Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка
1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения). Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное бюро просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция). Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке.
В США возникла прагматическая педагогика (Джон Дьюи) накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Педагогическое обучение, по его мнению, должно сводиться к игровой и трудовой деятельности.
В Германии в начале века возникла идея трудовой школы и гражданского воспитания (Георг Кершинштейнер). Он считал, что дети трудящихся должны обучаться в школах, которые имеют трудовой характер.
29 вопрос. Развитие школ России в 19 веке. В первой половине 19 в. в развитии школы и педагогики наступает важный этап. Немалым препятствием на этом этапе являются сохранившиеся ещё к этому времени крепостные отношения, а так же традиции сословного обучения и воспитания. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса.
В первой половине 19 в. школа продвинулась вперед, скорее, в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. В годы царствования Александра I (1801-1825 п.) школьная политика прошла 2 различных этапа. Первый (до 1815 гг.) правительство намеривалось провести реформы в духе Просвещения. В 1820 г. было создано Министерство народною просвещения. В 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Обучение и приходских училищах было рассчитано на 1 год и уездных училищах на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, история, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года.
Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существующим университетам в Москве. Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.
Заметную роль в школьном
деле приобретала частная
Педагогические взгляды Герцена складывались под влиянием свободолюбивой отечественной мысли, Белинский определил гуманистический и демократический подход к образованию и воспитанию.
Значительное развитие школы педагогики пришлось на вторую половину 19 в. Правительство занялось перестройкой школьной системы. Ноябрь 65 г. приняты новые правила поступления в университеты. Устав 64 г. объявлял о создании гимназии с 7-ми летним курсом обучения. Конец 50-х возникают воскресные школы. В 64 г. принят устав о начальном образовании. Представители этого времени: Чернышевский. Добролюбов, Ушинский, Пирогов, Толстой и др.
30 вопрос. Педагогическая теория К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.) Родился в Туле, получил среднее образование и Новгород северской гимназии, затем поступил в Московский университет на юридический факультет. В 1854 г. ему удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Являлся автором статей "О пользе педагогической литературы". "О народности в общественном воспитании", "Три элемента школы" и др. Он провёл реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Им была составлена хрестоматия по русскому языку "Детский мир". Ушинский подошел к разработке теории педагогики, вооружённый глубокими знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, истории и других наук. Он требовал единства теории и практики. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал значение наблюдению. Он считал, воспитание зависит от исторического развития народа. Подчёркивает, что одной из характерных черт воспитания русскою народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. В основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, ознакомление детей с русской историей, географией России, с ее природой, общие интересы ставить выше личных.
Средствами нравственного воспитания, но Ушинскому, являются: обучение, личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися, меры предупреждения с учащимися, поощрения и взыскания. Деятельность и активность ребёнка считает одним из важнейших условий его воспитания и обучения. Подчеркивает большое значение воли. Считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. Воспитание должно развить привычку и любовь к труду.
Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Большое значение придавал принципу наглядности. Характерными чертами классно-урочной системы считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы. Преподавание, по Ушинскому, имеет три задачи: развить речь ребенка, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и усвоить грамматику языка. Учебники считал фундаментом хорошего преподавания. Высоко оценивал роль учителя. Считал, что личность воспитателя значит всё в деле воспитания. Своей деятельностью значительно повысил образовательный уровень начальной школы, расширил методику наглядного обучения, а также развития активности и деятельности детей.
Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы с жизнью. Он говорил, что истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой с другой. Ряду учебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени, учреждена медаль имени Ушинского.
31 вопрос. Школа и национально-просветительское движение в Беларуси в 19-начале 20 века. Присоединение белорусской территории к России и конце 18 в. положило начало новому периоду и развитии Просвещения и педагогической мысли. Официально Беларусь называлась северо-западным краем. В Беларуси постепенно складывалась система образования такая же, как и в русской. О России в 1803-1804 гг. начинается реформа в системе образования. Было создано Министерство образования и 6 учебных округов. Беларусь входила в состав виленского учебного округа. Он имел свою самостоятельность, т.к. большое место здесь занимали католические и униацкие учебные заведения. Официально обучение велось на польском языке. Согласно этой реформе создавалась следующая система учебных заведений: приходские училища, уездные, гимназии, университеты.
В Беларуси длительное время существовала неоднородная сеть учебных заведений и реформа, начавшаяся в 1804 году, протянулась почти на четверть века. Созданию в округе единой системы образования мешало слабое финансирование, а также и то, что в области просвещения свои права отстаивали и иезуиты. Они включали 5 учебных заведений, где обучалось 20% от общего числа всех учащихся гимназий и училищ. Согласно реформе уездные училища и гимназии провозглашались общедоступными. Обучение длилось 6-7 лет. Там изучались польский, латинский, французский, немецкий языки, математика, естественные науки, научные предметы, история, география, логика, право. Основной язык - русский по желанию родителей. Главным считался виленский университет. Он имел факультеты: моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, литературный, свободных искусств. При университете были ботанический сад, консерватории, одна из самых богатых библиотек.В 1830 году было восстание под руководством Костюшки. После его подавления из школ Беларуси и Литы были уволены многие учителя. Власти начали вести работу по преобразованию католических и униацких школ в русские.
В 1834 г. для подготовки учителей в Витебске открылась учебная семинария. В конце 30-х гг. на территории округа было 6 гимназий. 17 уездных училищ, 160 начальных школ, в которых обучалось 12000 учеников и работало 553 учителя.В политике царизма на Беларуси утвердилась идеология западного русизма, которая исходила из признания белорусов западной ветвью русского племени и отрицала существование определённого белорусского этноса, языка и культуры.В связи с развитием сельского хозяйства возникла необходимость подготовки специалистов.Первым учебным заведением стала Горе-Горецкая земельная школа 1840 г. В 1848 г. создаётся институт. К 60-м гг. численность учебных заведений всех типов увеличилась до 576, а число учащихся до 17000. Несмотря на изменения большинство было не грамотным. Согласно документам реформы предусматривается функционирование 3-ёх основных типов общеобразовательных учебных заведений: народных училищ, прогимназий, гимназий. Проведение школьной реформы в Беларуси совпало с периодом реакции, наступившим после подавления восстания 1763-1764 годов К. Калиновского. Образовательная политика царской власти репрессивный характер, её главной целью стала русификация белорусского населения, искоренение польско-католического влияния, были закрыты все школы на польском языке. Все создаваемые школы были доступны для всех. Допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. Начальное звено реформируемой школы было представлено народными училищами, в среднем звене создавались гимназии классического и реального образования. Срок обучения был 7 лет, и хотя в средней школе отменялись сословные ограничения, она оставалась недоступной для широких слоёв населения. В 1875 году в гимназии дети дворян и чиновников составляли 5% из села 3%. Во второй половине 19 вв. получило развитие женское образование, для обучения девочек открывались народные женские училища и женские гимназии. К концу 19 вв. по уровню развития экономики Беларусь была одним из отсталых районов. В 1897 грамотными было лишь 27,7% населения. Начало 20 вв. характеризуется заметным расширением сети школ всех типов. Заметно возросло число учащихся. Получает развитие профессионально-техническое и педагогическое образование. В 1905 году насчитывается 11 профессиональных учебных заведений. Было открыто ряд учительских семинарий: Молодечинская, Полоцкая, Несвижская. Существенных шагов в улучшении подготовки учителей 3-ёх институтов: Витебского, Могилёвского, Минского.В конце 19-начала 20 вв. получает развитие общественно – педагогическое движение. Представители разных слоёв населения активно выступают за обучение на родном языке, за расширение доступа в среднюю школу. В этот период было творчество бел. Писателей демократического населения (Колас, Купала, Богданович), отстаивали право бел. народа за обучение на родном языке. Вклад в развитие педагогической мысли внесла поэтесса А. С. Пашкевич (Цётка). Она явилась инициатором открытия белорусских школ, автор первых белорусских учебников для детей. В 1796 году издала книгу для детей «Першае чытанне для дзетак беларусау». Активным пропагандистом был Колас, выступал за просвещение на белорусском языке. Им был создан учебник «Другое чытанне для дзетак беларусау».
Был Богданович (1862-1940)
он получил известность,
32 вопрос. Основные
направления зарубежной
Старая школа не готовила детей к применению полученных знаний на практике. Не способствовала развитию активности, самостоятельности. Поэтому в обществе идут поиски путей перестройки школ. Появляются многочисленные концепции, течения. Они получили название реформаторской педагогики или движения нового воспитания. Теории были разные. Каждая из таких теорий имела свои особенности. Но основная идея, которая объединяла педагогов реформаторов, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных и инициативных людей, умеющих творчески использовать полученные знания на практике.
Ряд педагогов (Руссо) доказывали, что систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам противоречит природе развития ребёнка. Поэтому педагогический процесс следует строить исходя из интересов детей в ходе обучения. Они заранее предлагали отказаться от придуманных программ. Эта идея легла в основу теории свободного воспитания (Элен Кей - шведка, немец Фриц Гансберг, Мария Монтессори). По их мнению, только домашнее воспитание дает процесс развития индивидуальности ребенка, а система школьного образования вредит. Одной из интересующих форм теории новою воспитания был Дальтон План, цель которого выровнять различные уровни. Каждый ученик получал план работы на год, разделенный на ежемесячные задания. Давались письменные рекомендации, т.е. ученик работал самостоятельно.
В начале 20 века возникло направление, получившее название экспериментальная педагогика (Эрнст Мейман и Вильгельм Лай). Цель - получить опытным путем объективных данных для педагогического процесса. Экспериментировали педагоги, используя методы наблюдения, тестирования, анкетирования. Содержание экспериментов педагогики представляло свод различных сведений из анатомии и физиологии и педагогики.