Педагогические принципы воспитания в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение.

Содержание

Введение: 3
Важнейшие принципы современного семейного воспитания: 4
Принцип целенаправленности. 4
Принцип научности. 5
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. 6
Принцип комплексности и систематичности. 12
Принцип согласованности в воспитании. 13
Вывод: 14

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 40.46 Кб (Скачать)
 
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра философии и истории 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной  дисциплине

ПЕДАГОГИКА 

Вариант № 5

Тема:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 
 

Выполнил: слушатель группы 1301

ст.сержант вн. службы Д.Н. Зарубин

специальность 030300.62 – психология

(бакалавриат,  заочная форма обучения)  
 

                Проверил: 
                 
                 
                 
                 

Рязань 2012

План:

Введение: 3

Важнейшие принципы современного семейного воспитания: 4

Принцип целенаправленности. 4

Принцип научности. 5

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. 6

Принцип комплексности и  систематичности. 12

Принцип согласованности  в воспитании. 13

Вывод: 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное  к личности.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений  о ценностях, стиля отношений в семье. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного  воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ  от дружбы, телесные наказания).

В последние  годы в связи с демократическими преобразованиями в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые  из них наполняются новым содержанием. Например, отступает принцип субординации, согласно которому мир детства представлялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным складом заготовок для взрослой жизни. Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процессе солировали взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети - равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

Важнейшие принципы современного семейного воспитания:

 

Принцип целенаправленности.

Воспитание  как педагогическое явление характеризуется  наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и  идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В  значительной степени современная  семья ориентируется на объективные  цели, которые формулируются в  каждой стране как главный компонент  ее педагогической политики.

В последние  годы в качестве объективных целей  воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как всестороннее гармоническое развитие личности. Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с самим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

Субъективную  окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет  вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и  мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка  иначе, чем это делалось в отношении  их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка  те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носителями  объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе  связана. Так, многие семьи, исходя из интересов  ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в  воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами  семьи, между семьей и детским  садом негативно сказываются  на нервно-психическом и общем  развитии ребенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду  того, что родители не всегда имеют  представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его  развития, природе воспитания как  такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье  в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности.

В течение  веков домашнее воспитание зиждилось  на житейских представлениях, здравом  смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие  науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях  развития ребенка, о построении воспитательного  процесса. Осмысление родителями научных  основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в  развитии собственных детей. В ряде исследований выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей  приводит к использованию случайных  методов и средств воспитания. Нежелание и неумение взрослых создать  в семье благоприятный психологический  климат - причина детских неврозов, девиантного поведения подростков. «Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание детей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д. Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испытывают потребности проконсультироваться у специалистов, познакомиться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, занимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.»1

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка.

Суть  этого принципа заключается в  том, что родители должны принимать  ребенка как данность, таким, каков  он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно  к каким бы то ни было внешним  эталонам, нормам, параметрам и оценкам.

Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом повинны родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним съедает много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители наградили ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое Я на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. «Родителям свойственно видеть пробелы в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, родственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает, есть ложкой, да еще пальцы в тарелку запускает». Оставим за кадром выяснение причин несоответствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные особенности поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не здесь и сейчас, и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную тактику: иначе требования повиснут в воздухе.»2 

Напомним  о педагогических правилах, вытекающих из принципа гуманности: избегать сравнения  ребенка с кем-либо; не навязывать в лоб примеры поведения, деятельности; не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед, надо оглядываться назад и сравнивать себя сегодняшнего с собою же вчерашним: Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше. Такая линия воспитания, в которой проявляется оптимизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внешних и внутренних конфликтов и способствует укреплению психического и физического здоровья ребенка.» Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недостатки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей. Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей неполноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого, родители должны примириться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, преодолеть которую полностью не удастся. Далее следует постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он обречен, жить с таким недостатком и к нему надо спокойно относиться. Конечно, сделать это очень непросто, потому что в детском саду, школе, на улице возможны любопытные взгляды, реплики, смех и прочие проявления душевной грубости детей, взрослых, даже педагогов-профессионалов. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, достоинства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.

Психологи выявили особую роль семейных истории  для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в сложной обстановке. Да и тем, кто рассказывает сыну или внуку эпизод из прошлого, тоже полезно это делать: воспоминания уравновешивают психику и вызывают столь дефицитные положительные эмоции.

Дети  любят, чтобы им повторяли одни и  те же истории, хотя не всегда просят об этом. Даже став взрослыми, они с  удовольствием вспоминают, как дедушку  боднул козленок, как бабушка, учась  в школе, так и не научилась  ездить на двухколесном велосипеде, как  папа упал с яблони, а мама не смогла хорошо сыграть музыкальную пьесу  на своем первом концерте в детском  саду и т.п. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они прибавляют детям уверенность  в своих силах. Раз у близких и любимых людей не все получалось сразу, не следует слишком уж огорчаться своими промахами. Ученые рекомендуют почаще рассказывать детям истории из их собственной жизни, в том числе о том периоде, когда слушатели были маленькие и только осваивали окружающий мир, преодолевали трудности, допускали ошибки. Это помогает детям ощущать свой рост, гордиться достижениями, стремиться к дальнейшему росту.

Принцип гуманности регламентирует отношения  взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. «В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, право на сегодняшний день»3.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку - стань таким, как я хочу. И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива. Например, постоянно торопят медлительного ребенка, запрещают общаться с другом, заставляют, есть нелюбимое блюдо и т.д.

Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто  не давал права решать за него его  судьбу, тем более по своему усмотрению ломать его жизнь. Родители обязаны  любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. «В связи с этим полезно следовать заветам педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, призывающего взрослых ощущать в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.»4 Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не, только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет он уже не сыграет, здесь уместны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого прорастают не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

Информация о работе Педагогические принципы воспитания в семье