Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории педагогики.
Предметом ИПИО – как отрасль педагогических знаний является развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи. Включая и современность в контексте ее исторического знания. В 19 веке история педагогики становится самостоятельной отраслью педагогического знания.
Осн. Задачи:
Цель ВОО – стихийный процесс, который осущ-ся в процессе жизнедеятельности. С появлением монополии, появляется семейное воспитание. Появляется профессия воспитателя. Выполняют эту роль старики. Инициация – обряд перехода во взрослую жизнь. В 3-м тысячелетии до н.э. появ-ся дома молодежи. Большую роль в ВОО играют начатки религии (тотемы, иконки и т.д.). Основное условие – трудовая деятельность. Удовлетворение естественных потре5бностей, передача – воспроизводство трудовых знаний и умений, не было специально организованного процесса и воспитательное влияние осуществлялось непосредственно и преимущественно спонтанное воздействие на ребенка. Участие в поведенческой жизни служило основой формирования личности. С расширением трудового опыта усложняется и воспитание, которое приобретает более многосторонний и планомерный характер.
Этапы письменности: рисунки, клинопись, иероглифы, слоговое письмо, фонетическое.
Во 2,1 тыс лет до н.э. появляются первые библиотеки..
Др. Египет. Воспитание свободной личности. Не многословного, умевшего терпеть лишение и хладнокровно принимать удары судьбы. Главным было научиться слушать и слушаться.
1)жреческие школы
2)дворцовые школы (для подг военных чиновников), военные школы, школы писцов.
Др. Индия. Восп осуществлялось в соотв с кастовой принадлежностью. Цель- нравств., физическое и духовное воспитание.
Др. Китай. Общинное жилье. В 3-2 тыс.лет до н.э. открываются общинные школы. Обучение с 6-7 лет. В школе дети носили другие имена. Осн предм: письмо, счет, религ. Пение, обряды, стрельба из лука, управл конем, боевые искусства.
В первобытном обществе
в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно
усложнялось содержание обучения и воспитания
детей, складывались его организационные
формы. Обучение и воспитание осуществлялось
вместе с борьбой за выживание и требовало
постоянного усвоения жизненно необходимых
знаний и умений. По мере развития обществ
возникают и первые попытки обобщения
теоретических основ воспитания. Происходит
постепенный переход ко второму типу образования,
когда в условиях накопления культурного
опыта и материальных ценностей происходит
как дифференциация общества на отдельные
социальные группы, так и появление разных
педагогических задач и целей обучения.
В доиндустриальном обществе вместе с
расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной
власти и сословного неравенства начинается
обособление института образования. Специальную
подготовку и обучение с использованием
особой группы учителей получают дети
из богатых семей. Наглядным примером
первых формальных систем образования
могут служить школы в Древней Греции
и Древнем Риме, в которых платные учителя
обучали детей благородных сословий грамматике,
философии, музыке, спорту, красноречию,
основам юриспруденции, медицине и др.
Обучение детей из других сословий осуществлялось
в процессе ученичества, когда подростка
на определенный срок отдавали на учебу
в дом к торговцу, купцу, ремесленнику
и т.п. Работая в качестве подмастерья,
ученик овладевал профессиональными знаниями
и навыками, искусством торговли, ремесла
и др. Подавляющая часть населения - крестьянство
- обучала своих детей, передавая им знания
в ходе трудового сельскохозяйственного
процесса. Важная роль в воспитании детей
принадлежала семье.
Происходит развитие и организационных
форм обучения. Существовало две модели
обучения и воспитания:
спартанская, ориентированная на общественное
и военно-физическое воспитание,
афинская как ориентированная на всестороннего
и гармонично развитого человека.
Теоретиками педагогики были крупные
древнегреческие философы Сократ, Платон,
Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения
эвристического метода обучения, который
был направлен на совместный поиск решения
той или иной проблемы. Платон выдвинул
идею создания систем государственных
школ, признавая тем самым необходимость
контроля образования и воспитания со
стороны государства. Эта идея была развита
и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме
того, много нового в проблемы обучения
и воспитания. В частности, он предложил
рассматривать обучение как организованное
в несколько этапов.
Др. Греция. 2 полиса: Афины и Спарта.
СПАРТА: центр. Лаконина. (лаконическая речь).
Осн цель военно-физическое воспитание. Гос система обр-я. До 7 лет – дома. С 7 – мальчиков забирали в Агеллы (до 18 лет). Нравственное воспитание.
АФИНЫ: центр Аттика.
Цель восп – гармоническое развитие личности и было мусическое воспитание(общеобразовательная духовная культура). Система умственного, эстетического, нравственного воспитания. И военно-физическое восп. До 7 лет воспитание дома. Типы школ: элементарная школа, шк кифариста, шк палестра(военно-физич). Были центры академии, где завершали обучение греки и римляне.
Др. Рим. Полож о воспитании, обр были взяты с др.Греции(Афины). Система обр-государственная. Осн типы – городские школы.
Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.
5. Образование и педагогическая мысль в средние века. В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства. Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь. Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным. Грамматика являлась главным учебным предметом. После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Диалектика и риторика изучались одновременно. Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде. Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.
6.Школа и педагогика в период Возрождения и реформации
Ученые, недовольные тем,
что церковные школы игнорирова
В средневековых университетах было четыре
факультета: артистичный (подготовительный)
со сроком обучения 5- 7 лет, на протяжении
которых изучали "семь свободных искусств",
юридический, медицинский и богословский
(срок обучения 5-6 лет). После окончания
артистического факультета студенты могли
поступать на другие факультеты. Лица,
которые заканчивали этот факультет, доставали
степень "магистра искусства". Лица,
окончившие полный курс обучения в университете
(11-13 лет), получали высшее звание - "доктор
наук".
Основными методами занятий в университетах
были лекции и диспуты. Студенты выполняли
много упражнений и писали письменные
работы - трактаты.
Средневековые университеты способствовали
развитию городов, в определенной степени
подготовили культурный дух эпохи Возрождения.
Развитие производства и распад феодализма
в странах Западной и Центральной Европы
в XIV-XVI вв. обусловили расцвет науки, техники,
культуры и искусства. Этот период называют
эпохой Возрождения.
Характерной его чертой является гуманизм,
который возвышает человека в обществе,
борется против ее унижение. В соответствии
гуманистическая педагогика характеризуется
уважением к детям, отрицанием физических
наказаний, стремлением к совершенствованию
способностей детей. Гуманисты значительного
внимания оказывали физическое и эстетическое
воспитание детей, изучению родного, греческого
и латинского языков, математики, астрономии,
механики, естествознания, географии,
литературы, искусства. Они считали, что
в процессе обучения и воспитания дети
должны активно мыслить, самостоятельно
познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный
процесс надо сделать привлекательным
для них, широко использовать наглядность,
проводить прогулки, экскурсии и др. Дети
должны учиться на родном языке. Женщины
имеют право учиться в разных типах школ.
Среди тогдашних мыслителей отличается
Эразм Рот-тердамський (1469-1536) - известный
нидерландский писатель-педагог, один
из выдающихся гуманистов эпохи Возрождения.
В своих памфлетах "Похвала глупости"
и "Разговоры запросто" остро высмеивает
средневековые школы и воспитания, католическое
духовенство, критикует схоластику, формализм
в обучении, палочную дисциплину и грубость
учителей. Обучение, по его мнению, должен
быть легким, приятным, учитывать интересы
детей, развивать их активность и самостоятельность.
Его книга "Молодым детям наука" содержит
до 600 правил, важных для юношества (например,
"Не будь чрезмерно любопытным до чужих
дел").
Итальянский педагог Vittorino да Фельтре
(1378-1446) создал школу "Дом радости",
которой прославился как "отец гуманности"
и как первый учитель нового типа. Он первым
воплотил идею школы на природе, о которой
впоследствии говорили и мечтали многие
педагогов. Школа была расположена на
берегу живописного озера, среди аллей
и фонтанов. Стены дворца украшали фрески
с изображением детей. Здесь воспитывались
дети высшей аристократии. Большое внимание
уделялось физическому и умственному
воспитанию (изучали греческий язык и
литературу, математику, астрономию, естествознание,
логику, метафизику, музыку, живопись).
В школе не было телесных наказаний, воспитание
осуществлялось на личном примере воспитателей
и присмотром за детьми.