Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, дипломная работа
Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного
воспитания на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
- исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6
1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14
1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20
1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25
Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33
2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37
2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51
Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56
3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59
3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованной литературы………
Ребенок, воспитывающийся в
Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягка.
Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.[См.Приложение А.Рисунок 2.]
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.
Опека в семье — система
отношений, при которой
Система межличностных
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, — ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего «Я».
Существует три стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле
1.1. Сущность семейного воспитания
Семейное
воспитание, систематическое
В классово-антагонистических формациях семейное воспитание носит классовый (при феодализме — сословный) характер, испытывает значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе воспитания развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. «На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи»1. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём. [11 c. 25]
В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное семейное воспитание сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.
Главное направление семейного воспитания в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности». [20 c. 88]
Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того, что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества".
Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.
Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.
Информация о работе Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания