Система лабораторно-практических работ при изучении информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить эффективность применения системы лабораторно-практических работ при изучении информатики.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности учащихся, интерес к получаемым знаниям, к возможности их применения в труде, в творческой работе с помощью системы лабораторно-практических работ возможно при соблюдении следующих психолого-пегагогических принципов:
четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития при проведении лабораторно-практических занятиях;
соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 6
1 Теоретические аспекты использования лабораторно-практических работ при обучении информатике………………………………….…
9
1.1 Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………… 9
1.2 Классификация лабораторно-практических работ…….…………..... 12
1.3 Методика проведения лабораторных работ………………………..... 16
2 Практическая реализация применения системы лабораторно-практических работ на уроках информатики……………………......
20
2.1 Лабораторно-практическая работа №1 «Табличный редактор MS Excel»…………………………………………………………………....
20
2.2 Лабораторно-практическая работа №2 «Построение диаграмм в MS Excel»…………………………………………………….……...….
26
2.3 Лабораторно-практическая работа №1 «Связь таблиц в MS Excel»…………………………………………………….…………….
35
Заключение…………………………………………………………….. 40
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

МПО_Матушкин.docx

— 117.95 Кб (Скачать)

       Задание №1: На листе 1 создайте и оформите таблицу по образцу (см. таблицу, диапазон А1:L1)

       Указания:

       1) для чисел содержащих даты проведения занятий задайте формат дата:

  • выделите диапазон с2:к2, выполните команду формат/ячейки, вкладка число, в списке числовые форматы выберите дата, установите любой тип.

       2) оценки за 1-ю четверть вычислите по формуле, как среднее арифметическое текущих оценок:

  • вставьте в ячейку l3 формулу с использованием встроенной функции срзнач (выполните команду вставка/функция, категория статистические, выберите срзнач и укажите диапазон ячеек с текущими оценками Арбузова Артема);
  • скопируйте формулу в остальные ячейки;
  • выполните округление полученных значений (выделите диапазон ячеек с оценками за 1-ю четверть, выполните команду формат/ячейки, вкладка число, формат числовой, число десятичных знаков 0).

       3) данные в таблице отцентрируйте, оформите таблицу, задав ей границы и заливку, сохраните таблицу.

Литература
Фамилия 2.09 9.09 16.09 23.09 30.09 7.10 14.10 21.10 28.10 1 четверть
Арбузов Артем   3 4     о   4   4
Иванов  Игорь 5   3   5     5   5
Орлова  Оля   4       4 4     4
Попов Олег   5   5 5     4 4 5
Русланова Галя     4     4       4
 

Задание №2: Создайте аналогичные листы для алгебры и биологии.

       Указания:

       1) скопируйте лист 1:

  • выполните команду правка – переместить/скопировать лист, в группе перед листом выберите лист2, активируйте флажок создать копию, нажмите ок. после выполнения команды появится лист 1(2);

       2) выполните аналогичные действия, чтобы появился лист 1(3).

       Задание №3: переименуйте листы: лист1 в литература, лист 1(2) в алгебра, лист 1(3) в биология:

       Указания:

  1. сделать текущим лист 1 (щелкнуть по ярлыку лист 1);
  2. выполнить команду формат /лист/переименовать (ярлык листа выделится цветом, ввести слово литература, нажать еntеr);
  3. аналогично переименуйте другие листы.

       Задание №4: На листах Алгебра и Биология измените заголовки, даты и текущие оценки.

Связь рабочих листов

       MS Excel позволяет использовать в таблице данные с других листов и из других книг. Связь между листами достигается за счет введения формулы, которая связывает ячейку на одном листе с ячейкой в другом листе.

       Задание №5: На листе 2 создайте ведомость итоговых оценок за первую четверть:

       Указания:

       1) переименуйте лист 2 в 1 четверть;

       2) заполните таблицу ссылками на  соответствующие ячейки других  листов. в ячейку а2 занесите  формулу = литература!а2, для этого:

  • в ячейке а2 поставьте знак =;
  • перейдите на лист литература, щелкнув по ярлыку;
  • щелкните в ячейке а2 и нажмите еntеr, (обратите внимание, что формула автоматически появляется в строке формул, литература! – ссылка на другой лист, символ ! обязателен. а2 – относительный адрес ячейки на листе литература);
  • скопируйте формулу на последующие пять ячеек столбца а;
  • скопируйте формулу из ячейки а2 в ячейку в2 (в строке формул появится формула =литература! в 2);
  • скопируйте формулу из ячейки в2 в последующие ячейки столбца в.
  1. в ячейки с2:е2 впишите названия предметов;
  1. в ячейку сз внесите формулу =литература!l3 (аналогично предыдущему заданию) и скопируйте формулу на последующие четыре ячейки столбца, в результате столбец заполнится оценками за первую четверть по литературе.

       Таким образом, установлена  связь между листом 1четверть и листом Литература.

  1. аналогично заполните остальные столбцы таблицы.
Ведомость итоговых оценок за 1-ю четверть.
Фамилия Литература Алгебра Биология
Арбузов Артем 4 3 4
Иванов  Игорь 5 4 5
Орлова  Оля 4 4 4
Попов Олег 5 5 5
Русланова Галя 4 4 3
 

       Задание №6: Удалите листы, которые не будут использоваться в рабочей книге.

       Указания:

  • сделайте текущим лист 3, щелкнув по его ярлыку;
  • выполните команду правка/удалить лист, прочитайте появившееся предупреждение;
  • удалите все ненужные листы.

Работа  с несколькими  окнами.

       Для удобства работы с книгой, состоящей  из нескольких листов можно открыть  несколько окон и одновременно отслеживать  на экране разные области документа.

       Задание№7: Проверьте работоспособность связанных листов в книге.

       Указания:

  1. откройте для просмотра еще одно окно: выполните команду окно/новое;
  2. выполните команду окно/расположить, активируйте переключатель сверху вниз;
  3. в  верхнем окне установите текущим лист литература, а в нижнем – 1 четверть, активным всегда является только одно из окон, для активизации другого окна нужно щелкнуть по нему мышью;
  4. на листе литература Руслановой Галине исправьте или добавьте текущие оценки, чтобы четвертная оценка изменилась, (обратите внимание! изменилась итоговая оценка Руслановой Галины за 1-ю четверть как на листе литература, так и на листе 1 четверть);
  5. аналогично исправьте оценки Арбузову;
  6. раскройте еще два окна и разместите в них листы алгебра и биология, расположите их рядом.

       Задание №8: Закройте все окна, кроме одного. Разверните это окно на весь экран. Сделайте в нем текущий лист Литература.

       Задание №9: Подготовьте таблицу к печати, установив наиболее удобный вариант вывода таблицы на печать. Сохраните документ.

       Выводы  по II главе:

  • ЛП работы являются эффективным средством развития мыслительных способностей учащихся;
  • ЛПЗ позволяют преподаватель объективно оценить уровень усвоения учащимися теоретической основы дисциплины информатики.

       В ходе составления планов-конспектов занятий были использованы следующие методы:

  • изучение и обобщение педагогического опыта работ известных педагогов и психологов;
  • анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы;
  • на основе выявленной специфики системы лабораторно-практических работ составлены планы-конспекты по информатике с учетом сделанных в ходе изучения проблем;

 

       Заключение

       В данной работе рассмотрены основные теоретические основы понятия ЛПЗ, классификация, детально рассмотрена методика проведения такого рода занятия в процессе обучения информатики.

       Анализ  психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволил выделить утверждения из рассмотренных определений понятия лабораторно-практическое занятие – это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

       В курсовой работе были рассмотрены педагогические подходы организации лабораторно-практического занятия, основные принципы и вопросы методики, которыми должен руководствоваться педагог при его организации. На их основе был разработан комплекс лабораторных работ по разделу информатики «Табличный редактор Excel».

       Таким образом, лабораторно-практическое занятие являются эффективным средством развития не только мыслительных способностей учащихся, но и развитие познавательной активности учащихся, интерес к получаемым знаниям, к возможности их применения в труде, в творческой работе при:

  • четкой подготовки целей обучения, воспитания и развития при проведении лабораторно-практических занятиях;
  • соответствии содержания обучения уровню современной науки и техники, умении ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;
  • научно-обоснованном отборе содержания учебного материала лабораторно-практического занятия, установлении связи с ранее изученным материалом, определении материала оснащения, возможности создания проблемных ситуаций, и наиболее эффективном сочетании приемов и методов обучения.

       В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, ЛПЗ на уроках информатики используется в качестве метода проведения урока или его части (введения, объяснения, закрепления с помощью минизаданий, контроля). Наиболее целесообразно его применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.

       На  основе вышесказанного можно говорить о достижении цели курсовой работы, поставленных задач.

       Изложенные выше выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее освещение проблемы использования системы лабораторно-практических работ на урока информатики, это довольно широкая тема, поэтому данная проблема может быть развита в следующих направлениях: анализ использования лабораторно-практических заданий как фактора интенсификации учебного процесса, ознакомление с опытом использования системы лабораторно-практических работ на уроках информатики.

 

Список  использованных источников

  1. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования, – М.: Мастерство, 2001. с – 272 ISBN 5-8297-0007-7
  1. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования – Н.А. Морева, – М.: Academa, 2001. с – 105 ISBN 25-25-0452-520
  2. Ломакина, Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования. Журнал «Педагогика» № 1, 2002. с – 75
  3. Методические указания к изучению методики преподавания технических дисциплин в сельхозтехникумах и профтехучилищах – Челябинск, 2000. с –24. Составители: Суркин В.И., Бессараб Б.Ф.
  4. Коржуев, А. В., Попков, В.А., Рязанова, Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования. Журнал «Педагогика» № 1, 2002. с – 18

Информация о работе Система лабораторно-практических работ при изучении информатики