Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка
1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»
(раздел: История образования и педагогической мысли)
1.Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
2.Воспитание и обучение в странах Древнего Востока: дома табличек в Древней Месопотамии, школа в Древнем Египте.
3.Воспитательные традиции и школа в Древней Индии и Древнем Китае.
4.Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах).
5.Просвещение в эпоху эллинизма (3-1 вв. до н.э.).
6.Взгляды древнегреческих философов на воспитание и образование (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель).
7. Воспитание, школа и
педагогическая мысль в
8. Воспитание и обучение у ранних христиан.
9.Школа и педагогическая мысль в Византии.
10.Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет.
11.Педагогические взгляды
гуманистов эпохи Возрождения
(В. де Фельтре, Ф.Рабле, М.
12.Реформация и ее
влияние на развитие
13.Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы 11-12вв.
14.Просвещение и письменность на древнебелорусских землях в 9-13вв. Просветительская деятельность Е.Полоцкой и К.Туровского.
15. Просвещение и школа на белорусских землях в эпоху Великого Княжества Литовского. Просветительская деятельность Ф.Скорины. Педагогические взгляды Н.Гусовского, С.Будного, В.Тяпинского.
16. Школа и педагогическая мысль на белорусских землях в эпоху Речи Посполитой.
17.Педагогическая мысль
начала Нового времени (Ф.
18.Деятельность и
19.Дидактичнская система Я.А.Коменского. Педагогические труды.
20.Педагогические идеи
Дж.Локка. Концепция
21.Идеи теории свободного
естественного воспитания Ж.Ж.
22. Педагогическая идея И.Г.Песталоцци. Теория элементарного образования.
23.Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта и их влияние на школьную практику.
24. Педагогические взгляды А.Дистервега.
25. Педагогические воззрения Г.Спенсера.
26.Тенденции развития школы в Западной Европе в 19в.
27.Развитие школы в
Русском государстве в 16-17 вв.
Киевско-Могилянская и Славяно-
28.Просвещение и кола в России в 18в.
29. Школа и педагогическая мысль в России 19в.
30.Педагогические идеи К.Д.Ушинского.
31. Школа и национально-
32.Зарубежная реформаторская педагогика конца 19-нач.20 века: экспериментальная педагогика (Э.Мейман, В.Лай); теория свободного воспитания (Э.Кей, М.Монтессори др.).
33.Педагогические течения
в зарубежной педагогике конца
19-нач. 20 вв.: прагматическая педагогика
Дж.Дьюи; теория гражданского
34.Системы образования
ведущих стран между Первой
и Второй мировыми войнами.
Экспериментальный поиск новых
подходов к обучению и
35.Создание и развитие советской системы образования в России и Беларуси в 1917-1945гг.
36.Педагогическая
37.Школа и педагогика
в СССР и Беларуси в 1945-
38. Педагогическая деятельность и взгляды В.А.Сухомлинского.
39.Школа в Западной Европе во второй половине 20в. Содержание и основные направления школьных реформ.
40.Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. 20в. 2010). Болонский процесс.
41.Образование и
42.Развитие нормативно-
1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая
(воспитание людей сходно с воспитанием
с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.
В соответствии с периодизацией, принятой в исторической науке, курс истории педагогики делится на: 1)воспитание в первобытном обществе; 2)воспитание и школа в древнем мире; 3)воспитание и школа в средние века; 4)школа и педагогика в новое время; 5)школа и педагогика в новейшее время.
Воспитание — явление социальное, возникло вместе с человеческим обществом и прошло длительный путь развития. В условиях первобытно общинного строя, характеризовавшегося общим владением средств производства и разделением труда (в зависимости от пола и возраста членов общества), воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей им навыков изготовления и использования примитивных орудий труда, навыков собирания еды, приёмов охоты и т.д. Отметим, что отделение скотоводства от земледелия явилось скачком в развитии общества и повлекло за собой изменение его социальной структуры. Начало усложняться содержание воспитания. Создаются школы.
2 вопрос. Древний мир существовал более 5 тыс. лет (от 5 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Древние цивилизации накопили богатый опыт образования и воспитания.
Школа и воспитание в древней Месопотамии. В третьем тысячелетии до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникло ряд государств, которые сменяли друг друга вплоть до 100 г. н.э. (Шумер, Вавилон и т.д.). Эти государства имели развитую культуру. Там развивались астрономия, математика, письменность. Почти в каждом городе были учебные заведения. Заведения, где готовили писцов, получили название домов-табличек. Первые школьные таблички из глины относят к 3 тыс. до н.э. В 1 тыс. до н.э. начали пользоваться деревянными табличками, покрытыми воском. Обучение предусматривало к ремеслу писца, их учили читать, писать, считать, иностранным языкам. Выпускники, эддубов (эддубы — школы), должны были знать 4 арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения. Кроме того, они должны были уметь измерять земляные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать языки жрецов, пастухов, ремесленников.
Школа в древнем Египте. Первые сведения о школьном обучении древних египтян относят к 3 тыс. до н.э. Предполагают, что школы возникали при храмах и дворцах. Обучали с 5-тн лет. Чтобы овладеть грамотой, ученику надо было запомнить не менее 700 иероглифов. Писали на коже животных, глиняных табличках. Позднее появляется папирус. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, иностранным языкам. Постепенно усиливалась специализация.
4 вопрос. Школа и воспитание в древней Греции. Страна, состоящая из городов-государств - полисов. Особую роль в древней Греции играли два государства: Спарта и Афины. Они дали два образца воспитания. В Спарте сложился идеал сильною духом, физически развитого, смышленого в военном деле человека. Воспитание спартиатов было полностью в ведении государства. Начиналось воспитание с первого дня жизни. С семи лет мальчиков собирали вместе и делили на агеллы. С 13 лет подростки обучались и воспитывались в школах для гимнастических упражнении и военною искусства. С 18 лет они направлялись в Эфебию (армия) где проходили специальную подготовку.
В Афинах ставилась цель всеобщего развития человека. Было 2 типа начальных школ: 1) муссичесская; 2) гимнастическая (палестры). В муссической школе обучали читать и писать, считать, музыке. В них школах заучивались отрывки из произведении Гомера. Эзопа. Учили играть на лире, кифаре. В палестрах дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья. Закончив эти две школы, далее могли учиться в гимназиях. В Афинах в 5-4 в. до н.э. было 3 гимназии. С 18 лет юноши состояли в эфебии. В Афинах и других городах Греции в 5-4 в. до н.э. открывали частные школы странствующие учителя - софисты (учителя мудрости).
6 вопрос. Греческие философы о воспитании. В 6 в. до н.э. в древней Греции начинают складываться философские школы. Древнейшей была школа Пифагора.
Героклид (520 - 460 до н.э.). В его сочинениях содержится ряд координальных педагогических идей.
Демокрит (460 - 370 до н.э.). Учёный, один из первых основателей материалистических взглядов на мир и человека. Он подчёркивал большую роль семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей.
Сократ (470 - 399 1 .г. до н.э.). Он не оставил после себя книг и трактатов, но его дела известны от его учеников. В своей педагогической практике он эффективно использовал такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.
Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) ученик Сократа, основал философскую школу-академию, которой сам руководил. Там обучали математике, астрономии, диалектике, естествознанию. Он выдвинул идею создания системы государственных школ.
Аристотель (384 - 322 до н.э.) ученик Платона. Создал свою философскую школу, написал ряд трудов, в которых рассматривал вопросы воспитания и обучения. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения. Педагогические идеи выдающихся греческих философов оказали огромное влияние на всё последующее развитие теории воспитания. Все их идеи выражали взгляды, защищающие детей рабовладельцев.
3 вопрос. Школа в древней Индии. Школьное образование в Индии появилось в 3-2 тыс. до н.э. В течение 2-1 тыс. до н.э. Индия была завоевана арийскими племенами.На базе отношений коренною населения и завоевателей возник строй, который назывался «кастовым». Население было поделено на 4 касты:
1) брахманы (жрецы);
2) кшатрии (воины);
3) вайшьи (торговцы, ремесленники);
4) шудры (слуги, рабы).
Кастовость наложила особый отпечаток на развитие
воспитания и обучения в древней Индии.
На воспитание и образование офомнос влияние
оказывала религия. Сначала брахманизм,
буддизм. Длительность обучения не превышала
8-ми лет. Некоторые юноши получали повышенное
образование (изучение поэзии, литературы,
философии, математики, астрономии). Буддизм
отверг принцип неравенства каст, провозгласив
равенство люден по рождению. Элементарное
образование получали в религиозных школа
ведах. В некоторых буддистских монастырях
давали повышенное образование. Во 2-6 в.в.
происходит возрождение индуизма или
брахманизма. В этот период пересматриваются
взгляды на воспитание. Увеличилось число
школ. Воспитание рассматривается, как
способ помочь человеку достичь душевной
гармонии и покоя. В этот период определилось
2 типа школ: 1) начальная – толь; 2) повышенного
типа - аграхар.
Организованное обучение и образование
в древней Индии прошло длительный путь
развития. Обучение приближалось к практике
жизни, становилось доступнее и расширялся
социальный круг учащихся.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае. Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3 тыс. до н.э. и назывались они «СЯН» и «СЮН». Позже для обозначения учебных заведений стали пользоваться словом «СЮЭ». Учились там дети свободных и состоятельных людей. Первые сведения о СЮЭ содержатся в надписях эпохи «Шан» (16-11 в.в. до н.э.). В программу обучения входили 6 искусств: 1) мораль; 2) письмо; 3) счёт; 4) музыка; 5) стрельба из лука; 6) управление лошадью. Главной целью обучения было освоение иероглифов. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях, костях животных. С 10 в. до н.э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. Начиная с 8 в. до н.э., используют бамбук, расщеплённый в пластины. Во 2 в. н.э. изготавливают бумагу и тушь. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и обучение. Эти попытки были в рамках философии. Наибольшее значение на развитие педагогической мысли оказал Конфуций (551-479 г.г. до н.э.). Он создал свою школу, где обучалось до 300 учеников. Он написал ряд трактатов, где обобщил опыт воспитания и образования древнего Китая. Конфуций подчёркивал особую роль воспитания в формировании человека. По его мнению, идеально воспитанный человек - должен обладать благородством, правдивостью, богатой духовной культурой. Взгляды Конфуция на воспитание развили его последователи на исходе эпохи древнего Китая (2 в. до н.э. - 2 в. н.э.). Конфуцианство являлось официальной идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила широкое распространение. Школьное дело стало частью государственной политики. Возникла система государственных экзаменов, чтобы занять ряд чиновничьих должностей.
7 вопрос. Воспитание и педагогические идеи в Древнем Риме. До 3 в до н.э. в древнем Риме господствовало семейное воспитание. Начиная со 2 в. до н.э. в Риме появляются частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету. В 3-1 в.в. до н.э. в Рим усиленно проникает влияние греческой культуры. Возникают грамматические школы для детей состоятельных граждан Рима (с 12 лет). Содержание занятий уделялось греческому и латинскому языкам. Повышенное образование в древнем Риме давали риторские школы (ораторов). В римских школах не обучали музыке, но много внимания уделяли физкультуре и военному ремеслу. В 15 риторских школах готовили к государственной службе. Наиболее известна школа Квинтилиана.
14 вопрос. Просвещение и письменность на древнебелорусских землях в 9-13 вв. Просветительная деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Предположения о появлении письменности у Восточных славян до принятия христианства опираются на сообщения иностранных ученых и писателей. Отметим, что с конца 10-начало 11 века распространение письменности ускорилось. В 988 году Киевскими князями была принята новая религия – христианство. В этот период Киевская Русь представляла собой мощное феодальное государство, объединившее множество земель. Введение христианства вызвало потребность к грамотным людям, которые нужны были для служения в церквях, переводов, служебных книг. На полоцкой земле найдено немало памятников, которые свидетельствуют о широком распространении письменности среди населения. Выдающейся просветительницей была Е. Полоцкая(1110-1173). Позже Е. П. открыла свой монастырь и школу при церкви, в которой девочек обучали рукоделию, чтению, воспитывали в них культуру поведения. На туровской земле известен просветитель Кирилл Туровский (12в). Ему принадлежит множество поучений; все произведения К. Т. преследуют воспитательные и образовательные цели. Например: показать хорошее, научить избегать плохого, необходимость читать книги. Важным средством просвещения являются произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, песни. Они выражали высокие идеалы человека, рассказывали о борьбе добра и зла, о значении труда, о различных предметах, явлениях народа