Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, дипломная работа
Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного
воспитания на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
- исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6
1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14
1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20
1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25
Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33
2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37
2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51
Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56
3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59
3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованной литературы………
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей [10, c. 46].
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.
В
ходе учебно-воспитательного
Постепенно
возрастает и самостоятельность
самооценок. Если самооценки первоклассников
почти полностью зависят от оценок
их поведения и результатов
На
протяжении школьного обучения, уже
в пределах начальных классов, смысл
отметки для ребенка
Следовательно,
роль школьных оценок не исчерпывается
тем, что они должны воздействовать
на познавательную деятельность ученика.
Оценивая знания, учитель, по существу,
одновременно оценивает личность, ее
возможности, ее место среди других.
Именно так и воспринимаются оценки
детьми. Ориентируясь на оценки учителя,
они сами ранжируют себя и своих
товарищей как отличников, средних.
Слабых, старательных или нестарательных,
ответственных или
Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, их таких источников информации, как радио и телевидение.
Часть оценок переносится ребенком на самого себя - это оценки поведения и качеств личности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность - сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем - и далеко не в полной форме - по отношению к себе. Большинство детей могу и в конце первого года обучения разобраться в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность. Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению [13, 153]. Внутренний конфликт может вызвать расхождение между: самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди; самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек. В формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие проблемы: Проблема роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход - страдание. Ребенок мыслит образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким, каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями, весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным воображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание. Проблема внешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит свою внешность, ненавидит свои способности, - вообще, тяготится самим собой. Такого рода рефлексирующий негативизм - явление довольно частое. И этот негативизм рождается на грани позитивного качества - неудовлетворенности собой.
С
развитием личности младшего школьника
белее точным становится его знание
о себе, более правильной самоориентация,
совершенствуется умение разбираться
в своих силах и возможностях, возникает
стремление действовать в определенных
ситуациях, опираясь не на оценки окружающих,
а на собственную самооценку. Причем самооценка
становится не только более обоснованной,
но и захватывает более широкий круг качеств.
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки
Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Часто
родители придумывают, каким должен
быть ребенок в идеале, а, когда
он не соответствует их мечтам, упрекают
его за это, не замечая достоинств,
которые просто не были включены в
их, родительские, планы. Поэтому, чтобы
у ребенка не воспиталось низкой
самооценки и ощущения ущербности,
не стоит возлагать на него каких-то
огромных надежд, чтобы впоследствии
не прийти к разочарованию. И, наоборот,
нужно старательно замечать достоинства,
открывать в ребенке ему
Самое обидное, что это касается, в большей степени, самых умных, интеллигентных, знающих и любознательных подростков. Именно они больше всего и чаще всего недовольны собой и имеют низкую самооценку. У легкомысленных подростков, которые живут сегодняшним днем, не думают о будущем и не забивают себе головы идеалами, как раз с самооценкой все в порядке. Конечно, нужно приветствовать стремление ребенка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путем кропотливого труда. Объяснить ребенку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе - идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.
Воспитание самооценки в ребенке - одна из самых важных задач для его будущей жизни. Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
А.И.Липкина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения [45, c. 90].
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Таким
образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму
отрицательное влияние семьи
на воспитание ребенка необходимо помнить
внутрисемейные психологические факторы,
имеющие воспитательное значение: принимать
активное участие в жизни семьи; всегда
находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать
во все возникающие в его жизни сложности
и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима,
помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения; иметь представление
о различных этапах в жизни ребенка; уважать
право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты
и относиться к ребенку как к равноправному
партнеру, который просто пока что обладает
меньшим жизненным опытом; с уважением
относиться к стремлению всех членов
семьи, делать карьеру, самосовершенствоваться.
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки
Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника.
1) Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике. В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает [41, с. 25].
Информация о работе Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания