Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного
воспитания на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
- исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6
1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14
1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20
1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25
Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33
2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37
2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51
Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56
3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59
3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания.docx

— 319.39 Кб (Скачать)

        3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом  отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке.

        4) Предлагать слабо успевающему   ученику,  с  заниженной  самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

        5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие  самооценку  ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее  сильных  и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на  собственные  способы действия.

        6) Необходимо вводить тетради   «Моя  учеба»,  в  которых   учащиеся  по специальной схеме делают  записи,  анализируя  и  оценивая  свою  работу  на уроке, определяя меру усвоения материала,  степень  его  сложности,  выделяя наиболее трудные моменты работы.

        7)  Необходимо  использовать  похвалу в работе  с детьми,  имеющими заниженную самооценку.

     Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Это демонстрирует наша экспериментальная часть исследования, где видно, что особенности воспитания определяются в семье.

     Существуют стили семейного воспитания: демократический, авторитарный и либеральный.

     Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Когда ребенок подрастает, попадает в школу и движется дальше от семьи, он испытывает на себе много чужих влияний, которые тоже отражаются на его самооценке.

     Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Тот же результат достигается и в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

     В семьях с авторитарным и либеральным стилями воспитания дети имеют низкую самооценку и обладают высоким уровнем тревожности.

     В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют адекватную самооценку и средний уровень тревожности.

     Таким образом, наше предположение о том, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку ребенка младшего школьного возраста, является верным.

 

Список  использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.,1992.

  2. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах // Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.

  3 . Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Просвещение, 1984.

  4.  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

  5.  Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.

  6. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1990 г.

  7.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

  8. Богомолова Н.Н. Социальная психология.

  9.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

10. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал.- 1992.

11.   Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ. 1986. № 3.

12. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964.

13. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991.

14.   Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

15.   Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. - 1999. - №5.

 16.  Всё о младшем школьнике. /Под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.

17.   Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6 - ти т. Т. - М.,1984

 18.   Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.

19. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000.

20. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3.

21.  Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

22.  Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. 

23.   Кулагина И.Ю.Возрастная психология Учебник.

24.   Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.

25.   Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976

26.   Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и

социальная  активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991.

27. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991.

28.  Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети – это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.

29.  Прихожан А.М.Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1980.

30. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996.

31.   Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

32. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- № 1.

33.   Славина Л.С.Знать ребенка, чтобы воспитывать. - М.: Знание, 1976.

34.   Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. – Т. 1.

35.    Спок  Бенджамин. Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н.А. Перовой. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990.

36.    Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: 1990.

37.    Хеллер  К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // 1990.

38.    Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

39.   Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960.

40.  Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986.  

41.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер.

42.   Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

 43.   Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1982.

44.    Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996

 45.   Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997. 

 

Приложение  А

Рисунок 1.  Влияние  самооценки младших классов на успеваемость

Рисунок 2. Благополучие в семье, как условие  формирование самооценки у школьников младшего школьника 
 
 
 

Приложение Б

Таблица 1. Соотношение самооценок у 1, 2 и 3 классов

 

Таблица 2. Динамика развития учащихся

Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 уровень 30% 20% - -
2 уровень 30% 20% - -
3 уровень 10% 40% 40% 20%
4 уровень - 20% 50% 55%
5 уровень - - 10% 20%
6 уровень - - - 5%

 

Информация о работе Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания