Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка
1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.
Начиная с XIV века, на территории Беларуси проникает католическая церковь. При костелах образовывались католические школы. Одной из первых была Виленская (1387 г.). Обычно эти школы состояли из 3-ёх классов. Изучались латинский, польский, греческий языки, арифметика, музыка.
Франциск Скорина внес большой вклад в развитие культуры. В Праге начал книгопечатание. 22 книги Библии и др. Он рассматривает Библию, как учебный источник, как средство распространения знании.
С середины XVI века на территорию Беларуси стали проникать идеи реформации. Они выступают против всевластия католической церкви. Па Беларуси основной формой реформации являлся кальвинизм. Участником реформаторского движения в Беларуси и Литве был Сымон Будны (1530-1593 гг.). Был пастырем в Несвеже, Слуцке, Клецке. Написал десятки книг. В 1562 году издал на белорусском языке Катехизис - комментарии к Библии - основной воспитательный труд. Его преследовали как протестанта.
Василий Тяпинский (1540-1604 гг.) в своем имении организовал, типографию и издал Евангелие, снабдил издание Библии предисловием.
Реформационное движение сыграло большую роль в развитии грамотности на Беларуси. Возникло большое число протестантских школ, типографии, первые учебники на белорусском, польском и литовском языках.
В 1569 году в результате слияния ВКЛ и Полыни создана Речь Посполитая. К тому времени активизировалась деятельность католических орденов на Беларуси. Активную деятельность ведет орден иезуитов. В XVI веке в Вильно они открывают коллегии - училища, которые затем появляются в Полоцке. Несвеже, Минске. Постепенно коллегии становятся официально признанными школами, а остальные школы преследуются. Цель воспитания - воспитать в ученике верность католицизму и делу ордена. Коллегии давали высокий уровень образования. Уже в XVII в иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования и па Западе и у шляхты.
Кальвинистские школы получили развитие в конце XVI века. Известной школой была школа в Слуцке - слуцкое евангелистское училище. В 60-е годы в белорусском реформаторском движении произошел раскол. Активную борьбу с католицизмом вели братства. Их деятельность была широкой, вели просветительскую работу. В конце XVI века возникают братские школы. 1-ми были Львовская и Виленская братские школы. Братские школы были также в Могилеве и Бресте (1591 г). В этих школах могли учиться представители всех сословий, но большей частью это были выходцы из средних слоев населения. Обучение было платным. Греческий, латинский, польский языки, грамматика, астрономия, музыка, математика, история, география. Учащиеся делились на 5 групп. Обучение шло на церковно-славянском и белорусском языках. Известными учителями были Лаврентий и Стефан Зизаний. Милетий Смотрицкий и другие. Лаврентий Зизаний был автором известных книг: «Азбука и Лексис». «Грамматика словенская». Работал в Бресте, позже в Вильно. Изданная в 1619 году, «Грамматика словенская» Смотрицкого на протяжении полутора веков была учебником на Беларуси, Украине, Литве.
16 вопрос. Развитие школы и педагогической мысли в Беларуси в период нахождения ее в составе Речи Посполитой. В 1569 году произошло объединение ВКЛ и Польши, и была создана РП. К этому времени становится активной деятельность иезуитского ордена. Ещё в 1566 году иезуиты открыли в Вильнюсе своё училище. Иезуитские училища скоро возникли и в остальных городах Беларуси. Учебные заведения иезуитов назывались колледжи (коллегиумы). Иезуитская педагогическая система ставила перед собой задачу воспитать в учениках высокую религиозность, верность католицизму. Уже в 17в. иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования. Православная церковь открывала брацкие школы, которые начали возникать во второй половине 16 века. Первыми брацкими школами были Львовская и Виленская, которые возникли в 80-х 16 века. На белорусских землях такие школы возникли в Бресте, Минске. Первыми известными преподавателями братских школ были В. Тяпинский, Стефан и Лаврентий Зизаний, М. Смотрицкий и др. Лаврентий Зизаний написал такие произведения как «Азбука», «Грамматика словенская», «Лексикон». Смотрицкий написал учебник по грамматике. Наряду с иезуитскими братскими школами появляются униатские школы (объед. православн. И катол. церквей). Униатская церковь в целях просвещения использовала орден Базилиан, который в 17-нач.18 веков имел на территории Беларуси монастыри и школы при них. Такие школы действовали в Пинске, Бресте, Пружанах и др. городах. Базилианские церкви строили по образцу иезуитских. Отличие в том, что здесь больше внимания уделялось обучению на родном языке. Кроме иезуитов и базилиан с конца 17 века в Беларуси имели свои школы и другие католические ордена: доминиканцы, бернардинцы, плары и другие. В середине 17 века предпринимается попытка реформирования школьного образования Речи Пасполитой. Реформы предложил известный польский деятель Станислав Конарский. В учебный план школ ордена плар начали включать естественные математические науки, польский язык, литература. Общая реформа просвещения Речи Посполитой, в том числе и на белорусских землях была проведена в 70-х гг. 18 века. Была создана эдукационная комиссия(министерство образования), которая начала проводить реформы. В соответствии с уставом, разработанным комиссией, все школы приобретали светский характер, были изменены учебные планы, комиссия открывала новые школы. Все идеи комиссии не были поведены в жизни, так как РП была в нестабильной политической обстановке. Разделы: 1772,1793,1795.
17 вопрос. Эпоха Нового времени и изменения в организации образования в 17-18 в.в. Педагогическая мысль начала Нового времени(Ф.Бэкон,В.Ратке). В 17-18 в. педагогика и школа в западной Европе и северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма тормозили воспитание и образование. В это время появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследовании, отыскать законы педагогического процесса. Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку, к воспитанию и обучению зарождались в недрах феодализма. В преддверии нового времени в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским, 17 столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. Все более очевидной становилась роль светского образования.
Ярким примером проявления указанных тенденции может служить творчество ряда мыслителей. Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) целью научною познания считал освоение сил природы путем последовательных экспертов. Провозгласив власть человека над природой. Ф.Бэкон вместе с тем видел ею частью окружающею природною мира.
Немецкий педагог Вольфган Ратке (1571-1635 гг.) также отстаивал природосообразность обучения, которое трактовал, как движение от простого и известного к сложному и непознанному. В работе "Всеобщее наставление" Ратке приводил мысль о создании Демократических учебных заведении. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека, как условия счастливого существования. Ратке создал новую пауку — методологию образования. Он установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.
25вопрос. Педагогические воззрения Г. Спенсера. Спенсер Герберт (1820- 1903), английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.
Свои педагогические воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую школу 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США
18 вопрос. Родился в семье принадлежащей к общине "чешских братьев" в 1592 г. Получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины, и возглавлял братскую школу. В 1631 он составил учебную книгу "открытая дверь языков и всех наук". В 1632 году он создал выдающееся произведение «Великая Дидактика», которая положила начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила его имя во всем мире. Его книга «Мир чувственных вещей в картинках». В эти же годы он написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста "Материнская школа"'. Каменский написал 7 томов огромного труда "Общий совет об исправлении дел человеческих", в котором он наметил гуманную и демократическую программу всестороннего исправления всех и во всем. Главные идеи дидактики Каменского носят сенсуалистический характер: познание реальною мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Каменский требовал, чтобы все дети — богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельской местности - обучались в школе родного языка. Он выдвинул идею всеобщего начального обучения. Каменский возмущался тем, что "между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности". По мнению Каменского, имеются 3 задачи воспитания: 1.познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);2.управление собой (нравственное воспитание); 3.стремление к Богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Каменский считал, что человек как часть природы подчиняется её главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Каменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода (по 6 лет каждый): I. детство (от рождения до 6 лет). 2. отрочество (6-12 лет). 3. юность (12-18 лет). 4. возмужалость (18-24 года). Для 1-ого периода он предлагает материнскую школу. Для 2-ого — школу родного языка. Для 3-его — гимназию. Для 4-ого — академию. Для каждой ступени (кроме академии) он подробно разработал содержание обучения. Каменский в основе познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Каменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных толкований над ними. Он выдвинул требования к обучению: сознательность учения (нет смысла в бессмысленной зубрежке), систематичность обучения (организовывать учебный материал, чтобы он не казался ученикам хаосом), посильность обучения (следует давать только тот материал, который доступен но возрасту), прочность усвоения знаний. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся. Он установил понятие школьного года, с его делением на четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, разработал классно-урочную систему учебных занятий. Каменский придавал большое значение учителю. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, быть образцом добродетелей, которые он должен передавать ученикам. Педагогическая теория Каменского является большим вкладом в мировую культуру.
20 вопрос. Педагогическая теория Джона Локка (1632 -1704 гг.). - Англичанин, жил, когда в Англии победила буржуазная революция. Он приветствовал победу революции.
Некоторое время работал в университете. Позже был домашним врачом в семье лорда. Он написал ряд трудов. Наиболее полно свои взгляды изложил в книге «Мысли о воспитании». 1) своих трудах Локк отстаивал договорную теорию происхождения государства и право человека рождаться свободным. Он считал, что душа ребенка подобна чистой доске, и следствием является высокая оценка им в роли воспитания в развитии человека. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, джентльмена умеющею вести свои дела толково и предусмотрительно. Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умственное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается дома. Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалять тело ребёнка, добиться того чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Правильно поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости. Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами всегда будут являться пример, среда, окружение ребёнка. Воспитание привычек должно начинаться с самого возраста. Грубостью, насилием нельзя добиться положительных результатов. Необходимый результат дадут ласковые слова. Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка. Локк выступает противником телесных наказаний. Локк придавал большое значение религиозному воспитанию. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Воспитатель, занимаясь ребёнком должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Локк отрицательно относился к школам, он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от детей простолюдинов.
25 вопрос. Педагогические воззрения Г. Спенсера. Спенсер Герберт (1820- 1903), английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.
Свои педагогические воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую школу 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США
21 вопрос. Теория естественного общечеловеческого воспитания Жанн-Жако Руссо.
Философ, писатель, один из представителей эпохи просвещения. Сын часовщика из Женевы. Путем самоподготовки достиг в науке очень высоких рубежей и стал одним из образованных людей своего времени. Из Женевы в 1741 году попадает в Париж. Знакомится с французской философией. Начал заниматься литературной деятельностью. Он написал ряд работ, в которых выступали противоречивые неравенства. Но своему мировоззрению Руссо выражал взгляды мелких собственников. Он писал, что власть и богатство создали неравенство. Человек испорчен современным обществом. Существование людей должно поддерживаться личным трудом. А в действительном мире многие присваивают результат чужого труда. Мировую известность принес Руссо роман "Эмиль" или "О воспитании" (1762 г.)
Руссо показывает путь воспитания свободного человека нового общества. Он утверждал, что дети должны воспитываться естественно, вместе с природой, т.е. в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. Воспитание человек получает от 3-х источников: от природы, окружающих людей, вещей.
Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития этих способностей и органов.
Воспитание вещами это собственный опыт человека. Правильным бывает воспитание тогда, когда все факторы действуют согласовано. Руссо подчеркивал, что воспитание должно быть свободным, ибо первое из естественных прав человека, это свобода. Он выступал против тогдашней школы. Руссо считал, что воспитание должно быть естественным. А также роль воспитателя понимал своеобразно. Считал, что воспитатель наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает. В романе он делит своего воспитанника на 4 периода: 1- от рождения до 2 лет. В центре лежит физическое воспитание: 2 - от 2 лет до 12 лет. Это период сна-разума: 3 - с 12 до 15 лет — период широкого умственного воспитания: 4 - с 15 до 18 лет — период нравственного воспитания.