Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка
1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.
Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом в развитии науки о детях - педологии, оно представляло собой синтез психологических, биологических, социальных знаний о развитии детей. Она основывалась на представлении о ребенке как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью.
35 вопрос. Создание и развитие советской системы образования в России и Беларуси в 1917-1945гг.
После октябрьской революции 1917 г. в ходе, которой в России и в Беларуси утвердилась советская власть, начинается работы по созданию системы образования. Специальным декретом все учебные заведения, находящиеся во владении церкви, преобразовывались в светские. Был создан новый комиссариат просвещения. В начале 1918 г. принят декрет о свободе совести в церковных и религиозных обществах, провозглашавший отделение церкви от государств и школы от церкви. Была утверждена 2-ступенчатая система образования (1-4 классы и 5-7 классы).
Новая власть уделяла большое внимание школе. Но из-за разрухи положение оставалось тяжелым, не хватало средств. В 1920 г. в стране было около 118 тыс. школ, где обучалось 9.7 млн. учащихся. Это было выше, чем перед 1919 г. В 1919 г. был принят декрет о "Ликвидации безграмотности", который обязывал всех жителей до 50 лет обучиться грамоте. В соответствии с декретом в стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности. В начале 20-х гг. были предприняты попытки разработать новые программы для школ, которые отличались от предыдущих, как по содержанию, так и по структуре. Весь объём знании намеченных к изучению проблемы был представлен в виде единого комплекса сведении о природе, труде и обществе. Эти программы не дали желаемого результата, т.к. учащиеся не получали системных знаний по общеобразовательным предметам.
В 1929 году правительство приняло решение о 10 летнем сроке обучения. При школах начали создаваться мастерские по труду. В программу включалось изучение трактора, автомобиля. Новым этапом стали 30-е гг. Перед школой ставилась задача улучшить организационно-учебный процесс. Учебные планы построены на основе предметного преподавания. Министерству образования было предложено улучшить обеспечение школ учебниками. В 1933 г. было издано более 100 учебников по различным предметам.
В 20-е и. происходит становление советской педагогики (Крупская, Лучарский). В 20-е г. появляются первые советские руководства по педагогике. В этот период заметную роль сыграл Блонский, который написал работы "Педагогика", "Основы педагогики" и др. Развернул свою педагогическую и научную деятельность Шацкий. Им было создана опытная станция по народному образованию, которая разрабатывала практические и теоретические проблемы развития образования в современной республике. Большую работу и 30-е гг. проводил Макаренко. Написал ряд работ, как "Педагогическая поэма", где отобразил свой опыт по воспитанию правонарушителей. В 1931 г. было введено обязательное начальное образование. Повышалась квалификация учителей. В развитии педагогики важную роль стал играть журнал, "Советская педагогика", который начал издаваться в 1937 г. Начавшаяся война 1941 г. нанесла огромный урон системе образования школы.
36 вопрос. Концепция гражданского воспитания Л.С. Макаренко.
Выдающийся отечественный педагог переосмыслил педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-1930-х гг., ряд новых пройдем воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса. В педагогическую науку он пришел как блестящий практик. В 1917-1919 гг. он заведовал школой в Кракове, в 1920 г. - принял руководство детской колонии под Полтавой, в 1928-1935 гг. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения «Педагогическая поэма». "Флаги на башнях", "Книга для родителей". Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как прежде всего практически целесообразную науку. Узловой пункт теории Макаренко — тезис параллельного действия, т.е. ограниченного единства воспитания и жизни общества, коллектива, личности. Методикой системы воспитания по Макаренко является идея воспитанного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества.
37 вопрос. Война нанесла огромный урон, в том числе и образованию. Ещё в ходе ВОВ предпринимались меры по восстановлению школ в освобождённых районах. Эта работа проходила в сложных условиях. Не хватало квалифицированных кадров. Усилие органов власти были направлены на решения задачи всеобщего обучения. Программа развития народного хозяйства, в том числе и системы образования на первое в после военные годы явились директивы первой после военной пятилетки 46-50 гг. В этих планах ставилась задача превзойти довоенный уровень по численности школ и количеству учащихся. При этом обеспечивалась обязательное обучение с семилетнего возраста. Задача первой после военной пятилетки по воспитанию и образованию были успешно выполнены. Уже в 1950-51 гг. учебных годах в СССР число учащихся в школах достигла 33,3 млн. человек. В конце 50-ых, и число оканчивающих среднюю школу, стало значительно превышать число принимаемых в вузы. В связи с недостаточной подготовкой выпускников в участии в народном хозяйстве была организованна работа по открытию техникумов и отделений для лиц со средним образованием, это позволило получить среднее специальное образование. Большое развитие в эти годы подучили школы рабочей и сельской молодёжи. В 50-ых годах были приняты меры по улучшению подготовки учителей. В Вузах, начиная с 1957-58 гг. были созданы специальные факультеты. В 56 г. было принято специальное постановление по осуществлению политехнического обучения в школах БССР. В соответствии с ним в учебный план были введены практические занятия в школьных лабораториях и в мастерских и практика по машиноведению. В 50-ых годах получает дальнейшее развитие педагогическая наука. Появляются учебные пособия по педагогике и история образования, проблемам воспитания. В СССР издаются труды, таких педагогов как Ушинский, Пирогов и др. В 50-ых годах подчеркивалась необходимость перестройки учебной программы в сторону большей производственной специализации, с тем, чтобы наряду с общим образованием были подготовлены и к практической деятельности. В 1958 г. верховный совет СССР принял закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитием народного образования в СССР. Одним из его положений было введение 8-ми летнего образования. В 62-63 гг. все 7-ми летние перешли в 8-ми летние. В 60-ых годах были приняты меры по укреплению материальной базы школ и углублению содержания обучения. В некоторых школах в старших классах вводились углубленное изучения отдельных предметах. В 70-ых г. было поставлено задача завершить к 75 году переход ко всеобщему среднему образованию. В эти годы происходит переход на новые программы и учебники. Укрепились связи школ с близлежащими предприятиями. Также создаются УПК. В середине 80-ых годов были приняты попытки реформировать систему образования. Специальным постановлением 84 года предусматривалась реформа общеобразовательной школы (изменилась структура школы). Реформа определила переход к обучению детей с 6-и летнего возраста. Были переработаны программы всех школьных дисциплин. Вводятся новые предметы.
19 вопрос. Дидактическая система Я. Коменского. Пед. труды. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще.
а.) Принцип сознательности и активности: предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.
б.) Принцип наглядности: предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
в.) Принцип постепенности и систематичности знаний: Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.
г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения.
38 вопрос. Педагогическая деятельность и взгляды В. А. Сухомлинского. Родился (1918-1970) на Украине, окончил педагогический институт, участник войны. С 1947 года в течении 22 лет проработал директором средней школы в селе Павлыш. Всю жизнь посвятил детям, и раздумьям о их воспитании. Результатом его педтворчества стали книги (духовный мир школьника, сердце отдаю детям, павлышская средняя школа, рождение гражданина, разговор с молодым директором школы и др. ) .С. подчёркивал, что духовную полноту, насыщенность жизни, могут дать разносторонние образования и активные стремления к знаниям. Ребёнок не может быть счастлив, если в школе плохо или скучно. Сделать ребёнка счастливым – помочь ему учится. Обращал внимание, что в школах дети перегружены работой, и перегрузка – это не только объём материала, перегрузка, где умственный труд носит односторонний характер, где ученик заучивает и от него не требуется размышлений. Учителю важно научить ученика думать. Одной из проблем образования – сделать учение радостным, превратить школу в дом радости. Одним из условий является собственное творчество детей, дети должны жить в мире творчества. В Павлышской школе учебные занятия широко подкреплялись не учебными занятиями. Рассуждая как сделать процесс учения для ученика радостным, С. пришёл к выводу: это можно, если ученик будет находиться в постоянном творчестве и поиске. Будет из фактов делать самостоятельные выводы. Обучение будет побуждать ребёнка заниматься самообразованием. Ученики и учителя будут связывать доверительные, спокойные, деловые отношения. Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьника. Труд – основное средство развития личности. В противовес авторитарному воспитанию, С. утверждал гуманистическую подготовку. В школе он стремился к созданию высоконравственного коллектива. В школе была разработана комплексная программа воспитания красотой. Взгляды Сухомлинского на воспитание (доверие и уважение к личности ребёнка) , ограничение влияния на личность, воспитание без наказания, воспитание свободы выбора и др. не соответствовали прежним взглядам. Одна из его работ (этюды о коммунистическом воспитании) была подвергнута критике. Пропаганде абстрактного гуманизма. Он был обвинен в недостаточной партийности.
39 вопрос. Основные направления педагогической мысли и тенденции развития школьных систем за рубежом во второй половине 20 века. Тенденции общественного развития различных стран мира повысили социальную значимость образования. Состояние и характер развития образования во второй половине 20-го века, определялись сложившимися в разных странах экономическим и социальным положением. За этот период значимые положительные изменения. Возникла необходимость постоянного обновления знаний. Зарубежная педагогика представлена 3-мя базовыми концепциями образования. Каждая предлагает свои ответы на такие вопросы: какова функция школы? Какие цели должно определять обучение? Традиционалистическая концепция являлась базовой в системе образования США и западной Европы. Согласно этой концепции школьное образование в качестве своей цели должно рассматривать обладание учащимися базовыми ЗУН. На первый план выдвигалось изучение усвоенных, наиболее важных и необходимых знаний. Школа должна приобщить к не приходящим ценностям духовной культуры человечества. Представители этой концепции считают, что должны быть четкие стандарты образования, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. Представители рационалистической считают, что учащиеся должны изучать различные виды знаний, которые должны способствовать практической адаптации молодежи к жизни. Свою задачу видят в создании коллективной технологии обучения системы поощрений и наказаний, направленных на усвоение определенной образовательной программы. Представители феноменологического направления выступают за гуманистическую направленность образования. Гуманистические представители видят смысл образования в его содержании, как необходимом условии личностного самовыражения. Очень важно помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено. В странах западной Европы в конце 20 в. прошла волна реформ, которые ставили своей целью модифицировать школьную систему, обеспечить молодёжи доступ к полноценным знаниям, предоставление возможности профессионального обучения. В большинстве стран среднее образование представлено 2-мя уровнями подготовки: неполное и полное среднее образование. Получили развитие объединенные школы (ФРГ-гимназии, Англии — грамматические, Франции — лицеи). Особенность школьной реформы: предоставление возможности в старших классах выбрать определенную специализацию. Одной из особенностей средней школы за рубежом явилась интеграция общего и профессионального образования в рамках полной средней школы. Важным направлением реорганизации образования за рубежом становиться расширение возможностей выбора моделей образования. Большое место в этой связи занимают частные учебные заведения. Большинство этих школ находятся в ведении церкви. Получили распространение в США привилегированные частные школы. Обучение платное и высокое. Выпускникам отдаётся предпочтение в ВУЗы. Новой тенденцией в развитии школьного образования в западной Европе и США является создание нетрадиционных учебных заведений. Они отличаются от массовых школ содержанием, административной независимостью и т.д.
41 вопрос. Образование и педагогическая мысль Беларуси на рубеже 20-21 вв. Национальная система образования РБ признана обеспечить всем гражданам доступность форм и видов образования, развитие творческих возможностей человека, помощь каждому человеку в определении своего мест в жизни. Впервые закон *об образовании в РБ * был принят 19 декабря 1991 года. В марте 2002 года в этот закон были внесены изменения. Гос.политика в сфере образования основывается на следующих принципах: обязательности базового образования, преемственности и неприемственности уровней образования гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, светского характера образования. Структура. Начальное звено - дошкольное воспитание. Цель: содействие духовному и физическому развитию ребёнка.
Основное вено – общее среднее образование. Цель: развитие разносторонних творческих способностей личности через овладение системой ЗУН.Общее среднее образование включает: начальную школу, базовую школу, среднюю школу.Внешкольное обучение и воспитание призвано наиболее полно удовлетворять разносторонние потребности и интересы, содействовать духовному и физическому положению личности.Цель ПТУ, ПЛ, ПТК(профессионально - техническое образование) – подготовка квалифицированных рабочих кадров.Цель техникумов, колледжей(среднее специальное образование) – подготовка специалистов среднего звена.Сейчас 4 типа высших учебных заведений: классический университет, профильный университет(академия), институт, высший колледж. Их цель: подготовка специалистов высшей квалификации.Послевузовское образование включает 2 ступени: подготовка научных работников высшей квалификации с присуждением доктора наук(аспирантура, адъюнктура),подготовка с присуждением учёной степени доктора наук(докторантура).
Одним из звеньев систем образования в РБ является повышение квалификации и переподготовка кадров. Этим занимаются: академии, институты, учебные центры, учебные комбинаты, факультеты.
В реформаторские этапы:
1.Характеризуется принятием
закона, концепцией развития
2.Организационно-внедренческий
3.2005-2010 – завершающий.
Обобщение результатов
Реформа общеобразовательной школы была в середине 80-х годов (последняя), но она не достигла поставленных целей, в школьном образовании начали проявляться такие негативные тенденции: снижение качества знаний, увеличение учебной нагрузки.