Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель исследования: - изучить возможности сюжетно – ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни.
Объект исследования: - процесс подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Предмет исследования: - сюжетно – ролевая игра как средство подготовки детей из детского дома к семейной жизни.
Гипотеза исследования: - если в работе с детьми из детских домов использовать сюжетно – ролевую игру, то процесс их подготовки к семейной жизни будет проходить более успешно.
5. Отношения.
Этому качеству присущи
6. Эмоциональность. Любая игра младших школьников проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни.
7. Кооперативность,
которая представляет собой
8. Комплексность.
Педагогически организованная
Основной проблемой в
Однако, применяя в своей практике
сюжетно – ролевую игру
Одной из самых
Если же еще после
Подводя итог вышесказанному, следует
отметить, что сюжетно-ролевая игра - это
особый вид деятельности, воспитательный
потенциал которой очень велик. Игра не
только воспитывает, но помогает ребенку
расслабиться, активизирует его личностный
потенциал (во время игры ребенок выступает
инициатором, проявляет креативные способности).
Лучшее усвоение любого знания о мире
происходит у ребенка в процессе игры.
Исходя из этого, можно сделать вывод,
что если в детских домах использовать
специально разработанные комплекс сюжетно
– ролевых игр, процесс подготовки детей
– сирот к семейной жизни будет проходить
эффективнее. Поэтому игру необходимо
использовать как одно из средств воспитания.
В первом параграфе мы привели следующее определение, по мнению исследователя Юлдыбаева Б. Р. Культура семейных отношений это - это качественный уровень взаимоотношений между её членами, включающий хозяйственно-экономические, правовые, психологические, воспитательные, медико-гигиенические и другие компоненты при определяющей роли нравственной составляющей.
Рассмотрев во втором параграфе психолого-педагогическую характеристику детей сирот с дефицитом семейного общения, можно сделать вывод, что у данной категории детей отсутствует или является искаженным понятие о семье. В дальнейшем, по данным Главного контрольного управления главы государства, менее 10% способны создать свою собственную семью.
Исследователь Климко И. А. утверждает, что сюжетно-ролевая игра является самой свободной, естественной формой проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимодействия людей, реализуются творческие возможности. В процессе игры моделируются проблемные жизненные ситуации; создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывается простор для фантазии. В игровой деятельности у младших школьников складываются и развиваются такие качества как симпатия, товарищество, дружба, сердечность, откровенность. Вне игры эти качества становятся основой для развития других.
Мы считаем, что сюжетно
– ролевая игра может стать универсальным
средством по формированию культуры семейных
отношений у детей из детского дома, но
данная версия нуждается в апробации.
Глава II. Практическая работа по использованию сюжетно-ролевой игры в подготовке детей из детского дома к семейной жизни
2.1. Комплекс сюжетно – ролевых игр, способствующих подготовке детей из детского дома к семейной жизни
Сюжетно-ролевая игра в воспитательной работе с детьми-сиротами носит характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и используется в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая терапия используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения у детей. Все это, так или иначе, связано с подготовкой к семейной жизни детей из детского дома. В данном комплексе игр предусматривается развитие необходимых для будущей семейной жизни качеств.
1. Игра «Путаница»
Цель: поддержание группового единства.
Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.
2. Игра «Скала»
Цель: выработка чувства ответственности и взаимовыручки.
Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади - «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.
3. Игра «Вопрос соседу»
Цель: развитие внимания и сосредоточенности.
Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
4. Игра «Ласковые шаги»
Цель: выработка умения делать комплименты
Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10- 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
5. Игра «Проведи слепого»
Цель: выработка чувства заботы о близком человеке
Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Действия команды должны быть точными и четко продуманными.
6. Игра «День рождения»
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
7. Игра «Архитектор-строитель»
Цель: развитие умения слушать и слышать другого человека.
Идея в том, что в паре один является исполнителем, а другой – руководителем, задание для них общее, но знает его только руководитель. Например, надо из кубиков построить определенную башню за короткое время. «Архитектору» дается рисунок, где изображена эта башня, а строителю – кубики. Архитектор указывает, куда и какие кубики ставить, а строитель мастерит. Время для выполнения задания дается в зависимости от возраста детей и их интеллектуальных возможностей. Детям нужно меняться ролями.
8. Игра «Футболка с надписью».
Цель: повысить самооценку воспитанников.
Ведущий объясняет, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка» и т.п. Участникам предлагается 5-7 минут подумать и записать свой девиз для воображаемой футболки. Важно, чтобы надпись говорила что-то о воспитаннике сейчас – о его любимых занятиях, об отношении к другим, о его желаниях. Каждый зачитывает свою надпись, ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку.
9. Игра «Моя семья».
Цель: получить опыт общения, исполняя конкретные роли.
Самая
долгосрочная из представленных в данном
комплексе игра. Всем участникам необходимо
выбрать себе роль (мама, папа, дочь,
сын, бабушка, дедушка). Далее ведущий
предлагает конкретные ситуации, с
которыми сталкивается данная «семья»
(поход в магазин, пожар, и.т.д.) Участники
проигрывают данные ситуации в соответствии
со своими ролями.
Я разработала алгоритм занятия
1. Традиционное приветсвие
2.Организационный момент
Сообщение сюжета, определение ролей, выбор атрибутики, предметов заместителей и организация прозрачности пространства.
3.Обыгрывание ситуации
4,Обратная связь носителей ролей, мотивировка их поступков
5.Обсуждение возможных вариантов и их проигрывание
7. Традиционное прощание
Особо следует
отметить то, что если проигранный
сюжет достаточно сильно эмоционально
задевал детей, я проводила релаксацию
и лишь потом обсуждение. При обсуждении
проигранной ситуации. Если отсутствовал
когнитивный диссонанс, я его вносила
искусственно (драка - это не хорошо, а
если защищаешь слабого?). При принятии
ролей добивалась адекватной пантомимики.
За каждый найденный ребенком адекватный
способ самовыражения своих эмоциональных
состояний ребенок получал сердечко, которое
крепилось на общем табло в группе. Этот
прием позволял подстегивать активность
детей и являлся наглядным диагностическим
материалом для построения индивидуальной
работы с каждым ребенком. Я старалась,
чтобы во время занятий работали все органы
чувств. В редких случаях, когда детям
самим не удавалось найти оптимальный
способ действия, я показывала его и просила
выполнить по подражанию. Одно из первых
занятий я посвятила самооценке. В последствии
на каждом занятии я предлагала желающим
детям оценить.
В данной работе был рассмотрен вопрос о применении сюжетно-ролевой игры как средства подготовки детей из детского дома к семейной жизни. Были рассмотрены особенности данной категории детей, понятия о сюжетно-ролевой игре о ее потенциале в рамках освещаемого вопроса.