Семья как специфическая единица педагогической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности.
Объект исследования: семья как педагогическая система.
Предмет исследования: педагогическая сущность семьи и семейного воспитания.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

5. Функция первичного социального контроля.

Цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта. Особенно для тех членов семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение, являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально-эротическая функция.

Существует  для удовлетворения сексуальных  потребностей семьи, регулирует сексуальное  поведение членов семьи. Обеспечение  биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и  человек имеет дату рождения и  смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает  и затем исчезает. У неё также  имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать.

Семья, которая  адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии.

Структура семьи - это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений  между её членами. Структура семьи  и ее функции взаимно влияют друг на друга. Соловьев Н.Я. выделяет следующие  формы семьи [3,С. 85].:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник - родители и один ребёнок. Она представлена представителями двух поколений - родители и дети. Существует две разновидности - полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма - расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем двух поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант - большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант - «семья - клан». Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример - сицилийская мафия.

5-й вариант - «семья - двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчас встречается редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры  семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт.

Структура семьи  и ее функции меняются на различных  этапах жизнедеятельности семьи. В  литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствием детей, а также их возрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап.

Дружинин В.Н. выделяет следующие основные стадии [4.С. 106.]:

1 стадия - этап молодой семьи (0-5лет).

Начинается  от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон  называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии - проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают - на эту стадию приходится пик разводов, которые связаны со следующими причинами:

· неподготовленность к супружеству;

· плохие бытовые условия;

· отсутствие жилой площади;

· вмешательство родственников во взаимоотношения молодых.

2-я стадия - семья с несовершеннолетними детьми.

Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. Начинается от рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов приходится на возраст ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная  функция - основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникает дилемма - что сохранять - себя или семью. Появляется необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Здесь можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также  знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет  семейной жизни. Этот кризис интересен  тем, что с одной стороны это  кризис семьи (седина в голову, а  бес в ребро), с другой - это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей - кризис эго идентичности - поиск себя; для родителей - кризис достижений). При добавлении кризиса обстоятельств получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

3-й этап - завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность - кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивное сопротивление повзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия. Возникает проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, возникает проблема здоровья. Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста - удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

 

1.2.    Особенности развития современной  семьи и основные функции

Семья, с позиции  социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.[5, с.42]

Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

С философской  точки зрения, семья-это вид социальной общности, важнейшая форма организации  личностного быта, основанный на супружеском  союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизведении самого человека, в продлении человеческого рода.[6, с.115]

С точки зрения педагогики, семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном  родстве, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  и материальной ответственностью.[7, с.29]

Брак как  устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.

Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.[8,с. 92]

Брак - явление  историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии  к единобрачию.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети.[9,с.73]

Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее  время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

Матрилокальный  тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли «примаком». Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась «невесткой».

Нуклеарный  тип брачных отношений находит  отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

Для современной  городской семьи характерным  типом семейных отношений можно  считать унилокальный тип, при котором  супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

Жизнь семьи  характеризуется многосторонними  отношениями: социально-биологическими, хозяйсвенно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.[8,с.72]

Основными функциями по отношению к обществу являются:

1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках одного государства.

2. Воспитательная функция - передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

3. Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и т.д.

4. Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для общения с семьей.

Функции семьи  по отношению к человеку (по Сластенину):

1. Супружеская функция;

2. Родительская функция;

3. Организация быта;

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое  воспроизводство населения. Это  основная, но кроме этой существует целый ряд социальных функций  семьи. Это:

1. Воспитательная - социализация молодого поколения;

2. Хозяйственно - бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

3. Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

4. Социальный контроль - ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

5. Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

6. Социально - статусная - семья занимает определенное социальное положение в обществе;

7. Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

8. Эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

 

Глава 2

Теоретические аспекты  семейного воспитания

2.1 Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а  также содержание и характер этого  влияния объясняются теми механизмами  социализации ребенка, которые с  наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться  тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о  том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи целиком. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом - внутренней потребности.

Информация о работе Семья как специфическая единица педагогической системы