Система лабораторно-практических работ при изучении информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить эффективность применения системы лабораторно-практических работ при изучении информатики.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности учащихся, интерес к получаемым знаниям, к возможности их применения в труде, в творческой работе с помощью системы лабораторно-практических работ возможно при соблюдении следующих психолого-пегагогических принципов:
четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития при проведении лабораторно-практических занятиях;
соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 6
1 Теоретические аспекты использования лабораторно-практических работ при обучении информатике………………………………….…
9
1.1 Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………… 9
1.2 Классификация лабораторно-практических работ…….…………..... 12
1.3 Методика проведения лабораторных работ………………………..... 16
2 Практическая реализация применения системы лабораторно-практических работ на уроках информатики……………………......
20
2.1 Лабораторно-практическая работа №1 «Табличный редактор MS Excel»…………………………………………………………………....
20
2.2 Лабораторно-практическая работа №2 «Построение диаграмм в MS Excel»…………………………………………………….……...….
26
2.3 Лабораторно-практическая работа №1 «Связь таблиц в MS Excel»…………………………………………………….…………….
35
Заключение…………………………………………………………….. 40
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

МПО_Матушкин.docx

— 117.95 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 «Бузулукский гуманитарно-технологический институт»

(филиал) государственного образовательного  учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» 

Факультет промышленности и транспорта 

Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Методика профессионального обучения» 

Система лабораторно-практических работ при  изучении информатики 
 

БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 050501.65.4010.09 ОО 
 
 
 
 
 

Руководитель  работы

____________________Семенова  С.И.

"_____"_________________2011 г.

Исполнитель

Студент гр.08 ПО(и)

___________________ Матушкин Д.С.

"_____"_________________2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 

Бузулук 2011 

            Кафедра педагогики и психологии

           Утверждаю

                   Зав. кафедрой Омельяненко  Л.А.

_____________________________

 «____»  _________________2011г. 
 

Задание на курсовую работу

Студенту  Матушкину Денису Сергеевичу

1 Тема  работы «Система лабораторно-практических работ при изучении информатики».

2 Срок  сдачи студентом законченной  работы «    » ноября 2011г.

3 Исходные  данные к работе: общие сведения  о лабораторно-практических работах как методе обучения информатике, их классификации и методике проведения таких занятий описаны в литературе авторов – П.П. Беленького, М.П. Лапчик, С.А. Смирнова, А.С. Есипова и др.

4 Перечень  подлежащих разработке в работе  вопросов:

  • изучить мнения авторов по формулировке и выводу основных целей «лабораторно-практическая работа;
  • раскрыть классификацию лабораторно-практических работ и охарактеризовать каждый ее вид;
  • определить основные этапы проведения лабораторно-практического занятия.
 

    Дата  выдачи задания «     » сентября 2011г.

                  Руководитель _________________ (подпись)

                Задание принял к  исполнению «___» __________ 2011г.

                ___________________ (подпись  студента)

 

Аннотация

       Теоретическая часть работы включает в себя основные сведения о лабораторно-практических занятиях как методе изучения информатики, о классификации данного вида занятия. Определения различных авторов терминов «лабораторная работа» и «практическая работа» раскрывает многогранность и сложность такого метода, что подчеркивает значимость и важность его применения на занятиях.

       Практическая  часть данной работы представляет собой разработки системы лабораторно-практических занятий по информатике на примере изучения программы Excel.

       Курсовая  работа включает 43 страницы. Состоит из двух глав и списка использованных источников.

 

The summary

       The theoretical part of work includes the basic data on laboratory employment as a method of studying of computer science, about classification of the given kind of employment. Definitions of various authors of terms «laboratory work» and «practical work» opens many-sided nature and complexity of such method that underlines the importance and importance of its application on employment.

       The practical part of the given work represents system engineering of laboratory employment on computer science on an example of studying of program Excel.

       The term paper includes 43 pages. Consists of two heads and the list of the used sources.

 

Содержание 

  Введение……………………………………………………………….. 6
1 Теоретические аспекты использования лабораторно-практических работ при обучении информатике………………………………….…  
9
1.1 Сущность понятия  «лабораторно-практическая работа»…………… 9
1.2 Классификация лабораторно-практических работ…….…………..... 12
1.3 Методика проведения лабораторных работ………………………..... 16
2 Практическая  реализация применения системы лабораторно-практических работ на уроках информатики……………………......  
20
2.1 Лабораторно-практическая работа №1 «Табличный редактор MS Excel»…………………………………………………………………....  
20
2.2 Лабораторно-практическая работа №2 «Построение диаграмм в  MS Excel»…………………………………………………….……...….  
26
2.3 Лабораторно-практическая работа №1 «Связь таблиц в MS Excel»…………………………………………………….…………….  
35
  Заключение…………………………………………………………….. 40
  Список использованных источников………………………………… 42

 

Введение

       Одним из результатов обучения является приобретение навыков, это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания, значит, в учебном процессе должны быть условия для такой многократности.

       Умения  и навыки студенты приобретают и  отрабатывают на практических занятиях.

       Важная  проблема формирования содержания обучения – установление целесообразного соотношения теоретической и практической подготовки по каждой учебной дисциплине. Соотношение временных объемов теоретических и практических занятий в средних специальных учебных заведениях почти одинаковое – 1:1. К практическому обучению, в данном случае, относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы, на учебную, технологическую и преддипломную практику, на курсовое и преддипломное проектирование. Несомненно, объем практических работ больше по дисциплинам, имеющим, так называемый, деятельный характер, направленным на обучение конкретной.

       В ВУЗах теоретические занятия явно преобладают над практическими, но не потому, что специалист с высшим образование менее нуждается в профессиональной практической подготовке, а в связи с тем, что силу более высокого уровня образованности, интеллектуального развития, он способен преобразовать теоретические знания в практические и самостоятельно реализовать их в практике. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность и новизна, требуют, прежде всего, развития проблемного мышления, способность осознать проблему и найти нестандартное решение. Пользуясь приобретенным широким кругом знаний, он должен уметь самостоятельно отыскивать приобретать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности.

       Соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой в  ВУЗах – показатель уровня образования. Общенаучная подготовка в высших учебных заведениях составляет не менее 40%, она не только является базой для общепрофессиональной подготовки, но и обеспечивает высокий уровень эрудиции специалистов, способствует овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества и человека.

       Таким образом, в получении любой профессии  практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно  лабораторно-практическое занятие, какие  средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих  специалистов.

       Цель  курсовой работы: определить эффективность применения системы лабораторно-практических работ при изучении информатики.

       Гипотеза  исследования: развитие познавательной активности учащихся, интерес к получаемым знаниям, к возможности их применения в труде, в творческой работе с помощью системы лабораторно-практических работ возможно при соблюдении следующих психолого-пегагогических принципов:

  • четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития при проведении лабораторно-практических занятиях;
  • соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;
  • научно-обоснованный отбор содержания учебного материала лабораторно-практического занятия, установление связи с ранее изученным материалом, определение материала оснащения, возможность создания проблемных ситуаций, и наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения.

       Необходимо  также выделить объект и предмет  курсовой работы.

       Объект  исследования – методика обучения информатике.

       Предмет исследование – методика реализации лабораторно-практического занятия в обучении учащихся информатике.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. выявить и сформулировать пути и способы реализации лабораторно-практической работы в обучении учащихся информатике;
  3. выявить особенности обучения с использованием системы лабораторно-практических занятий по информатики;
  4. на основе изученного теоретического материала составить планы-конспекты уроков-игр.

       Значимость данной работы состоит в определении понятия лабораторное занятие, практическое занятие, в частности на уроках информатики, рассмотрения психолого-педагогических аспектов игровой деятельности, рассмотрения подходов организации обучения информатике с помощью использования игровых методик.

 

  1. Теоретические аспекты использования системы лабораторно-практических работ при обучении информатике
    1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»

       В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое  применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую  роль лабораторно-практических работ  в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, – подчеркивал М.В. Ломоносов, – никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

       С точки зрения Л.Г. Семушиной и  Н.Г. Ярошенко: лабораторное занятие  – это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ [1].

       Основные  дидактические цели лабораторных работ:

  • экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, проверка формул;
  • ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований.

       В ходе работы студенты вырабатывают умения:

  • наблюдать;
  • сравнивать;
  • сопоставлять;
  • анализировать;
  • делать выводы и обобщения;
  • самостоятельно вести исследования;
  • пользоваться различными приемами измерений;
  • оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

       В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ [2].

       Практическое  занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами практических работ под руководством преподавателя.

       Дидактическая цель практических работ – формирование у студентов профессиональных навыков, умений пользоваться производственными приборами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять протоколы, решать разного рода задачи, определять характеристики веществ, объектов, явлений. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них аналитические, проектировочные, конструктивные умения, характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, намечать конкретные пути решения производственных задач.

Информация о работе Система лабораторно-практических работ при изучении информатики