Система лабораторно-практических работ при изучении информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить эффективность применения системы лабораторно-практических работ при изучении информатики.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности учащихся, интерес к получаемым знаниям, к возможности их применения в труде, в творческой работе с помощью системы лабораторно-практических работ возможно при соблюдении следующих психолого-пегагогических принципов:
четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития при проведении лабораторно-практических занятиях;
соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 6
1 Теоретические аспекты использования лабораторно-практических работ при обучении информатике………………………………….…
9
1.1 Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………… 9
1.2 Классификация лабораторно-практических работ…….…………..... 12
1.3 Методика проведения лабораторных работ………………………..... 16
2 Практическая реализация применения системы лабораторно-практических работ на уроках информатики……………………......
20
2.1 Лабораторно-практическая работа №1 «Табличный редактор MS Excel»…………………………………………………………………....
20
2.2 Лабораторно-практическая работа №2 «Построение диаграмм в MS Excel»…………………………………………………….……...….
26
2.3 Лабораторно-практическая работа №1 «Связь таблиц в MS Excel»…………………………………………………….…………….
35
Заключение…………………………………………………………….. 40
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

МПО_Матушкин.docx

— 117.95 Кб (Скачать)
       
 
Практическое  занятие

Практическая  деятельность (учащихся) 

Оценка  практической деятельности (преподаватель)

       
       

           

                               
 

         
 
 

       Рисунок 1 – Схема процесса приобретения навыков 

       Несомненно, многолетняя практика такой схемы  преподавания прикладных дисциплин, осуществляемая в традициях высшей школы, оправдывает  себя. Также можно включить в эту  цепочку ещё два обязательных звена:

  • непосредственное ознакомление с основными навыками;
  • активная часть занятия, на которой происходит обсуждение преподавателем и учениками результатов практической деятельности.

       Таким образом, рисунок 1 преобразовывается в рисунок 2: 

          Практическое  занятие

          Ознакомление  с практическими навыками

          Практическая  деятельность (учащихся)

          Обсуждение  результатов практической деятельности

          (учитель  и ученик)

                 Оценка  практической деятельности

                 
 

       Рисунок 2 – Схема процесса приобретения навыков

        Важно, что  для первого этапа в настоящее  время существует большое количество компьютерных программ, которые с  несомненным успехом можно использовать на лабораторных занятиях [15].

       Последние исследования рынка образовательных  продуктов показали, что имеются  широкие возможности использования  готовых компьютерных обучающих  программ. Поскольку производство такого рода программ востребовано, вероятно, их число в дальнейшем будет расти, и появится возможность их использования  в учебном процессе [16].

       Относительно  коммуникационной части занятия  можно заменить, что естественное желание отнести ее к уже имеющейся форме занятий – активному семинару – не будет методически оправдано, поскольку осуществление разных видов деятельности на одном занятии активизирует работу учащихся и повышает его мотивацию [17]. Поэтому возникает необходимость широкого внедрения в учебный процесс нового вида занятий, включающих как компьютерную, так и коммуникационную форму работы учащихся [18].

       Но, расширяя круг форм обучения (видов  занятий), необходимо действовать так, чтобы в процессе приобретения навыков  учитывался не имеющийся уровень  развития учащихся, а более высокий, который он может достичь с помощью разнообразных форм деятельности, предлагаемых ему упражнений [19].

       Предполагается  внедрение нового вида занятий, целью  которых является отработка навыков  профессиональной деятельности будущего специалиста [20].

       Структура ЛПЗ информатике такова:

  • ознакомление с основными профессиональными навыками с помощью специальной обучающей компьютерной программы;
  • отработка основных профессиональных навыков при выполнении тестовых заданий, содержащихся в обучающей компьютерной программе;
  • обсуждение результатов работы с обучающей компьютерной программой, выявление и исправление типичных ошибок;
  • отработка полученных профессиональных навыков на практике;
  • оценка деятельности учащихся на данном занятии [6].

       Поскольку отработка профессиональных навыков  в данном случае происходит в компьютерных классах, то можно назвать их профессиональными занятиями.

       Предложенная  структура профессиональных занятий  будет реализована в полной мере, если каждое занятие будет снабжено некоторым набором учебных продуктов. То есть на занятии должны быть: методическое пособие, обучающая компьютерная программа, дополнительные средства обучения. Расширяя объём лабораторных работ в учебно-воспитательном процессе побуждает дидактику искать условия повышения их эффективности. Одним из таких условий является тесная связь лабораторно-практических работ с научными знаниями [7].

       Они должны быть подобраны и проведены  так, чтобы они способствовали углублению знаний, формированию навыков и умений.

       Достаточно  понаблюдать за ходом выполнения лабораторной работы учащихся, чтобы убедиться в том, что они далеко не всегда прибегают к помощи полученных знаний в ходе выполнения работы. Потребность в самостоятельном применении знаний возникает, если перед учащимися ставится комплексная задача, требующая составить обоснованный план предстоящей работы, мотивировать его отдельные разделы [21].

       Вывод по I главе:

       В первой главе данной курсовой работы были проанализированы теоретические  основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по информатике, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как основополагающей составной части практикума. Широко и полно раскрыты структура и этапы построения лабораторно-практических работ при изучении информатики.

 

II Практическая реализация применения системы лабораторно-практических работ на уроках информатики

2.1 Лабораторно-практическая работа №1 «Табличный редактор MS Excel»

Тема: «Создание  и редактирование таблиц в MS Excel».

Цель: изучение информационной технологии создание и редактирования таблиц в табличном процессоре MS Excel.

Ход работы:

Задание №1. Создайте в MS Excel таблицу содержащую информацию о планетах солнечных систем, руководствуясь указаниями.

Солнечная система.

Планета Период обращения (в земных годах) Расстояние (в  млн.км.) Диаметр (в тыс.км.) Спутники
Меркурий 0,241 58 4,9 0
Венера 0,615 108 12,1 0
Земля 1 150 12,8 1
Марс 1,881 288 6,8 2
Юпитер 11,86 778 142,6 16
Сатурн 29,46 1426 120,2 17

       Указания:

  1. в ячейке а1 напечатайте заголовок: солнечная система.
  2. расположите заголовок по центру относительно таблицы:
    • выделите диапазон ячеек а1:е1;
    • щелкните по кнопке объединить и поместить в центре на панели инструментов.
  3. в ячейку а2 внесите текст: планета;
  4. в диапазон а3:а8 введите название планет;
  5. в ячейку в2 внесите текст: период обращения (в земных годах);
  6. в ячейку с2 внесите текст: расстояние (в млн. км.);
  7. в ячейку d2 внесите текст: диаметр (в тыс. км.);
  8. в ячейку е2 внесите текст: спутники;
  9. выделите диапазон ячеек в2:d2, выполните команду формат/ячейки на вкладке выравнивание активизируйте флажок переносить по словам, нажмите ок;
  10. заполните диапазон в3:е3 числами;
  11. отформатируйте текст в таблице:
  • шрифт в заголовке – arial cyr, размер 14, синий цвет, полужирное начертание;
  • шрифт в таблице – times new roman cyr, размер 12, красный цвет, начертание полужирный курсив.
  1. текстовые данные выровняйте по центру;
  1. задайте рамку для таблицы:
  • выделите таблицу (без заголовка), выполните команду формат/ячейки, вкладка граница, установите цвет – синий, тип линии – двойной и щелкните по кнопке внешние, затем выберите тип линии – пунктир и щелкните по кнопке внутренние, нажмите ок.
  • выделите диапазон ячеек а2:е2, выполните команду формат/ячейки вкладка граница, щелкните оп кнопке с нижней границей в группе отдельные.
  1. задайте заливку для второй строки таблицы: выполните команду формат/ячейки, вкладка вид.

       Задание №2. Создайте копию своей таблицы на 2 листе и для её оформления используйте готовый стиль.

       Указание:

       1) выделите таблицу и выполните команду правка/копировать;

       2) перейдите на 2 лист, установите курсор  в ячейку а1 и выполните команду правка/вставить;

       3) измените высоту строк и ширину  столбцов, чтобы данные помещались в ячейку;

       4) выделите таблицу (без заголовка)  и выполните команду формат/автоформат. в группе список форматов выберите классический 3, нажмите ок;

       5) сохраните документ.

       Ввод  и редактирование данных с помощью  формы в MS Excel

Задание №3. В первую таблицу добавьте новые данные.

    Указания:

       1) перейдите на лист 1.

       2) вставьте новый столбец пред  столбцом спутники и заполните  его значениями (см. таблицу 1):

  • вставьте столбец спутники и выполните команду вставка/столбцы.

       3) добавьте информацию ещё о  трёх планетах, используя форму:

  • установите курсор в любую ячейку таблицы;
  • выполните команду данные/форма (появится диалоговое окно, состоящие из трёх частей: слева располагаются названия столбцов, в середине – данные, справа – управляющие кнопки);
  • щёлкните по кнопке добавить, заполните пустые поля новыми сведениями о планете уран (см. таблицу 1), перемещаться между полями можно с помощью клавишей tab или щёлкать мышью, затем нажмите добавить;
  • аналогично введите сведения о планетах Нептун и Плутон.
  • нажмите кнопку закрыть, в результате в таблице появятся новые данные.

       4) используя форму, измените данные  в таблице 1:

  • откройте форму (данные/форма);
  • щёлкая по клавишам далее и назад найдите запись о планете юпитер и исправьте количество спутников на 2, расстояние на 300, нажмите кнопку добавить;
  • аналогично измените период, диаметр и число спутников у меркурия;
  • закройте форму.

       5) сохраните документ. 

Таблица 1– Солнечная система

Планета Период обращения (в земных годах) Расстояние (в  млн.км.) Диаметр (в тыс.км.) Масса (*1024 кг) Спутники
Меркурий 0,511 58 11,9 0,32 14
Венера 0,615 108 12,1 4,86 0
Земля 1 150 12,8 6 1
Марс 1,881 288 6,8 0,61 2
Юпитер 11,86 300 142,6 1906,98 2
Сатурн 29,46 1426 120,2 570,9 17
Уран 84,01 28,69 49 87,24 14
Нептун 164,8 4496 50,2 103,38 2
Плутон 247,7 5900 2,8 0,1 1

Информация о работе Система лабораторно-практических работ при изучении информатики