Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.

Работа содержит 1 файл

ИсторияПедагогикиВопросыПлюсШпоры.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Вопросы к  экзамену по дисциплине «Педагогика»

 

(раздел: История образования и педагогической мысли)

 

1.Концепции происхождения  воспитания. Зарождение воспитания  в первобытном обществе.

2.Воспитание и обучение  в странах Древнего Востока:  дома табличек в Древней Месопотамии, школа в Древнем Египте.

3.Воспитательные традиции  и школа в Древней Индии  и Древнем Китае.

4.Система образования  и воспитания в государствах  Древней Греции (Спарте и Афинах).

5.Просвещение в эпоху  эллинизма (3-1 вв. до н.э.).

6.Взгляды древнегреческих философов на воспитание и образование (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель).

7. Воспитание, школа и  педагогическая мысль в Древнем  Риме.

8. Воспитание и обучение  у ранних христиан.

9.Школа и педагогическая  мысль в Византии.

10.Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет.

11.Педагогические взгляды  гуманистов эпохи Возрождения  (В. де Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень,  Э.Роттердамский и др).

12.Реформация и ее  влияние на развитие образования  в Западной Европе. Формирование Иезуитской системы воспитания.

13.Воспитание и школа  в Киевской Руси. Памятники педагогической  литературы 11-12вв.

14.Просвещение и письменность  на древнебелорусских землях  в 9-13вв. Просветительская деятельность  Е.Полоцкой и К.Туровского.

15. Просвещение и школа на белорусских землях в эпоху Великого Княжества Литовского. Просветительская деятельность Ф.Скорины. Педагогические взгляды Н.Гусовского, С.Будного, В.Тяпинского.

16. Школа и педагогическая  мысль на белорусских землях  в эпоху Речи Посполитой.

17.Педагогическая мысль  начала Нового времени (Ф.Бекон,  В.Ратке и др.).

18.Деятельность и педагогические  взгляды Я.А.Коменского.

19.Дидактичнская система  Я.А.Коменского. Педагогические труды.

20.Педагогические идеи  Дж.Локка. Концепция воспитания  джентльмена.

21.Идеи теории свободного  естественного воспитания Ж.Ж.Руссо.

22. Педагогическая идея  И.Г.Песталоцци. Теория элементарного  образования.

23.Педагогические взгляды  И.Ф.Гербарта и их влияние на  школьную практику.

24. Педагогические взгляды  А.Дистервега.

25. Педагогические воззрения  Г.Спенсера.

26.Тенденции развития  школы в Западной Европе в  19в.

27.Развитие школы в  Русском государстве в 16-17 вв. Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская  академии и их роль в развитии  образования.

28.Просвещение и кола в России в 18в.

29. Школа и педагогическая  мысль в России 19в. 

30.Педагогические идеи  К.Д.Ушинского.

31. Школа и национально-просветительское  движение в Беларуси в 19-нач. 20в.

32.Зарубежная реформаторская  педагогика конца 19-нач.20 века: экспериментальная педагогика (Э.Мейман, В.Лай); теория свободного воспитания (Э.Кей, М.Монтессори др.).

33.Педагогические течения  в зарубежной педагогике конца  19-нач. 20 вв.: прагматическая педагогика  Дж.Дьюи; теория гражданского воспитания  и трудовой школы Г.Кершенштейнера.

34.Системы образования  ведущих стран между Первой  и Второй мировыми войнами.  Экспериментальный поиск новых  подходов к обучению и воспитанию  на основе идей реформаторской  педагогики (Дальтон-план, Иена-план  и др.).

35.Создание и развитие  советской системы образования в России и Беларуси в 1917-1945гг.

36.Педагогическая деятельность  и воспитательная система А.С.Макаренко.

37.Школа и педагогика  в СССР и Беларуси в 1945-1991гг.

38. Педагогическая деятельность  и взгляды В.А.Сухомлинского.

39.Школа в Западной Европе во второй половине 20в. Содержание и основные направления школьных реформ.

40.Реформа высшего  образования в Европе (90-е гг. 20в. 2010). Болонский процесс.

41.Образование и педагогическая  мысль Беларуси в 90-е гг. 20-нач. 21вв.

42.Развитие нормативно-законодательной базы в сфере образования на рубеже 20-21вв. Основополагающие документы по образованию и воспитанию в Республике Берарусь.

 

1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).

Воспитание  в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.

В соответствии с периодизацией, принятой в исторической науке, курс истории педагогики делится на: 1)воспитание в первобытном обществе; 2)воспитание и школа в древнем мире; 3)воспитание и школа в средние века; 4)школа и педагогика в новое время; 5)школа и педагогика в новейшее время.

Воспитание — явление социальное, возникло вместе с человеческим обществом и прошло длительный путь развития. В условиях первобытно общинного строя, характеризовавшегося общим владением средств производства и разделением труда (в зависимости от пола и возраста членов общества), воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей им навыков изготовления и использования примитивных орудий труда, навыков собирания еды, приёмов охоты и т.д. Отметим, что отделение скотоводства от земледелия явилось скачком в развитии общества и повлекло за собой изменение его социальной  структуры. Начало усложняться содержание воспитания. Создаются школы.

 

2 вопрос. Древний мир существовал более 5 тыс. лет (от 5 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Древние цивилизации накопили богатый опыт образования и воспитания.

Школа и воспитание в древней Месопотамии. В третьем тысячелетии до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникло ряд государств, которые сменяли друг друга вплоть до 100 г. н.э. (Шумер, Вавилон и т.д.). Эти государства имели развитую культуру. Там развивались астрономия, математика, письменность. Почти в каждом городе были учебные заведения. Заведения, где готовили писцов, получили название домов-табличек. Первые школьные таблички из глины относят к 3 тыс. до н.э. В 1 тыс. до н.э. начали пользоваться деревянными табличками, покрытыми воском. Обучение предусматривало к ремеслу писца, их учили читать, писать, считать, иностранным языкам. Выпускники, эддубов (эддубы — школы), должны были знать 4 арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения. Кроме того, они должны были уметь измерять земляные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать языки жрецов, пастухов, ремесленников.

Школа в древнем  Египте. Первые сведения о школьном обучении древних египтян относят к 3 тыс. до н.э. Предполагают, что школы возникали при храмах и дворцах. Обучали с 5-тн лет. Чтобы овладеть грамотой, ученику надо было запомнить не менее 700 иероглифов. Писали на коже животных, глиняных табличках. Позднее появляется папирус. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, иностранным языкам. Постепенно  усиливалась специализация.

4 вопрос. Школа и воспитание в древней Греции. Страна, состоящая из городов-государств - полисов. Особую роль в древней Греции играли два государства: Спарта и Афины. Они дали два образца воспитания. В Спарте сложился идеал сильною духом, физически развитого, смышленого в военном деле человека. Воспитание спартиатов было полностью в ведении государства. Начиналось воспитание с первого дня жизни. С семи лет мальчиков собирали вместе и делили на агеллы. С 13 лет подростки обучались и воспитывались в школах для гимнастических упражнении и военною искусства. С 18 лет они направлялись в Эфебию (армия) где проходили специальную подготовку.

В Афинах ставилась цель всеобщего развития человека. Было 2 типа начальных школ: 1) муссичесская; 2) гимнастическая (палестры). В муссической школе обучали читать и писать, считать, музыке. В них школах заучивались отрывки из произведении Гомера. Эзопа. Учили играть на лире, кифаре. В палестрах дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья. Закончив эти две школы, далее могли учиться в гимназиях. В Афинах в 5-4 в. до н.э. было 3 гимназии. С 18 лет юноши состояли в эфебии. В Афинах и других городах Греции в 5-4 в. до н.э. открывали частные школы странствующие учителя - софисты (учителя мудрости).

6 вопрос. Греческие философы о воспитании. В 6 в. до н.э. в древней Греции начинают складываться философские школы. Древнейшей была школа Пифагора.

Героклид (520 - 460 до н.э.). В его сочинениях содержится ряд координальных педагогических идей.

Демокрит (460 - 370   до н.э.). Учёный, один из первых основателей материалистических взглядов на мир и человека. Он подчёркивал большую роль семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей.

Сократ (470 - 399 1 .г. до н.э.). Он не оставил после себя книг и трактатов, но его дела известны от его учеников. В своей педагогической практике он эффективно использовал такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) ученик Сократа, основал философскую школу-академию, которой сам руководил. Там обучали математике, астрономии, диалектике, естествознанию. Он выдвинул идею создания системы государственных школ.

Аристотель (384 - 322 до н.э.) ученик Платона. Создал свою философскую школу, написал ряд трудов, в которых рассматривал вопросы воспитания и обучения. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения. Педагогические идеи выдающихся греческих философов оказали огромное влияние на всё последующее развитие теории воспитания. Все их идеи выражали взгляды, защищающие детей рабовладельцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вопрос. Школа в древней Индии. Школьное образование в Индии появилось в 3-2 тыс. до н.э. В течение 2-1 тыс. до н.э. Индия была завоевана     арийскими племенами.На базе отношений коренною населения и завоевателей возник строй, который назывался «кастовым». Население было поделено на 4 касты:

1) брахманы (жрецы);

2) кшатрии (воины);

3) вайшьи (торговцы, ремесленники);

4) шудры (слуги, рабы).

Кастовость наложила особый отпечаток на развитие воспитания и обучения в древней Индии. На воспитание и образование офомнос влияние оказывала религия. Сначала брахманизм, буддизм. Длительность обучения не превышала 8-ми лет. Некоторые юноши получали повышенное образование (изучение поэзии, литературы, философии, математики, астрономии). Буддизм отверг принцип неравенства каст, провозгласив равенство люден по рождению. Элементарное образование получали в религиозных школа ведах. В некоторых буддистских монастырях давали повышенное образование. Во 2-6 в.в. происходит возрождение индуизма или брахманизма. В этот период пересматриваются взгляды на воспитание. Увеличилось число школ. Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку достичь душевной гармонии и покоя. В этот период определилось 2 типа школ: 1) начальная – толь; 2) повышенного типа - аграхар. 
Организованное обучение и образование в древней Индии прошло длительный путь развития. Обучение приближалось к практике жизни, становилось доступнее и расширялся социальный круг учащихся.

Школьное  дело и зарождение педагогической мысли  в древнем Китае. Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3 тыс. до н.э. и назывались они «СЯН» и «СЮН». Позже для обозначения учебных заведений стали пользоваться словом «СЮЭ». Учились там дети свободных и состоятельных людей. Первые сведения о СЮЭ содержатся в надписях эпохи «Шан» (16-11 в.в. до н.э.). В программу обучения входили 6 искусств: 1) мораль; 2) письмо; 3) счёт; 4) музыка; 5) стрельба из лука; 6) управление лошадью. Главной целью обучения было освоение иероглифов. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях, костях животных. С 10 в. до н.э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. Начиная с 8 в. до н.э., используют бамбук, расщеплённый в пластины. Во 2 в. н.э. изготавливают бумагу и тушь. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и обучение. Эти попытки были в рамках философии. Наибольшее значение на развитие педагогической мысли оказал Конфуций (551-479 г.г. до н.э.). Он создал свою школу, где обучалось до 300 учеников. Он написал ряд трактатов, где обобщил опыт воспитания и образования древнего Китая. Конфуций подчёркивал особую роль воспитания в формировании человека. По его мнению, идеально воспитанный человек - должен обладать благородством, правдивостью, богатой духовной культурой. Взгляды Конфуция на воспитание развили его последователи на исходе эпохи древнего Китая (2 в. до н.э. - 2 в. н.э.). Конфуцианство являлось официальной идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила широкое распространение. Школьное дело стало частью государственной политики. Возникла система государственных экзаменов, чтобы занять ряд чиновничьих должностей.

 

7 вопрос. Воспитание и педагогические идеи в Древнем Риме. До 3 в до н.э. в древнем Риме господствовало семейное воспитание. Начиная со 2 в. до н.э. в Риме появляются частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету. В 3-1 в.в. до н.э. в Рим усиленно проникает влияние греческой культуры. Возникают грамматические школы для детей состоятельных граждан Рима (с 12 лет). Содержание занятий уделялось греческому и латинскому языкам. Повышенное образование в древнем Риме давали риторские школы (ораторов). В римских школах не обучали музыке, но много внимания уделяли физкультуре и военному ремеслу. В 15 риторских школах готовили к государственной службе. Наиболее известна школа Квинтилиана.

 

14 вопрос. Просвещение и письменность на древнебелорусских землях в 9-13 вв. Просветительная деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Предположения о появлении письменности у Восточных славян до принятия христианства опираются на сообщения иностранных ученых и писателей. Отметим, что с конца 10-начало 11 века распространение письменности ускорилось. В 988 году Киевскими князями была принята новая религия – христианство. В этот период Киевская Русь представляла собой мощное феодальное государство, объединившее множество земель. Введение христианства вызвало потребность к грамотным людям, которые нужны были для служения в церквях, переводов, служебных книг. На полоцкой земле найдено немало памятников, которые свидетельствуют о широком распространении письменности среди населения. Выдающейся просветительницей была Е. Полоцкая(1110-1173). Позже Е. П. открыла свой монастырь и школу при церкви, в которой  девочек обучали рукоделию, чтению, воспитывали в них культуру поведения. На туровской земле известен просветитель Кирилл Туровский (12в). Ему принадлежит множество поучений; все произведения К. Т. преследуют воспитательные и образовательные цели. Например: показать хорошее, научить избегать плохого, необходимость читать книги. Важным средством просвещения являются произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, песни. Они выражали высокие идеалы человека, рассказывали о борьбе добра и зла, о значении труда, о различных предметах, явлениях народа

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"