Шпаргалка по "История педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 34 экзаменационных вопроса по истории педагогики.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 70.81 Кб (Скачать)
4.Оформление  гуманистической  педагогики в эпоху  возрождения: 

Новая эпоха  выдвигала новые пед.идеалы,искала адекватные им мех-мы образования. Возрождение находится в рамках христианской идеологии,дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень.Внимание гуманистов к пед.проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить чел. В рассматриваемую эпоху произошел уникальный синтез античной традиции,и традиции средних вв.с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам чел-й души,все обладатели к-й, будучи «венцом творения», были равны перед Богом. Гуманистический идеал образованного чел.включал в себя представления о чел.культурном, умеющем хорошо говорить,убеждать собеседника.Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников. Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии.Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве чел.

Педагоги-гуманисты ставили зад.формирования общественно полезной личности. В рез-те пед.триада Возрождения складывалась из 3основных слагаемых: античности,средневековья и будущих идей Нового времени.

Соц.цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям чел.с др.людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития. В условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано помочь чел.осознать свое призвание,правильно оценить собственные силы,занять соответствующее место в обществе. Гуманисты Возрождения ставили задачу и искали пути воспитания личности активной,разумной,

образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха. Образование обеспечивало «шлифовку» природы чел, формировало его ум, чувства и волю. 

22.Соц-пед  процесс-динамика развития соотв.явления/сложившаяся последовательность действий(пед деят)соц пед,взаимодействие воспитателя и воспитуемого,

Обесп.достижение определённой соц-пед цели.По своей сущности СПП-целенапр.последовательность действий соц пед(субъекта)обесп.наиболее оптимальное достижение соц-пед цели в соц развитии(коррекции развития),воспитании(перевоспитании,исправлении),овладении умениями и навыками в Самообс ,проф.подготовке объекта 

10.Соц-пед.идеи и практики в России в 19в.

В истории пед.мысли и практики России важное место занимала забота о сиротах и обездоленных.

По мере укрепления гос-ва определились 2направления в развитии общ-го призрения: продолжение традиций великих князей,личное покровительство страждущим; совершенствование форм и рост масштабов гос.общ-го призрения при сохранении приоритета церкви в вопросах  благотворительной деят-ти.

Особую активность в благотворит.деят-ти по устройству детей-сирот проявила супруга Павла I Мария Федоровна.Она была назначена начальником Воспитательного общ.благородных девиц.Детей из воспитательных домов отдавали на воспитание в «государственные деревни» крестьянам «доброго поведения» до 11 лет для мальчиков и до 15 лет для девочек. При содействии Марии Федоровны были открыты пед.классы при воспитательных домах и пепиньерские классы в женских институтах,к-е готовили учительниц и гувернанток.

Конц 30-х гг.19в.-Московский и Гатчинский сиротские институты.В Московском институте воспитывались только девочки, в Гатчинском – только мальчики.

Частные детские  приюты-1-й создан в 1837 г. по инициативе горнозаводчика А. Демидова в Петербурге.

В 1843г.основан Образцовый приют придворного банкира барона Штиглица,в котором на протяжении 70 лет содержались более 10 тыс. воспитанников.

В пореформенной  России XIX в. призрение сирот и бедных детей осущ. и земскими органами,одной из задач к-х было также привлечение внимания русского общ-ва к проблемам сиротства.. В период развития земств число сиротских и воспитательных домов в губерниях, где они действовали, увеличилось в 2 р.

Одновременно  в те же годы активно развивались  и благотворительные формы заботы об обездоленных детях, детях-сиротах. Ею занимались не только различные общества, такие, как Дамское попечительское общество.В пореформенный период инициатива частной благотворительности переходит от аристократии к купечеству, фабрикантам, мелкопоместному дворянству.

Во2-й пол.19в. широкое распространение получили городские и сельские ясли-приюты,были приюты даже для детей арестантов.

В 70-х гг.19в. возникли детские отряды «Атаман-разбойник»,«Юные рыцари»-физич.закаливание,оказ.1-ю мед.помощь, устраивали различные игры.  
 
 
 
 
 
 
 

13. Идеи о опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого. Он продолжал трудиться над разработкой идеи влияния окружающей среды на формирование личности ребенка,с одной стороны,влияния ребенка на окружающую среду,с другой.

Широкая соц.среда обладает факторами воспитания:первичные-природные (свет,тепло,сырая пища,почва,растительная среда);вторичные-социально-экономические (пища,жилище,одежда); инструментально-технические (орудия,инструменты,материалы и способы их обработки);экономические (организация хозяйства, бюджета); общественно-организационные (речь, обычаи, типичные суждения, общественный строй).

Его деятельность была направлена на то,чтобы обеспечить активную педагогизацию среды обитания ребенка,привести в движение все средства соц.воспитания. Доминантой профессионального определения педагога он считал принятие ребенка и его мира таким, каков он есть.Важнейшая задача педагога-создание условий,при к-х дети становились бы распорядителями собственной жизни. Условия:самостоятельность детей при создании сообщества;организацию разумной детской жизни, стержнем которой является труд;функционирование детского сообщества как дружной семьи, где педагоги выступают в роли старших товарищей.

На Опытной  станции он отрабатывал систему трудового и эстетического воспитания, содержание и принципы трудового обучения, связи школы с окружающей средой.На основе этих разработок создавались программы для других опытных станций и опытно-показательных школ. 

25.Социализация-процесс усвоения чел.индивидом определ.системы знаний,норм и ценностей,позвол.ему функционировать в кач-ве полноправного члена общ-ва.Социализация вкл.как соц контролируемые процессы возд.на личность(воспитание), так и стихийные процессы,влияющие на формирование.Сущность социализации-в процессе ее чел формируется как член того общ-ва,к к-му он принадлежит.Э.Дюркгейм подчеркивал что любое общ-во стремится сформировать чел в соотв.с имеющимися у него некими универс.моральными,интеллектуальными и даже физ.идеалами.Содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от истор.традиций,особенностей развития,соц строя общ-ва.В то же время в соврем.условиях социализация имеет много хар-к,общих более/менее сходных для различных обществ  
 
 
 

26.Факторы  социализации:Социализация протекает во взаимод.детей,подростков,юношей с огромным кол-м разнообразных условий,более/менее активно влияющих на их развитие.Эти действующие на чел условия-факторы.Группы:1)мегафакторы-космос,планета,мир,к-е в той/иной мере через др.группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.2)макрофакторы-страна,этнос,общество,гос-во,к-е влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.3)мезофакторы-условия социализации больших групп людей,выделяемых:по местности и типу поселения(регион,село,город,поселок);по принадлежности к аудитории тех/иных сетей массовой коммуникации(радио,телевидения и др);по принадлежности к тем/иным субкультурам. 

27.Агенты  социализации–конкр.люди,ответственные за обучение кул.нормам и освоение соц ролей(члены семьи,родственник.Уровни социализации:первичный,вторичный.На каждом действуют разл.агенты.Первичная социализация происх.в сфере межличностных отношений в малых группах-ближайшее окружение индивида:родители,близкие и дальние родственники,друзья семьи,сверстники,врачи,тренеры и т.д.Эти люди,общаясь с индивидом,оказ.влияние на формир.его личности.Вторичная социализация происх.на ур.больших соц групп и институтов–формальные орг-и,официальные учр:представители администрации школы,армии,гос-ва и т.д.Каждый агент дает для личности то,чему в ее становлении может научить и воспитатель.Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны,вторичной-действуют узкоспециализированно ибо каждый институт нацелен на реш.своих задач в соотв.со своими ф-ми 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28.Механизмы социализации:Психолог.и соц-психол.механизмы:Импринтинг(запечатление)-фиксирование чел на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей возд.на него жизненно важных объектов.Импринтинг происх.преимущественно в младенческом возрасте.Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление к-л образов,ощущений и т.п.Подражание-следование к-л примеру,образцу.В данном случае-один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения чел соц.опыта.Экзистенциальный нажим-овладение языком и неосознаваемое усвоение норм соц поведения в процессе взаимод.со значимыми лицами.Идентификация(отождествление)-процесс неосознаваемого отождествления чел себя с др.чел,группой,образцом.Рефлексия–внутр.диалог,в кот. чел рассматривает,оценивает,принимает/отвергает те/иные ценности,свойственные разл.институтам общ-ва,семье,общ-ву сверстников,значимым лицам и т.д.С помощью рефлексии чел может формир.и изменятся в рез-те осознания и переживания им той реальности,в к-й он живет,своего места в этой реальности и себя самого.Соц-пед.механизмы:Традиционный механизм-усвоение чел норм,эталонов поведения,взглядов,стереотипов,к-е хар-ны для его семьи и ближайшего окр.Это усвоение происх,как правило,на неосознанном уровне с помощью запечатления,некритического восприятия господствующих стереотипов.Институциональный механизм-взаимод.чел с институтами общ-ва и разл.орг-ми,как специально созданными для его социализации,так и реализующими социализирующие ф-и попутно,параллельно со своими основными ф-ми(производственные,общ,клубные и др.стр-ры,СМИ).Стилизованный механизм-действует в рамках определенной субкультуры.Субкультура-комплекс морально-психолог.черт и поведенческих проявлений,типичных для людей опр.возраста/определенного проф/кул.слоя,к-й в целом создает определенный стиль жизни и мышления той/иной возрастной,проф/соц гр.Межличностный механизм-взаимод.чел с субъективно значимыми для него лицами:родители(в любом возрасте),любой уважаемый взрослый,друг-сверстник своего/противоположного пола и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34.Норма  и отклонения: понятия  и характеристики 

Соц.норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел,меру,интервал допустимого поведения.

Соц.нормы могут возникать стихийно/сознательно,соответствующими гос.органами.В зависимости от сферы регуляции общественных отношений они складываются в нормативные системы.

Право представляет собой сисТ.общеобязательных правил поведения,установленных/ санкционированных гос-м.

Мораль-сист.принципов и правил поведения,выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло,честь и совесть,долг и справедливость.Как правило,члены общ.принимают соц.нормы и в своей деятельности следуют им,что в немалой степени сохраняет его как систему.

Вместе с тем  в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение соц.норм.Оно может носить позитив.хар-р,что способствует установлению в общ.более прогрессивных норм поведения/иметь негативный,деструктивный хар-р-отклоняющееся/ девиантным поведением-поведение не соответствующее общепринятым/официально установленным соц.нормам и ожиданиям.

Типы  отклонений.

Первичное отклонение отклоняющееся поведение личности,к-е в целом соответствует культурным нормам. Такое поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения:а) Отклонения,связанные с нарушением правовых норм, т.е., правонарушения. б)Отклонения в сфере общественной морали:

1) Пьянство  и алкоголизм.Пьянством-злоупотребление алкоголем.Алкоголизм-заболевание, к-е развивается в рез-те пьянства.2) Наркомания-Злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание,к-е выражается в психической и физической зависимости от наркотических средств. 3) Проституция-Вступление за плату в случайные,внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии.4) Бродяжничество-систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в др.либо в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.5) Попрошайничество, или нищенство – систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без такового.6) Самоубийство, или суицид – сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство достижения чего-либо другого, кроме нее самой.  
 
 
 
 

5.Деятели  просвещения: Джон Локк-автор всемирно известного пед.трактата «Мысли о воспитании»-заложил основы принципиально новой формы теоретического пед.сознания.Труд состоит из 3част,в к-х он излагает сист.физ, нравственного и умственного воспитания.Большое значение придает физ.и нравственному воспитанию.

Шарль Луи Монтескье.В своей главной книге «Дух законов» воспитанию посвятил спец.часть. Основная идея книги-государственное устройство общества определяет основные черты воспитания.  
Поль Анри Гольбах.Автор книги «Система природы, или О законах мира физ.и мира духовного»-излагаются основные принципы атеистического миропонимания и в этом контексте -взгляды на роль и значение воспитания. Дени Дидро-книга «Систематическое опровержение Гельвеция»-показал важное значение наследственности в воспитании чел.Подготовил для Екатерины Великой «План универ/школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства»-общая пр-ма развития образования,направленная на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем-среднее и высшее для более способных.

Жан-Жак Руссо.Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»-новая идеология и теория воспитания. Этот роман построен в виде  описания  воспитания ребенка из богатой семьи от его рождения до  совершеннолетия.Руссо излагает теорию воспитания муж,способного мыслить «как философ и трудиться как мужик». Предлагает сист.воспитания для женщин,к-я значительно уступает муж.воспитанию, особенно в образовании. Гл.в жен.воспитании-подготовить идеальную жену для будущ.мужа. 

17.Основные  категории,функции и зачачи СП.Цель-научно-пед.обоснование взаимодействия человека и социума. Функции СП:аналитическая,описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей и др. Задачи:3гр. 1-я связана с исследованиями практической соц-пед.деят-ти.(исследование закономерностей развития социума

,соц.отношений в нем,СР и соц-пед.деят-ти суб-ов и институтов социума;поиск противоречий и определение тенденций для их разрешения в разных видах социума, сферах социальной среды и на различных уровнях анализа;изучение истории СР;анализ и оценка опыта соц-пед.деят-ти и др.2-я гр.связана с развитием СП самой себя (формирование собственных методологических, теоретико-методод и теоретических основ;формирование содержания соц-пед.науковедения-определение объекта, предмета, целей, задач, функций, технологий, методов

;комплектование процессуальной,

функциональной, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур СП как области научного знания;разработка технологических и научно-методических основ СП,технологий и методов научного исследования соц-пед.практики.

3-я гр.связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров соц.сферы.  
 

12.Соц-педагогическая  деят-ть советского государства в 20-30-е годы.

В советский  период педагогическая деятельность принимает  вид единой общегосударственной  системы,охватывающей все слои населения.Решены соц-педагогические задачи:ликвидация неграмотности и беспризорности,создание новой по содержанию системы образования,введение всеобщего среднего образования.

В декабре 1919 г.началось движение за ликвидацию неграмотности не только детей, но и взрослых.За 3 г.основам грамоты было обучено 7 млн взрослых.

Борьба с беспризорностью  началась в первые же годы Советской власти.Все приюты и сиротские дома были преобразованы в гос.учреждения,к-ми ведал Наркомат просвещения. В январе 1919 г. был создан Гос.совет защиты детей; часть беспризорных была эвакуирована из городов в южные хлебородные районы.Позднее была создана Деткомиссия ВЦИК-занималась координацией работы всех ведомств по ликвидации беспризорности.Цель-определить всех беспризорных детей в детские дома,подготовить их к самостоятельной жизни

К концу 20-х гг.формально сущ.3категории детских домов: дошкольные, детские дома для учащихся,и детские дома с проф.обучением.

В 20-30-е гг.открываются трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, фабрично-заводская система ученичества.

В 20-е гг.возникает  и активно разрабатывается понятие  «соц.воспитание»,формируется система  соц.воспитания-при органах власти всех уровней создаются соцвосы-отделы соц.воспитания.В вузах ведется подготовка спец.для этой системы. 

14.Идеи  и опыт педагогической  деятельности А.С. Макаренко.В 1920-1928 гг. возглавлял колонию для н/л преступников, а позднее трудовую колонию им. Ф.Э. Дзержинского. В основу своей работы он положил принципы равенства прав и обязанностей обеих сторон,четкой организации труда, учета общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания воспитанников.Книги «Педагогическая поэма»,«Флаги на башнях»,«Марш 30-х годов», «Методика организации воспитательного процесса».В них он изложил свое понимание коммунистического воспитания его содержания и метода; его теория коллективистской педагогики пронизана уважением к человеку.Главный принцип- организацию коллектива, труд, соревнование, поощрение и наказание, систему перспективных линий.

Макаренко предложил  систему мер,обеспечивающую норм.развитие личности и коллектива:

воспитание уважительного  отношения к дисциплине;защита слабого;воспитание у старших желания защищать младших;развитие у детей способности к самоконтролю;развитие в коллективе  «мажора, способности к движению, энергии, действиям. 
 
 
 
 

7.Оформление СП как науки:Термин«СП»предложен нем.педагогом Фридрихом Дистервегом в сер.19в,но стал активно употр.в нач20в.Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в уч.-восп.учр.С кон18в,когда в кач-ве относительно соц этапа развития личности стал выделятся ранний юношеский возраст,юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.Во 2 пол.19в.начинает расширятся заказ пед-ке и системе общ.воспитания:1)в него последовательно вкл.воспатание молодежи и более старших возрастных групп.2)адаптация и перевоспитание предст-лей всех возр.категорий зачастую не вписывающихся в соц.систему/нарушающих установленные в ней нормы.Церковь как традиц.воспитатель, хотя и продолжала играть сущ-ную роль в жизни людей,утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания.Образов.вакуум,к-ый необх.было заполнить-Педагогика дала свои ответы:1)появилась андрогогика-педагогика взрослых.2)в конXIXв.зародились и в течение нашего столетия сформир.педагогика перевоспитания детей и подростков+исправительная(пенитенциарная)педагогика,к-ые занимались трудными,проблемными детьми.Ответы,к-ые дала педагогика на соц.заказ,оказались ограниченными.Причина-каждая отрасль знания достаточно консервативна,сопротивляется изменению/расширению объекта своего ис-я=>появ.новуя отрасль-СП.Пауль Наторп:СП иссл-ет проблему интеграции восп-ных сил общ-ва с целью повышения кул.уровня народа.Рассм.СП как отрасль знания о воспитании чел на протяжении всего жизн.пути 

24.Этапы  СПП:1)Подготовительный:Диагностика и выявление индивидуальности объекта;Формулирование соц-пед проблемы чел;Соц-пед.прогнозирование;Моделирование(выбор наиболее оптимального варианта пед.технологии,к-й может способствовать достижению рез-та);Выбор технологии и способа её реализации-обоснование этапов,методов ср-в СПД,целесообразная,оптимальная последовательность этапов).2) Этап реализации выбранной пед.технологии:Апробация соц-пед технологии;Адаптация к СПД-подэтап необх.для налаживания взаимод.м/у субъектом/объектом,достижения основы для единства,согласованности,взаимоотношения;Включение объекта в процесс саморазвития и самовоспитания.3)Итоговый этап(результативный):Предварительная оценка соц-пед технологии(Позволяет определить,в какой степени удалось решить проблему);Подэтап анализа проделанной работы и её результативности(Выявляются позитив.и негатив.аспекты исп.технологии+собственной деят-ти клиента как субъекта самосоверш. 
 
 
 
 
 
 

11.Тенденции  развития соц-пед.теории и практики в 20-21вв.

На становление  и развитие системы соц.воспитания оказала влияние наука педология.

Педология-наука  о всестороннем и комплексном  изучении ребенка возникла в конце  XIX века. Основателями:С. Холл,Э. Мэйман,Э. Торндайк. Педология ставила своей задачей изучение и развитие индивидуальных способностей и склонностей на разных возрастных этапах.В России педология к. 19 – нач.20в. 1-ми педологами были А.П. Нечаев,А.Ф. Лазурский,В.П. Кащенко, занимавшиеся «исключительными детьми».Основополагающая идея – не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система программ и методик должна соответствовать природе ребенка.

Педология просуществовала  в Р.  до 1936 г.Принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».Педология объявлена лженаукой,ее сторонники – «лжеучеными», соответствующие факультеты в вузах закрылись, труды выдающихся ученых, имевшие мировое признание были запрещены.

В нач.20в.широкое распространение получили идеи свободного воспитания. К.Н. Венцель создал учеб-воспитательные учрежд. нового типа – «Дом свободного ребенка»,«Общество друзей естественного воспитания»,«Родительский клуб»,«Музей образцовых детских игрушек».Учеб-воспитательный процесс планировался чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил на основе самоуправления, интереса и любознательности. В 1905 г.К.Н.Венцель поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей.

С.Т Шацкий вместе с А.У.Зеленко создал общество «Сетлемент» («Культурный поселок») и общество «Детский труд и отдых»-детскую республику, в состав которой входили детский сад,экспериментальная начал.школа,ремесленные мастерские,клуб для подростков. Последние стали прообразом Домов и Дворцов пионеров в советское время. В 1911 г. вместе с женой С.Т. Шацкий создает летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», основными принципами деятельности которой были самообслуживание и самоуправление, работа в саду и на огороде, на кухне и в мастерских, игры и культурные развлечения, единство посильного труда и эстетического  воспитания.В1912 г. колония преобразовалась в Опытную станцию,в к-й действовали уже 2 детские колонии,д/с,школа,детская библиотека для педагогов и взрослых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29.Человек  как жертва неблагоприятных  условий социализации:виды жертв:1Реальные-инвалиды,люди с психосоматическими дефектами и отклонениями,все люди,нах.на попечении гос-ва/общ.орг.2)Потенциальные –люди с пограничными состояниями,акцентуациями;мигранты;дети,воспитывающиеся в семьях«группы риска»;метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания др.этноса и др.3)Латентные–высокоодаренные люди,оказавшиеся в условиях,недост.для развития и реализации заложенных в них задатков.Признаки и обстоятельства,позвол.отнести чел к жертвам небл.условий социализации,имеют разный хар-р и проявляются в разные периоды жизни.Пример-физ.дефект/психич.расстройство может рассм.как недостаток,как признак«избранности»(юродивые на Руси;наркомания терпимо воспринимается в странах Востока и с явным осуждением в Европе.Любое общ-во порождает жертв небл.условий социализации,но отношение м/б принципиально различным:общ-во может признавать/не признавать те/иные типы жертв,заботится о них,игнорировать.Осознание и(или)конституирование тех/иных типов жертв связано с особенностями кул-ры,ур.эконом,соц развития,мерой цивилизованности и гуманности общ-ва 

31.Субъективные  предпосылки превращения  чел в жертву  небл.условий социализации:Восприятие/не восприятие себя жертвой зависит от инд.особенностей чел.Эти особенности проявляются на инд.ур.(темперамент,хар-р,генетическая предрасположенность),на личностном ур.(личностные особенности-степень устойчивости и мера гибкости,склонность чел приписывать происходящее с ним внешним обстоятельствам/принимать ответственность на себя,то как чел действует в критических ситуациях,возр.особенности).Инд.особ.и отношение окр.могут приводить что вполне благополучный в обыденном смысле чел считает себя неудачником,несчастным,его поведение и отношения определяются подобным самоотношением,что в итоге может привести к психич.и соц отклонениям,превратить чел в реальную жертву небл.условий социализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33.Соц.воспитание-целенапр.процесс формирования соц значимых качеств личности.СВ во всех его модификациях,моделях,технологиях служит общ-гос.инструментом стабилизации общ-ва и напр.на успешность социализации подрастающих поколений в соврем.условиях и саморазвитие чел как субъекта деят.и личности.Содержание СВ–обесп.процесса социализации и саморазвития на основе технологий и ср-в пед.поддержки,что предпол.направления деят:усиление воспитывающего хар-ра обучения,создание во всех типах образ.учре.эффектив.гуман.воспит.систем;гармонизация соц поля реб,пед.освоение среды в радиусе действия образ.учр;развертывание клубной,досуговой и любительской деят,поддержка имеющихся и стимулирование новых детских,молодежных объединений,развитие и поощрение демократических начал в управлении образ.учреж.СВ-процесс относительно соц контролируемой социализации,осущ.в спец.созданных восп.орг-х,к-й помогает развить возможности чел,вкл.его способности,знания,образцы поведения,ценности,отношения,позитивно ценные для общ-ва,в к-м он живет  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20.Стр-ра  соц-пед.деят-ти.Соц-пед.деят-тьиобладает субъектной природой.В кач-ве субъектов соц-пед.деят-ти могут выступать как отдельные личности так и соц.общности.

Предметная направленность любой человеческой деят-ти позволяет говорить о наличии об-та соц-пед.деят-ти.Об-т:отдельные индивиды,сообщества,гр,кол-вы.

Процесс соц-пед.деят-ти-сов-ть всех операциональных действий,к-е совершает суб-т с об-м при помощи разнообразных материальных и нематериальных средств.

Системообразующую функцию в соц.-пед.деят-ти составляет процесс соц.воспитания.

Воспитание осуществляется семьей(семейное/частное воспитание);религиозными организациями(религиозное/конфессиональное воспитание); обществом(социальное/общественное воспитание).Они различаются по хар-ру доминирующей взаимосвязи суб-в воспитания:в семейном воспитании-хар-р;в религиозном-определяется исповедуемым вероучением и отношениями;в соц.воспитании-институционально-ролевой хар-р.

Соц.воспитание-планомерное создание материальных,организационных,духовных условий для относительно целенаправленного развития чел.

Образование вкл.в себя:обучение в институтах воспитания,к-е имеет систематический хар-р; просвещение-пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Соц.опыт-единство мышления,различного рода умений и навыков,стереотипов поведения,интериоризированных ценностных ориентации и жизненных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Индивидуальная  помощь-сознательная попытка помочь чел.приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей других людей в осознании человеком своих ценностей, установок и умений.Соц.воспитание создает более или менее благоприятные условия для овладения чел.необходимыми соц, духовными, эмоциональными ценностями.

6.Соц.пед.деят-ть  Песталоцци:один из основоположников соц.пед.как науки и практики.Дал теоретическое обоснование СП,выдвинув идею создания сист.помощи и поддержки соц-незащищенных слоев населения, детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,основой к-й явл-ся не материальная благотворительность,а привитие чел.знаний,умений и навыков,необходимых в общественной жизни, и воспитание в нем стремления к самопомощи.

Истоками формирования его соц-пед.взглядов стали:семейное воспитание,соц-экономическая обстановка в Швейцарии, учения известных педагогов Европы.

 Соц-пед.наследие И.Г. Песталоцци представляет сов-ть идей и опыта его практической деят-ти,оказавших существенное влияние на развитие СП как науки и практики.

 Важное место  в соц-пед.наследии И.Г. Песталоцци занимают проблемы подготовки воспитателей дет.учреждений,под к-й следует понимать идеи и опыт швейцарского педагога,отражающие основные этапы, содержание и методику формирования воспитателя.

Соц-пед.деят-ть И.Г. Песталоцци строилась в соответствии с требованиями принципов:природосообразности; воспитывающего обучения; соц.обусловленности воспитания ребенка; самопомощи чел.в соц.развитии; индивидуального подхода к воспитаннику и др.

Практическая  деят-ть Песталоцци и его соц.пед.идеи оказали значительное влияние на развитие различных на правлений подготовки воспитателей дет.учреждений.Соц.-пед.наследие И.Г. Песталоцци существенно повлияло на практическую деятельность и теоретические взгляды многих выдающихся педагогов, занимавшихся подготовкой воспитателей детских учреждений.  
 

23.Компоненты  СПП,субъект,объект:Субъект–подготовленный специалист/родитель/к-л третье лицо(группа)по отношению к чел,на к-го напр.его(их)деят.В кач-ве субъекта-и сам чел по отношению к себе при осущ.саморазвития и самовоспитания.Объект-чел,его индивид.особенности,отдел.кач-ва личности,возможности,соц проблемы,отношение к субъекту воспитания.Хар-ка компонентов СПП:1)Внутренний СПП-Общая картина развития чел,Своеобразие развития чел,относящегося к типичной группе,Развитие,обучение,воспитание конкретного чел.2)Внешний СПП-Процесс воспитания чел вообще,Процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определ.категорией людей,Процесс воспитания конкр.чел.Решение определённой воспит.задачи 
 
 
 
 
 

9.Культурно-исторические  предпосылки возникновения  СП в России:

Теория и практика СП связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями  народа,зависят от соц-экономического развития гос-ва,опираются на религиозные и нравственно-этические представления о чел.и чел-х ценностях.

Бели говорить о социальной педагогике как области  практической деятельности, то необходимо четко Соц-пед.деят-ти как профессии,к-я предполагает спец.подготовку людей,способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в соц,пед.и морально-психологической поддержке детям,до недавнего времени в нашей стране не было.

На протяжении всего развития чел-й цивилизации любое общество так/иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, к-е не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование:. Отношение к таким людям в разных общ-х и гос-х на разных эт.их развития было различным от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного,сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно-к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

Милосердие -готовность помочь к-л из человеколюбия,сострадания.РПЦ с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого.

Милосердие д/б выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим,а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся.

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами/организациями  безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям.Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18.Стр-ра  СП как научной  дисциплины.Выделяются фундаментальные и прикладные разделы, научно-эмпирические,интегративные,междисциплинарные и комплексные (профессиональное образование в социальной педагогике) области.Общие разделы: История СП вкл:общие вопросы истории СП; история СП по периодам и этапам развития; персоналии в истории СП соц-пед.историко-научные исследования.

Методология СП вкл: метоологические основы СП; соци-пед.науковедение; научно-исследовательская деятельность в СП; научно-преобразовательная деятельность в СП; научно-образовате деятельность в СП. Сравнительная СП: мировую соц-пед.мысль;развитие СП по регионам мира;развитие СП  по странам мира; научные исследования по СП за рубежом;подготовку спец.соц.сферы за рубежом.Частные дисциплины СП:Педагогика соц.развития личности (соц.воспитание): общие вопросы соц.развития личности;теория соц.развития личности;методика соц.развития личности.

Педагогика  соц.среды:общие вопросы педагогики соц.среды;теория педагогики соц.среды; пед.технологии преобразования соц.среды.Педагогика СР: общие вопросы педагогики СР; теорию педагогики СР;педагогику СР с различными гр.населения; педагогику СР в различных видах социума;пед.технологии СР.Проф.образование в обл.СП: общие вопросыпроф.образования;допроф.подготовку и начальное проф.

образование;среднее спец.проф

.образование;  вузовское проф.образование; поствузовское проф. образование и повышение квалификации; подготовку научных и научно-пед.кадров 

26.Этапы  социализации:1.адаптация-Понятие о социализации раскрывается

 через адаптацию.  Отсюда возникает понятие соц и психолог.адаптации.2.самореализация и персонализация(проявление своей индивидуальности).3.интеграция(объединение личности с группой через регуляцию своих потребностей и своего вклада в жизнь группы) 

25.Отечественные  концепции социализации  личности:1)Диалектико-материалистическая:социализация-процесс соц.эволюции чел,в к-м происх.разрешение противоречия между биологическим и соц через преобразование биологического.2)фундаментальная идея о личности как об инд.уровне общ.бытия(К.А.Абульханова-Славская):чел воспринимает не столько то,что есть в окр.его мире,сколько то,что для него лично актуально и значимо.3)Теоретические работы И.С.Кона:«социализация»-сов-ть всех соц.процессов,благодаря к-м индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний,норм,ценностей,позвол.ему функционировать в кач-ве полноправного члена общ-ва.Социализация вкл.в себя не толькоосознанные,контролируемые,целенапр.воздействия,но и стихийные,спонтанные процессы,так/иначе влияющие на формирование личности 

25.Западные  концепции социализации  личности:1)Адаптивная(Джона Дьюи):Социализация личности трактовалась как приспособление личности к сущ.образу жизни,к господствующим в общ-ве эконом,идеологическим и нравственным нормам и пр-м,как подготовка к выполнению соц ролей в соотв.с принадлежностью к определенному классу и соц группе.2)Ролевая(Дарендорф,Тенбрук,Лэнгтон):У представителей ролевой концепции нет единства в понимании сущности социализации.Лэнгтон(США)-социализация-процесс усвоения системы отношений и моделей поведения соотв.соц группы и общ-ва;Рейнольдз(Англия)-социализация-процесс изучения ценностей,обычаев и образа жизни своего общ-ва;Дарендорф(Германия)говорит о необх.подготовки каждой личности к выполнению определенной соц роли в соотв.с тем соц положением,к-е занимает данная личность в общ-ве.Жискар д'Эстен(Франция)-социализация-установление соц мира;она,по его мнению,должна научить людей взаимопониманию с элитарной группой,выполняющей ф-и управления,и осознанию каждой соц гр.своего места и роли в общ-ве.3)Критическая(Хайнц):чел-активный субъект социализации.Индивид в процессе социализации(по мере своего личностного развития)не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам,сколько стремится к самореализации и самоутверж.4)Концепция соц научения(А.Бандура):реб социализируется,обучаясь в своем соц окружении у взрослых и сверстников посредством наблюдения,т.е. чел копирует чьи-то образцы(формы,модели)поведения,не ожидая к-л поощрения/наказания за это.5)концепция «баланса идентичности»(Лоуренс Кольберг):исходит из того,что в каждой конкр.ситуации личность должна всегда как бы балансировать между требованиями«быть,как все»и требованиями«быть как никто др»,т.е одновременно быть идентичной и уникальной.6)Вальдорфская(Р.Штайнер):социализация не предпол.ни стрессового«выбрасывания»реб в соц среду,ни упования на стихию социализирующего межличностного общения детей.Она выстраивает систему бережного разворачивания дух.жизни личности и перехода от субъект.переживаний внутр.мира к дух.проникновению в соц мир 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30.Объективные  факторы превращения  чел в жертву  небл.условий социализации:1.Природно-климатические и экологические условия страны,региона,местности(погодные аномалии,геопатогенные зоны,повышенный ур.радиации)влияющие на здоровье и психику людей и способные приводить к более высокому,чем в др.местах ур.криминального,антисоц,саморазрушительного поведения;2.Общ-во и гос-во:Условия социализации и жизни людей отличаются в зависимости от ур.эконом.развития и соц политики гос-ва(инвестиции,законодательство,система образования,занятость).4.Нестабильные периоды в развитии общ-ва(пол.и эконом.кризисы,революции).В таких условиях наряду с традиционными типами жертв появляются новые-безработные,малообеспеченные).5.Специф.особенности поселений,конкр.микросоциумов(эконом.условия,производственная,соц-проф и демограф.стр-ра,кул.ур).6.Группа сверстников,если она имеет асоц.хар-р.7.Опасности,с к-ми чел сталкивается в любом возрасте,к-е могут превратить его в жертву небл.условий социализации 

32.СОЦ.ВОСПИТАНИЕ-взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Воспитание Социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы: включения человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т.е. превращение внешних знаний во внутреннее достояние человека, в результате чего происходит преобразование внутренних структур психики человека, а затем - экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека в определенное внешнее поведение (действия, высказывания и т.п.). 
Таким образом, объект социального воспитания - процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях. Субъекты социального воспитания:семья,соц институты,образовательные учреждения,группы сверстников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21.Принципы  и подходы к  организации соц-пед.деят-ти.

Л.В.Мардахаев выделяет:принципы СП как науки;принципы СП как практики:принципы образовательной деят-ти по подготовке спец.соц.сферы.

На основе объектного фактора выделяются принципы природосообразности, индивидуальной обоснованности, гуманизма; на основе субъектного фактора:принципы личной обусловленности, взаимосвязи профессионализма и действенности соц-пед.деят-ти; на основе средового фактора-принципы культуросообразности,соц.и средовой обусловленности.Принципы:превентивности;социокультурной направленности соц-пед.деят-ти;приоритета семьи во всех видах и сферах соц-пед.деят-ти в социуме;личностно-соц-деятельностного подхода к познанию и преобразованию социума;межведомственной  координации соц-пед.деят-ти в социуме;единства практического и образовательного содержания соц-пед.деят-ти;открытости соц-пед.систем.

Личностный  подход-последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности,к ответственному субъекту собственного развития. Личностный подход означает:признание личности развивающегося чел высшей соц.ценностью;уважение уникальности и своеобразия каждого чел;признание его соц.прав и свобод и т.д.

Дифференцированный  подход-способ реализации гуманистического мировоззрения, решения пед.задач с учетом соц-психологических особенностей воспитанников.

Возрастной  подход-целенапр.создание условий для развития чел с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы+соц-психологических особенностей гр.и коллективов,обусловленных их половозрастным составом.

Индивидуальный  подход -важнейший принцип педагогики психологии, согласно которому в воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика и своеобразие его жизненного опыта.

Соц-психологический подход-что ни требованием, ни принуждением, невозможно привить чел.нравственные ценности.Для этого необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление выбора системы ценностей молодому человеку.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19.СП  как область практической  деятельности.Соц-пед.деят-ть как разновидность пед.деят-ти имеет и отличительные особенности.

Основной отличительной  особенностью соц-пед.деят-ти явл-ся то,что потребность в ней возникает тогда, когда у индвида складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.По мнению М.А. Галагузовой:пед.деят-ть носит нормативно-программный хар-р;соц-пед.явл-ся "адресной".Пед.деят-ть имеет непрерывный хар-р;соц-пед.скорее локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которой решается проблема. Л.А.Беляева и М.А.Беляева рассматривают соц-пед.деят-ть как «способ гармонизации отношений человека,гр.и среды на основе удовл потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществ на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды – с другой». Есть люди, к-е способны самостоятельно приспособиться к новым условиям, разрешив любую проблемную ситуациюсоц.адаптацией.Противоположн

процесс-соц.дезадаптация Такой индивид нуждается в соц.реабилитации, к-я предусм осуществление сист.мер, направленных на восстановление соц.статуса личности Такой чел.становится об-м проф.помощи.

Дети отличаются тем,что именно на период детства приходится основной,

определяющий этап процесса социализа человека.Социализация-процесс приобщенияк соц.жизни,к-й закл.в усвоении человеком системызнаний

.Поэтому дети не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. На всех эт.социализации чел.общество оказывает на него определенное воздействие. Институты социализации:семья,детские учреж,

школ,гр.сверстников,кол-в.Гл.отличием соц.-пед.деят-ти от пед.явл-ся то,что предметом последней явл-ся каждый реб.

Соц-пед.деят-ть носит проф.хар-р.

Разграничить  соц-пед.сферу и сферу СР чрезвычайно трудно еще и потому,что обе они еще только формируются. Соц.работник, в отличие от соц.педагога, имеет дело с состоявшейся проблемой что требует спец.видов соц.помощи и более узкой специализации.Соц.работник может специализироваться в решении соц.проблем определенных категорий населения,либо в определенных учреждениях,в специфических сферах микросреды.Гл.сферой деят-ти соц.педагога явл-ся социум.Соц.педагог по своему проф.назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений.

Проф.задача соц-пед.деят-ти в обществе определяется-потребность в ней возникает тогда, когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образова ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие дети».Задачу деят-ти соц.педагога могут определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном и личностном самоопределении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "История педагогики"