление социальной депривации, т.е. лишение, ограничение, недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, развития, которые, прежде всего, охватывают сферу первичной социализации - родительскую семью. Следствием родительской и социальной депривации является психическая депривация: психическое и физическое развитие детей в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы [18, 85-89].

         Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, которая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, дефектологической, медицинской).

         В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чём сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется: безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; прямой зависимостью от взрослых;  компенсирующим значением недостатка общения с взрослыми; трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

            А.М. Прихожан   на основании исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, Е.А. Волошиненко. выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.

1. Фактор  социальной изоляции, который проявляется  в ограниченном взаимодействии  с социальной средой, определенной  закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.

2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть два случая:

а) дети, поступившие в интернатное учреждение из родительских семей. Эти дети имеют отрицательный опыт семейной социализации. Они идентифицируют различные формы девиантного поведения родителей (пьянство, насилие, невыполнение родительских обязанностей). Усвоенный отрицательный семейный опыт воспроизводится как уже собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество);

б) дети, от которых родители отказались еще в роддоме и никогда не проживали в родительской семье. Эти дети никогда не выполняли роли сына или дочери.

3. Фактор  организации жизнедеятельности  детей в интернатных учреждениях:

а) количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным;

б) группы одновозрастные, количество детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку;

в) жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения;

 г)  неадекватная организация жизненного пространства в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе сверстников;

д)  коллективная жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу;

е) смена воспитателей, перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка с взрослым.

            Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: неполноценностью контактов с взрослыми и сверстниками; отсутствием общения с родителями;  неготовностью к общению в социуме.

           Деятельность имеет такие отличительные особенности как: отсутствие самостоятельности; неумение регулировать собственную деятельность; трудность в адаптации к новым жизненным условиям.

            В  развитии самосознания можно выделить следующие характерные черты: нарушение механизмов становления собственной идентичности; неумение адекватно оценивать себя; отсутствие ориентированности на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

           Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

        По данным многих исследований, социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях [19, 283-288]. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

         Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков семейного взаимодействия у детей сирот