Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного
воспитания на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
- исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6
1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14
1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20
1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25
Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33
2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37
2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51
Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56
3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59
3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания.docx

— 319.39 Кб (Скачать)

    не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких учащихся; создавать такие воспитательные ситуации, когда учащиеся должны будут готовить мероприятия внеклассного характера, связанные с достижениями других учащихся; учить учащихся объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других детей; проводить внеклассные мероприятия высокого нравственного накала, которые будут стимулировать формирование таких качеств характера, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость, проявлять чувство благодарности к другим людям.

    3) Рассудительный стиль семейного воспитания.

    Родители  с раннего детства предоставляют  ребенку полную свободу действий. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими  наказаниями, считая, что ребенок  может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему  рекомендацию или совет. У родителей  и детей складываются теплые и  добрые взаимоотношения. Родители заботятся  о том, чтобы достоинство ребенка  никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно быть всё время в деятельности.

    Иногда  детям из таких семей очень  трудно приспосабливаться к школе  и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках.

    В организации работы с такими учащимися  и родителями классному руководителю необходимо: своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;

    обращать внимание учителей на систему взаимоотношений и ценностей в таких семьях; давать возможность родителям самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием их детей и принимать соответствующие решения; демонстрировать педагогам достижения таких учащихся у различных учителей.

    4) Предупредительный стиль семейного воспитания.

    Одной из причин предупредительного стиля  семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего  детства, а второй – особенности  характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел  и болеет, родители становятся чрезвычайно  мнительными и болезненно реагируют  на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют  ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически  лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются  инициаторами  детских  игр, сами регламентируют его  поведение. С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей. Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику в виде наглядного образа или примера.

    Классному руководителю необходимо: внимательно изучить семейную ситуацию в таких семьях; поручать таким учащимся выполнение заданий, которые требуют от них проявления инициативы и самостоятельности; поддерживать любое их начинание положительного свойства; привлекать таких учащихся в работе творческих групп различной направленности.

    5) Сочувствующий стиль семейного воспитания.

    Условием  формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального  достатка в семье, плохие бытовые  условия, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок  с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно  помогая родителям. Попадая в  детский коллектив, такой ребенок  ведет себя настороженно, долго присматривается  к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Родители таких детей всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них положиться в своей деятельности, такие родители с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях. В начальной школе для этих ребят детский коллектив имеет маловажное значение. Они не стремятся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. Такие учащиеся очень неприхотливы и не страдают от того, что не имеют чего-то материального (дорогие вещи, подарки и т.д.).

    Классному руководителю необходимо: оградить таких учащихся от насмешек их сверстников, если это связано с материальными возможностями их семей; демонстрировать их личностные и учебные достижения перед классом и родителями учащихся; укреплять их положение в коллективе; не проявлять к таким учащимся неуместную и ярко проявляемую жалость; создавать такие воспитательные ситуации, которые будут способствовать проявлению инициативы учащихся.

    6) Гармоничный стиль семейного воспитания.

    Суть  гармоничного стиля воспитания заключается  уже в самом названии. В таких  семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается  и растет в теплой и дружественной  атмосфере. Уже в начальной школе  они проявляют чуткость к своим  сверстникам и внимательное отношение  к просьбам взрослых людей. Характерная  особенность этих детей состоит  в том, что они всегда говорят  правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

    Учеба таких ребят характеризуется  высокой исполнительностью и  ответственностью. Они не боятся никакой  деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной.  Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

    Классному руководителю, к большому сожалению, не всегда комфортно рядом с такими детьми. Это связано прежде всего с тем, что не все классные руководители и педагоги верят в искренность поступков таких учащихся, они все время находятся настороже, ожидая срыва в поведении таких учащихся.

    Для того чтобы быть авторитетным в глазах таких учащихся, необходимо: самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках; вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон; не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку; указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги; четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим; поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его в ранг недосягаемых учеников; формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного; демонстрировать ученику результаты его продвижений и достижений для самого себя и на благо других людей.

    Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье  строго регламентированы и ребенок  абсолютно соответствует одной  из описанных тише характеристик. Однако многое из того, что скачано, поможет  классному руководителю построить  процесс воспитания и обучения гораздо  эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей  в семейном воспитании и попытаться помочь им и их преодолении. Вышеперечисленная     информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов  в воспитании.

 

    Глава II. Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника

    Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни  ребенка, который выделился исторически  сравнительно недавно. Его не было у  тех детей, кто вообще не посещал  школу, его не было и у тех, для  кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано  с введением системы всеобщего  и обязательного неполного и  полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности  младшего школьного возраста как  начального звена школьного детства  также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных  чертах этого возраста [26, 84]. Младший  школьный возраст наиболее глубоко  и содержательно представлен  в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л. И. Айдаровой, А. К. Дусавицкого, А. К. Марковой, Ю. А. Полуянова, В. В. Репкина, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман и др.)

  1. «Я-реальное».  Родительские позиции и отношение к детям в этом возрасте может положительно или отрицательно повлиять на их установки. Подкрепление родителями данных позиций ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Родители, которые обращают внимание на успехи ребенка, положительно подкрепляют его достижения - воспитают успешную личность. Прививая интерес к новому, уделяя ребенку столько внимания, сколько ему требуется в этом возрасте и, не препятствуя его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке познавательный интерес, коммуникабельность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе какие-то вопросы, выслушивать его мнение по поводу этого, т.к. это подтверждение его взрослости и значимости для родителей.[ 45 c. 295]
 

Отношение родителей также может вызвать  и обратный результат. Если не замечать успехов ребенка, а только ругать его за проступки, заострять внимание только на ошибках, ребенок потеряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового - ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все  равно ничего не получится. Так формируется  неуверенность в себе, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка  всю его жизнь.

    2) «Я - идеальное» в этом возрасте  состоит из фантастических образов  «Я» (Э. Эриксон) - это то, о чем ребенок мечтает, каким хочет видеть себя в будущем. Здесь тоже очень важно правильно отнестись к фантазиям ребенка и не пресечь на корню его пусть пока даже несерьезные, но все же цели, которые, со временем преобразуются в реальные и вполне осуществимые [84, с. 63].

    В процессе близких взаимоотношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими  родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура  его личности. Он входит в мир  своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни  ребенка играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда  родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение  в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и  такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно  считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим  поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих их всестороннему  и гармоничному развитию. 

    Ведущая роль семейных отношений заключается  в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности  других компонентов воспитательного  потенциала семьи. Всякое серьезное  отклонение внутрисемейных отношений  от нормы означает ущербность, а  зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Информация о работе Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания