Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного
воспитания на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
- исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6
1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14
1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20
1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25
Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33
2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37
2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51
Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56
3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59
3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания.docx

— 319.39 Кб (Скачать)

       Ребенок, воспитывающийся в семье,  где личностными образцами для  него являются родители,  получает  подготовку  к  последующим  социальным  ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.  Кроме  того,  довольно сильным является социальное давление.  Детей  обычно  хвалят  за  поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия,  присущие  противоположному полу.  Правильное   половое   воспитание   ребенка,   формирование   чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ  дальнейшего  развития их личности. В  результате  разумного  применения  поощрений  развитие  поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более  успешным,  чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в  наказании,  то для  усиления  воспитательного  эффекта  наказания  по  возможности   должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком.  Наказание  более эффективно в  том  случае,  если  проступок,  за  который  ребенок  наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое  может  вызвать  у  ребенка  страх  или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует  у  ребенка  убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

       Поведение  ребенка  во  многом  зависит  от  воспитания   в   семье. Дошкольники,  например,   часто   видят   себя   глазами   взрослых.   Т.о., положительное  или  отрицательное  к  нему  отношение  со  стороны  взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых  занижена  самооценка, недовольны собой. Это происходит в  семьях,  где  родители  часто  ругают  ребенка  или ставят перед ним  завышенные  задачи.  Кроме  того,  ребенок,  видящий,  что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя,  и  в  результате  самооценка опять-таки  занижается.  Такой  ребенок  чувствует,  что  не   соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность —  завышенная  самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам,  а  система наказаний очень мягка.

      Здесь  имеется  в  виду  и  понимание целей воспитания, и приемов воспитания,  и  учет  того,  что  можно  и  чего нельзя  допустить  в  отношении  ребенка.  Могут  быть  выделены  4  тактики воспитания в семье и отвечающие им 4  типа  семейных  отношений,  являющиеся предпосылкой   и    результатом    их    возникновения:    диктат,    опека, «невмешательство» и сотрудничество.[См.Приложение А.Рисунок 2.]

       Диктат в семье проявляется  в систематическом  подавлении  родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется,  родители могут и должны  предъявлять  требования  своему  ребенку,  исходя  из  целей воспитания,  норм  морали,  конкретных  ситуаций,   в   которых   необходимо принимать педагогически и нравственно  оправданные  решения.  Однако  те  из них,  которые  предпочитают  всем  видам  воздействия  приказ   и   насилие, сталкиваются  с  сопротивлением  ребенка,   который   отвечает   на   нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом,  вспышками  грубости,  а  иногда  и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих  качеств  личности:  самостоятельность, чувство  собственного  достоинства,  инициативность,  вера  в  себя  и  свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

       Опека в семье — система  отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех  потребностей  ребенка,  ограждают его от каких-либо забот, усилий и  трудностей,  принимая  их  на  себя.  Вопрос  об активном формировании личности отходит на второй план.  Родители,  по  сути, блокируют процесс серьезной подготовки их  детей  к  реальности  за  порогом родного дома. Такая чрезмерная забота  о  ребенке,  чрезмерный  контроль  за всей его жизнью, основанный на  тесном  эмоциональном  контакте,  называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности,  трудностям  в общении.   Существует   также   противоположное   понятие    —    гипоопека, подразумевающее под собой сочетание  безразличного  отношения  родительского отношения с полным отсутствием контроля.  Дети  могут  делать  все,  что  им вздумается.  В  результате,   повзрослев,   они   становятся   эгоистичными, циничными  людьми,  которые  не  в  состоянии  никого   уважать,   сами   не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех  своих прихотей.

       Система межличностных отношений  в  семье,  строящаяся  на  признании возможности и даже целесообразности независимого существования  взрослых  от детей,   может   порождаться   тактикой    “невмешательства”.    При    этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые  и  дети,  и  ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким  образом  линию.  Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит  пассивность  родителей  как воспитателей.

       Сотрудничество  как  тип   взаимоотношений   в   семье   предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими  целями  и  задачами совместной  деятельности,   ее   организацией   и   высокими   нравственными ценностями.   Именно   в   этой   ситуации   преодолевается    эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим  типом  взаимоотношений  является сотрудничество,  обретает  особое  качество,  становится  группой   высокого уровня развития — коллективом.

       Многие родители с замиранием  сердца ждут так называемого  переходного возраста у своих детей. У кого-то  этот  переход  от  детства  к  взрослению происходит  совершенно   незаметно,   для   кого-то   становится   настоящей катастрофой. Еще недавно послушный  и  спокойный  ребенок  вдруг  становится «колючим», раздраженным, он то и дело вступает  в конфликт  с окружающими. Это  нередко  вызывает  непродуманную   отрицательную   реакцию   родителей, учителей. Их ошибка состоит в том,  что  они  пытаются  подчинить  подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает  его  от  взрослых  и,  что самое  страшное,  —  ломает  растущего  человека,  делая   его   неискренним приспособленцем или по-прежнему  послушным  вплоть  до  потери  своего  «Я».

       Существует  три стиля   родительского   поведения   —   авторитарный,   демократический    и попустительский.

       При авторитарном стиле желание  родителя — закон для  ребенка.  Такие родители подавляют своих детей. Они требуют  от  подростка беспрекословного подчинения и не считают  нужным  объяснять  ему  причины  своих  указаний  и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка,  причем  делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются,  их  общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт,  но  чаще  дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю  семейных  отношений  и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. [41 c. 345]

       Демократичный стиль семейных  отношений  является  самым   оптимальным для  воспитания.  Демократичные  родители  ценят  в  поведении  подростка  и самостоятельность, и дисциплину.  Они  сами  предоставляют  ему  право  быть самостоятельным  в  каких-то  областях   его   жизни;   не   ущемляя   прав, одновременно требуют выполнения  обязанностей;  они  уважают  его  мнение  и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной  заботе, обычно  не  слишком  раздражает  подростка;  он   часто   прислушивается   к объяснениям,  почему  не  стоит  делать  одного  и  стоит  сделать   другое. Формирование взрослости при  таких  обстоятельствах  происходит  без  особых переживаний и конфликтов.

       При попустительском стиле родители  почти  не  обращают  внимания  на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки  из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку  на  своих родителей, у них почти нет ценностей. 

    1.1. Сущность семейного воспитания

    Семейное  воспитание, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача  семейного воспитания — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. Оно неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

   В классово-антагонистических формациях семейное воспитание носит классовый (при феодализме — сословный) характер, испытывает значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе воспитания развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. «На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи»1. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём. [11 c. 25]

   В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное семейное воспитание сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.

        Главное направление семейного  воспитания в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности». [20 c. 88]

   Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения  современной науки, в том числе  труды отечественных философов  и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют  о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного  воспитания происходит действенная  выработка программ социального  поведения человека, формируется  человек как личность. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того, что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества".

   Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

   Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Информация о работе Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания