Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить эффективность применения системы лабораторно-практических работ при изучении информатики.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности учащихся, интерес к получаемым знаниям, к возможности их применения в труде, в творческой работе с помощью системы лабораторно-практических работ возможно при соблюдении следующих психолого-пегагогических принципов:
четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития при проведении лабораторно-практических занятиях;
соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;
Введение……………………………………………………………….. 6
1 Теоретические аспекты использования лабораторно-практических работ при обучении информатике………………………………….…
9
1.1 Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………… 9
1.2 Классификация лабораторно-практических работ…….…………..... 12
1.3 Методика проведения лабораторных работ………………………..... 16
2 Практическая реализация применения системы лабораторно-практических работ на уроках информатики……………………......
20
2.1 Лабораторно-практическая работа №1 «Табличный редактор MS Excel»…………………………………………………………………....
20
2.2 Лабораторно-практическая работа №2 «Построение диаграмм в MS Excel»…………………………………………………….……...….
26
2.3 Лабораторно-практическая работа №1 «Связь таблиц в MS Excel»…………………………………………………….…………….
35
Заключение…………………………………………………………….. 40
Список использованных источников…
А вот В. И. Суркин и В. Ф. Бессараб понимают лабораторно-практическое занятие, как «обязательный элемент практической подготовки по избранной профессии, который способствует связи теории и практики в обучении. Основной элемент лабораторно-практических занятий (ЛПЗ) – самостоятельное выполнение учащимися опытов, измерений и наблюдений по заданию и под контролем преподавателя».
Н. А. Морева считает, что «основное назначение практических занятий – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка студентов к будущей профессии. Содержанием практических занятий могут стать задачи аналитического характера, либо эти занятия можно проводить по принципу минизаданий, где предложенные студентам задания могут быть ориентированы:
Таким образом, лабораторно-практическая работа – это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1)
постановку темы занятий и
определение задач лабораторно-
2)
определение порядка
3)
непосредственное выполнение
4)
подведение итогов лабораторно-
Изложенное
показывает, что лабораторно-практические
работы как метод обучения во многом
носят исследовательский
Лабораторные работы можно классифицировать по разным признакам: по содержанию учебного материала, формам организации, виду руководств, времени и месту выполнения, дидактическим целям и задачам, виду деятельности учащихся и учителя и др. Рассмотрим некоторые из них подробно.
Между различными видами таких работ практически нет резкой границы.
Физический практикум является более высокой ступенью самостоятельного эксперимента учащихся, чем фронтальные лабораторные работы. Однако его выполнение базируется на первоначальных знаниях и умениях учащихся, полученных при выполнении фронтальных лабораторных работ.
Оба
вида руководств имеют достоинства
и недостатки, поэтому его выбор
определяется сложностью работы, дидактической
целью и подготовленностью
Письменные инструкции помогают учащимся работать самостоятельно в индивидуальном темпе, а преподавателю – полнее осуществлять контроль за ходом выполнения работы, своевременно выявлять трудности и ошибки учащихся и оказывать им необходимую помощь в работе [4].
Полная письменная инструкция обычно содержит:
Контрольные
вопросы обращают внимание учащихся
на существенные стороны изучаемого
явления и заставляют осмысливать
свои действия и полученные результаты.
В некоторых инструкциях
По мере развития у учащихся экспериментальных умений и навыков детализации инструкций уменьшается и им предоставляется большая самостоятельность при выполнении работ [1].
Кратковременные и одночасовые работы тесно связаны друг с другом. Многие кратковременные работы представляют собой элементы одночасовых лабораторных работ. С другой стороны, многие одночасовые работы можно рассматривать как сумму кратковременных работ, следующих друг за другом в определенной последовательности и объединенных общей дидактической задачей [5].
Кратковременные
работы служат, главным образом, для
формирования у учащихся начальных
представлений о физических явлениях,
понятиях и закономерностях, развития
у них экспериментальных
Кратковременные работы в отличие от одночасовых, имеют свои характерные особенности. Они охватывают все темы курса изучаемой дисциплины и более тесно связаны с изучаемым на уроках учебным материалом. Количество таких работ по каждой теме определяется степенью значимости того или иного понятия, закономерности или практического умения [6].
Кратковременные работы соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний и умений учащихся. Они способствуют также развитию мышления учащихся, так как побуждают их к выполнению умственных операций (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.) и создают условия для самоконтроля. Активизация мыслительной деятельности учащихся достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения работ [7].
Кратковременные лабораторные работы выполняют фронтально во всех классах при устном или письменном руководстве с использованием небольшого количества учебных приборов, что обеспечивает их быструю выдачу и уборку, а учащиеся при этом делают лишь краткие записи [8].
Первые выполняют в аудитории по расписанию или во внеурочное время – они обязательны для всех учащихся, а вторые – вне аудитории (например, дома) во внеурочное время всеми или отдельными звеньями учащихся без непосредственного контроля педагога [9].
Практически
все лабораторные работы по этой классификации
являются в какой-то степени комбинированными,
так как все они тесно
Названия этих групп работ даны в соответствии с названиями следующих методических приемов их выполнения:
1.3 Методика проведения лабораторных работ
На данный момент традиционная педагогика предлагает несколько способов организации занятий по отработке навыков и один из них – лабораторные занятия, на которых, как правило, ученики развивают свою учебную и познавательную деятельность в специально созданных для этого условиях [14].
Процесс приобретения навыков в рамках образовательного процесса осуществляется по следующей схеме, которая представлена на рисунке 1:
Информация о работе Система лабораторно-практических работ при изучении информатики